Елена Ершова - Психология сексуальности

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Психология сексуальности"
Описание и краткое содержание "Психология сексуальности" читать бесплатно онлайн.
Книга будет полезна психологам и врачам, работающим в области сексологии, клинической психологии и смежных дисциплин, а также тем, кто самостоятельно ищет ответы на личные вопросы в области интимных отношений, и кому не безразличны современные проблемы психологии сексуальности.
При всей индивидуальности проявлений каждого человека сексуальное поведение у большей части мужчин и женщин отличается очерченными популяционными тенденциями на всех этапах онтогенеза. Так, социосексуальное поведение сравнительно консервативно, потому что онтогенез сексуальности за редким исключением происходит в однородной социокультурной среде с давно установившимися традициями, нормами и правилами. Будучи усвоенным, оно облегчает выбор партнера и стиль партнерских отношений, открывающих возможности адекватной реализации соматосексуального потенциала. Психосексуальное развитие в детстве и юности наиболее динамично и вариативно, но затем, на этапе зрелой сексуальности, психосексуальная составляющая стабилизируется и выполняет главным образом функцию адаптации в партнерстве и периоде инволюционного спада сексуальности.
Особенности проявлений психосексуальной активности в ходе своего развития отражают качественные изменения в показателях сексуального здоровья. В этом плане анализ сексуального развития не только раскрывает сущностные характеристики половой жизни человека, но и становится одним из критериев его личностного роста.
Пренатальный (дородовой) период. Пренатальный период является первым шагом в онтогенезе сексуальности, где под воздействием многочисленных факторов складывается морфологический пол, регистрируемый при рождении как акушерский (аскриптивный) пол новорожденного. Иными словами, в дородовом периоде111 формируются первичные половые признаки, проявляются первые соматосексуальные реакции, закладывается генитальный и церебральный базис соматосексуальных и психосексуальных характеристик, открывается перспектива дальнейшей социокультурной активности. Именно в пренатальный период формируется соматосексуальная составляющая, и закладываются основы для психосексуального и социосексуального развития в будущем.
Онтогенез начинается с оплодотворения, и точкой отсчета этого явления становится момент слияния генетического материала половых клеток, гамет – яйцеклетки и сперматозоида. Внутриутробное развитие подразделяется на три стадии: герминальную (двухнедельный период быстрого дробления зиготы и первичной организации клеток); эмбриональную (шестинедельный период структурного развития зародыша); и фетальную (оставшееся до рождения время созревания плода).
Ребенок112 рано, еще внутриутробно начинает чувствовать мысли, переживания, эмоции матери; именно эти впечатления впоследствии сформируют его характер, поведение, психику. У 28-недельного плода уже есть отчетливая мимика. Плод выражает свое отношение к вкусу пищи, которую ест мать. Гримасы неудовольствия возникают на соленое и горькое, и, наоборот, сладкое вызывает у зародыша выражение удовольствия. Плод реагирует особым выражением лица на отрицательные эмоции матери: плач, крик, гнев, и они влияют на него самым сильным образом. Выражены глотательные и хватательные движения, подвижны конечности. Хватательный эффект впервые проявляется в возрасте 11,5 недель внутриутробной жизни. Доктор Д. Пурпура, профессор медицинского колледжа Альберта Эйнштейна, глава секции исследования мозга Национальных институтов здоровья, указал время начала формирования психики ребенка в утробе матери – это период между 8-й и 32-й неделями беременности.
Парапубертатный период. Следующий период после внутриутробного принято называть детством – это достаточно сложное, насыщенное время сексуального развития, которое характеризуется многочисленными признаками развития сексуальности. В сексологии оно исчисляется с младенчества, длящегося до 1—1,5 лет, последующего детства, длящегося от 1—1,5 до 5—7 лет, в котором иногда выделяют раннее детство от 1 года до 3 лет и дошкольное детство.
В раннем детстве активируются программы психосексуального развития от первых паттернов условно-сексуального поведения до формирования полового самосознания и манифестации понятийной стадии либидо. Особенности детской сексуальности были названы еще З. Фрейдом:
1) по своему происхождению она относится к одной из жизненно значимых функций;
2) она не имеет сексуального объекта, поэтому ребенок аутоэротичен;
3) сексуальная цель меняется под влиянием преобладающих эрогенных зон.
Запуск соматосексуального, психосексуального и социосексуального развития происходит асинхронно, но если ключевым в парапубертате является соматосексуальное, то вскоре активизируется психосексуальное и подключается социосексуальное развитие. При этом все три составляющие сексуального развития взаимообусловлены и взаимозависимы.
Основной характерной особенностью сексуального развития в парапубертатном периоде является формирование полового самосознания. Ребенок для себя отвечает на вопрос «Кто ты?» и к 5—6 годам уже твердо идентифицирует свою половую принадлежность, понимая её необратимость. Сексуальные игры и младенческая мастурбация – еще условно-сексуальное поведение, отражающее первые шаги в сексуальном развитии на данном онтогенетическом этапе.
Препубертатный период. Следующий этап онтогенеза сексуальности – препубертатный или предподростковый период – длится с 5—7 до 11—13 лет. Это время формирования полоролевого поведения (или полоролевого стереотипа). В некоторых научных работах и в художественной литературе этот возраст иногда называют отроческим. Собственно, в словаре Даля устаревший термин «отрок» означал ребенка с 7 до 15 лет, младшего княжеского пажа, работника (слугу или батрака) и просто шалуна, сорвиголову. Отрочество – возраст между детством и юностью, и если традиционно считать юностью возраст от 14 до 18 лет, то именно отрочество с учетом акселерации развития во второй половине ХХ века почти идеально заполняет предподростковую возрастную нишу. В педагогике это младший и «полусредний» школьный возраст.
Если формирование полового самосознания в ранние годы отвечает на главный эволюционный вопрос «кто ты – мужчина или женщина?», то становление полоролевого стереотипа отвечает на не менее важный вопрос: «какой или какая ты?». Основная задача этого этапа – оснастить развивающуюся сексуальность инструментом репрезентации своей половой сущности и системой ожиданий по отношению к будущему партнеру, позволяющей прогнозировать его поведение.
Характерной особенностью сексуального развития в препубертатном периоде является формирование стереотипов полоролевого поведения. Мальчики и девочки в семье и со сверстниками за короткий срок пытаются усвоить основные стандарты, предписания, нормы, ожидания, которые существуют в социокультурном окружении для мужчин и женщин. Этот онтогенетический период отличается сексуальной стыдливостью и осмотрительностью, отсутствием выраженного сексуального влечения, редкими эпизодами фрустрационной псевдо-мастурбации, генитальной презентацией в однополых группах.
Пубертатный период. Сексуальная юность или пубертатный период (от лат. pubertas – возмужалость, возраст роста волос на лобке; нестрогие синонимы – подростковый, старший школьный или юношеский возраст) – интервал с 11—13 до 15—18 лет. Это время, в течение которого организм достигает биологической половой зрелости. Иногда его называют тинейджеровским (от анг. teen – окончание числительных от 13 до 19 и age – возраст)113.
Пубертатный период характеризуется, прежде всего, формированием психосексуальных ориентаций, которые проявляются в выборе объекта сексуального предпочтения. Варианты сексуального поведения подростков достаточно разнообразны в силу множества причин. В этот период осуществляется своего рода взрыв сексуальной активности, обусловленный выработкой тестостерона и других андрогенов, определяющих силу влечения.
Противоречие между неограниченными возможностями эротических представлений и сексуальных фантазий при ограниченных условиях их реализации в форме суррогатной сексуальной активности делают непростым процесс становления направленности либидо. Нормальными вариантами направленности либидо считаются гетеросексуальная, гомосексуальная и бисексуальная. Однако, лишь гетеросексуальность, как эволюционный феномен, обеспечивает жесткую привязку индивида к репродуктивному партнеру и отвечает за количественное сохранение популяции и ее генетическое разнообразие, обеспечивающее отбор качественного генетического материала для дальнейшей эволюции вида.
Сексуальное развитие в подростковом возрасте является важным моментом онтогенеза сексуальности, который протекает на очень высоком уровне гормональной активности. Пубертатный период является временем формирования вторичных половых признаков, пробуждением платонического, эротического и сексуального либидо. Этот период характеризуется наступлением первой эякуляции (ойгархе), менструации (менархе), ночных поллюций и мастурбации.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психология сексуальности"
Книги похожие на "Психология сексуальности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Ершова - Психология сексуальности"
Отзывы читателей о книге "Психология сексуальности", комментарии и мнения людей о произведении.