Карл Фридрих Беккер - Мифы Древнего мира

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Мифы Древнего мира"
Описание и краткое содержание "Мифы Древнего мира" читать бесплатно онлайн.
«Мифы Древнего мира» – отчасти сокращенный перевод книги немецкого писателя и педагога Карла Фридриха Беккера (1777–1806), сделанный в 1843 году выдающимся русским просветителем, филологом, критиком и журналистом Николаем Ивановичем Гречем (1787–1867). Это подробный обзор истории Древнего мира – от мифов о сотворении Вселенной до распада Западной Римской империи, – наполненный живыми подробностями быта различных времен и народов, занимательными историческими анекдотами, неожиданными выводами и параллелями с современностью.
В ломке старины Амазис пошел еще дальше Псамметихидов. Он больше не соблюдал древнего церемониала в отношении царского достоинства, но при дворе предавался веселому наслаждению жизнью в греческом духе. Особенно он любил пировать с приближенными. Но скоро на горизонте блестящей жизни показалась тяжелая грозовая туча: могущественно возраставшее при Кире персидское государство. С тревогой приходилось под конец жизни думать Амазису о будущем, когда он увидел, как опасный враг все ближе придвигается к его восточным границам. Однако он умер прежде, чем сыну Кира Камбизу суждено было ступить на египетскую землю победителем.
Амазис известен также дружескими отношениями с Поликратом, правителем о. Самос. Когда о-ва Хиос и Лесбос подчинились персам, Самос под управлением Поликрата остался независим (536). Поликрат построил великолепный флот из 80 тяжелых и 100 легких кораблей и при его помощи успешно отстаивал независимость от персов, пока Камбиз для похода против египтян не собрал у берегов Финикии корабли малоазиатских приморских городов, финикийцев и жителей Кипра. Тогда Поликрату пришлось также подчиниться Камбизу и послать ему 40 хорошо вооруженных кораблей.
V. Греки. Первоначальная история
1. Начало греческих государств
Результаты исследований показывают, что обитатели Греции являлись арийскими (индо-европейскими) племенами и переселились в Европу из Азии. Первыми упоминаются пеласги и эллины. Пеласги – мирные земледельцы и скотоводы – жили в основном на плодоносных равнинах Фессалии и Арголиды. Богослужение у них было просто, без идолов и храмов. Главным божеством был Зевс, а главнейшим городом его поклонения – Додона с древним оракулом, жрецы которого выводили предсказания из шелеста листьев священного дуба или журчания протекавшего ручья. Этим древнейшим жителям Балканского п-ва приписывают сооружение колоссальных построек из исполинских каменных глыб (циклопических построек). До настоящего времени сохранились львиные ворота в Микенах и сокровищница Атрея. В окрестностях Микен немецкий археолог Шлиман в 1876 и 1877 гг. обнаружил множество могил, в которых находилось оружие, инструменты, сосуды, золотые украшения и плиты с барельефами. Все это принадлежало, очевидно, еще к доэллинскому периоду искусства.
Эллины отличались от пеласгов воинственной предприимчивостью и подвижностью. Благодаря этому они возвысились, и еще до окончания дорических расселений название «эллины» стало употребимым как собирательное для всего народа. У Гомера греки, осаждавшие Трою, называются «аргивянами», «ахейцами» или «данайцами». По наречиям и обычаям эллины разделялись на четыре племени: эолийцы, дорийцы, ахейцы и ионийцы. Эолийцы обитали преимущественно в Южной Фессалии, дорийцы – в названной по их имени области Дориде, ахейцы – в Арголиде, Лаконии и Элиде, и ионийцы – в Аттике и Мегаре (до Истмийского перешейка) и на соседних островах. По преданию, свидетельствующему о связи греческой культуры с восточной, в особенности – финикийской и египетской, к этим первоначальным жителям присоединились многие переселенцы.
Так, в 1550 г. до н. э. из Саиса в Нижнем Египте переселился в Аттику Кекропс. Он был принят тамошним царем и женился на его дочери. Кекропс привел в порядок богослужение, установил браки и судилища, среди которых находился и знаменитый впоследствии ареопаг, и построил названную по его имени крепость Кекропию. Таким образом, он положил первое основание гражданского устройства и безопасности будущего афинского государства, чем и заслужил название основателя его. Девятому его преемнику, Тезею, удалось еще более сплотить население и тем возвысить его могущество. Из Финикии в Беотию прибыл Кадм. Он принес письмена, научил обработке руды и другим ремеслам, ввел новое богослужение и основал г. Кадмея, на месте которого четвертый его преемник, Амфион, построил впоследствии г. Фивы и переменил название кадмеян на фивян. Судьбы следовавших за ним правителей Фив послужили впоследствии трагическим поэтам темами для самых разнообразных произведений и повели к многочисленным войнам. Данай из Хеммиса в Египте поселился в Аргосе и положил начало новой династии. Он выдал замуж 50 дочерей – Данаид – за сыновей своего брата Египта. Но оракул предсказал ему, что один из них лишит его престола и жизни, поэтому он приказал всем дочерям умертвить мужей в одну ночь. Те исполнили приказание; только одна, Гипермнестра, пощадила своего мужа Линкея. За такое преступление Данаиды присуждены были нести наказание в загробном мире: бесконечно носить воду в бездонную бочку. Подобно многим другим мифам, этот миф олицетворяет определенное явление природы: Данаиды, вечно наполняющие водой бездонную бочку, – ежегодно высыхающие реки и ручьи сухой Аргосской области. Преемники Даная впоследствии основали три государства: в Аргосе, Тиринфе и Микенах. Позднее переселился из Фригии сын Тантала Пелопс – от его имени произошло название Пелопоннеса (п-ов Пелопса). Его преемники владели тремя областями Пелопоннеса: Элидой, Арголидой и Лаконикой и дали этим древним государствам особых правителей. Судьба Пелопидов необыкновенно трагична. Сыновья Пелопса Атрей и Фиест непримиримо враждовали и свершали ужасные злодеяния. Однажды Атрей сделал вид, что желает примириться с Фиестом, и пригласил его к себе на пир. Тот, ничего не подозревая, пришел в дом к Атрею, который зарезал его сыновей и накормил отца их мясом. Третий сын Фиеста Эгисф за это убил Атрея. Сыновья Атрея Агамемнон и Менелай бежали в Спарту.
2. Героический период греческой истории
Главные герои и их подвиги
Геракл, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, был национальным героем дорийцев. Его всю жизнь преследовала ревнивая жена Зевса Гера. Еще во младенчестве он задушил двух змей, положенных ему в колыбель Герой. Повзрослев, Геракл в нерешительности остановился на жизненном распутье. Тогда предстали перед ним две женщины: скромная и простодушная Арета (добродетель) и бесстыдная и сладострастная Какия (порок). Каждая старалась склонить его идти по ее дороге; он последовал за первой. Когда он вполне возмужал, любимейшими занятиями его сделались охота и война. По приказанию микенского царя Эврисфея, Геракл совершил двенадцать подвигов. Особенно примечательны битва с немейским львом, которого он задушил и с тех пор стал носить на плечах львиную шкуру; битва с лернейской гидрой, у которой на месте одной отрубленной головы вырастали две новые. Затем он в один день очистил Авгиевы конюшни, вмещавшие в себе три тысячи быков; потом завладел поясом Ипполиты, царицы мужеподобных амазонок, и вывел из подземного царства адского пса Цербера. Из других похождений Геракла можно упомянуть битву его с ливийским великаном Антеем, получавшим при каждом соприкосновении с матерью-землей новую силу; Геракл приподнял его и задушил. Далее следует комическая битва с карликами-пигмеями, напавшими на героя, когда он спал; Геракл собрал их в львиную шкуру и отнес в Микены.
Геракл Фарнезский
Но и Геракл подвергся гонению рока. Он влюбился в прекрасную Иолу и этим возбудил в супруге Деянире ревность. Деянира послала ему праздничную одежду, пропитанную ядом. Едва Геракл надел ее, яд проник в его тело. Мучимый жестокой болью, он старался сорвать с себя одежду и вместе с нею вырвал кусок мяса. В отчаянии Геракл воздвиг костер, чтобы в его пламени окончить страдания, но был внезапно подхвачен облаком, на котором, управляя четверкой лошадей, проносилась Афина-Паллада, и вознесен на Олимп. Там он получил бессмертие и женился на богине вечной юности Гебе.
Тезей, сын царя Эгея в Аттике, был национальным героем ионийцев, в особенности афинян, считавших его творцом их политической самостоятельности. Уроженец Трезена, он очистил дорогу в Афины от разбойников и чудовищ. Прежде всего убил Синида, который соединял две сосны вершинами, привязывал к ним ногами путешественников и таким образом разрывал их на части. Потом уничтожил Прокруста: малорослых пленников вытягивал на длинной кровати, высоких же укладывал на короткую и обрубал им ноги. Но величайшей заслугой Тезея стало избавление Афин от постыдной человеческой дани. Каждые семь лет, по приказанию критского царя Миноса, афиняне должны были посылать семь юношей и семь девушек в жертву чудовищу Минотавру, который жил в лабиринте, построенном знаменитым мастером Дедалом.
В 3-й раз наступило время платить ненавистную дань. Отцы и матери рыдали, юноши и девушки воплями оглашали город, и жребий должен был решить, кому суждено стать жертвой. Тогда выступил вперед Тезей и добровольно предложил себя в число 14 молодых людей. Вместе с черным парусом, поднимаемым в знак безнадежного траура, он приказал кормчему взять на корабль и белый, чтобы при возвращении поднять его в знак полного освобождения. Когда Тезей прибыл на Крит, влюбившаяся в него дочь Миноса Ариадна дала ему клубок, с которым он выберется из лабиринта, убив Минотавра. Тезей уничтожил чудовище и прекратил позорную дань. На обратном пути он заехал на о. Делос. Здесь, во исполнение данного обета и в благодарность Аполлону за дарованную победу, он учредил танец, в котором подражали извивам лабиринта.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мифы Древнего мира"
Книги похожие на "Мифы Древнего мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл Фридрих Беккер - Мифы Древнего мира"
Отзывы читателей о книге "Мифы Древнего мира", комментарии и мнения людей о произведении.