» » » Ахсар Тавасиев - Банковское дело


Авторские права

Ахсар Тавасиев - Банковское дело

Здесь можно купить и скачать "Ахсар Тавасиев - Банковское дело" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Банковское дело, издательство Литагент «Дашков и К»016fe42b-d4b3-11e5-bb2a-0cc47a1952f2, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ахсар Тавасиев - Банковское дело
Рейтинг:
Название:
Банковское дело
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-394-01264-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Банковское дело"

Описание и краткое содержание "Банковское дело" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии освещаются основные вопросы, раскрывающие природу кредитных организаций и банковской системы, управления банковской системой (сектором) в целом и отдельно взятым коммерческим банком по важнейшим направлениям их формирования и функционирования. Книга в сжатом виде дает совокупность современных знаний, необходимых всем, кто изучает теорию и практику банковского дела и управления им в России. Для студентов экономических вузов и факультетов, преподавателей экономических дисциплин, а также всех, кто самостоятельно изучает организацию и управление банковской деятельностью в стране, в том числе руководителей и сотрудников финансово-экономических служб предприятий и организаций реального сектора экономики, стремящихся повысить эффективность взаимодействия своих предприятий и организаций с коммерческими банками.






В порядке предварительного общего замечания здесь следует констатировать: в оценках качества (уровня) банковского управления до самого последнего времени господствовали субъективные представления. Это та потенциально наибольшая опасность в данном вопросе, преодолеть которую можно и должно. Сейчас в этом направлении начинают делать первые шаги.

О позиции Центрального банка

Управление банковской деятельностью со стороны Центрального банка, как уже отмечалось, включает в себя 4 аспекта. При этом вначале необходимо выделить следующие принципиальные моменты:

1) критерии качества управления банковской деятельностью будут разными для центрального банка и для коммерческих банков;

2) хорошее управление со стороны центрального банка представляет собой одно из необходимых, но недостаточное условие хорошего управления своей деятельностью коммерческими банками, зато плохое качество первого делает неэффективным и второе.

Итак, аспект первый управления, осуществляемого Банком России, – это управление им собственной деятельностью. Содержательный анализ данного аспекта не входит в задачи настоящей работы. Вместе с тем нельзя не отметить, что после того, как у Банка России не стало устава (апрель 1995 г.), утеряна возможность объективного суждения о том, как его центральный аппарат должен руководить всей системой ЦБ и насколько это должное соблюдается. Отдельные положения относительно того, как такое управление должно осуществляться, содержащиеся в банковском законодательстве и некоторых нормативных актах самого Банка России, либо слишком неконкретны и расплывчаты, либо посвящены вопросам скорее технического свойства.

Аспект второй связан с управлением Центральным банком развитием банковской системы (сектора) страны в целом.

Нормативно-правовая база управленческой деятельности Банка России в данном аспекте более чем скромна и ограничивается по сути статьей 3 Закона о Центральном банке, в которой лаконично прописаны цели его деятельности:

• защита и обеспечение устойчивости рубля;

• развитие и укрепление банковской системы РФ;

• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Но в Законе не определено, что следует понимать под “развитием и укреплением” банковской системы. Кроме того, среди вмененных Центральному банку задач (ст. 4 Закона) нет ни одной, указывающей, что и как именно он обязан или вправе делать для достижения названной цели. Отсюда следует, что руководство ЦБ вправе при желании как бы и не замечать данную цель, толковать ее по собственному усмотрению или разумению, намечать для ее достижения меры, неизвестно откуда и почему вытекающие.

Стратегическое управление банковской системой (сектором) в целом, если это делается цивилизованно, умно и эффективно, предполагает своевременное и качественное обновление банковского законодательства. К сожалению, ЦБ РФ лишен возможности пользоваться таким сильным инструментом, поскольку не обладает правом законодательной инициативы (раньше такое право у него было).

Таким образом, ключевым моментом организации эффективного управления со стороны ЦБ развитием банковской системы (сектора) страны является научно обоснованное определение критериев прогрессивного, здорового развития указанной системы (сектора). В качестве таковых можно было бы рассмотреть и оценить воспроизводимые ниже принципы формирования и функционирования банковской системы, уже предложенные специалистами.



1 Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. – М.: Финансы и статистика, 1996. С. 25-28.


Сопоставление данных принципов и реальной практики позволяет заключить, что управление со стороны ЦБ развитием национального банковского сектора осуществляется далеко не самым качественным образом, о чем можно судить двояко – по его результатам и с технологической точки зрения.

Указанные результаты оказались удручающими. После 1996 г. у половины из примерно 2600 отечественных банков былаотозвана лицензия, в 1998 г. банковская система страны была подведена к крупномасштабной катастрофе, причем не вопреки, а именно в результате политики, которую согласованно проводили Правительство и Центральный банк РФ. Более того, некоторые существенные элементы этой политики продолжают проводиться в жизнь и сейчас.

Что касается технологии (механизма) управления банковским сектором, то она либо спорная, либо о ней ничего определенного не было известно. Так, у ЦБ в течение целого десятилетия не было концепции развития отечественной банковской системы. Только в самом конце 2001 г. Правительство РФ и Банк России приняли рассчитанную на 5 лет совместную “Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации”, о качестве которой можно судить хотя бы по тому, что в 2003 г. необходимость ее существенной переработки уже ни у кого не вызывала сомнений. Далека от совершенства и “Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года”, принятая теми же двумя органами в апреле 2005 г.

Традиционно много нареканий вызывает реализация принципа адекватного правового сопровождения банковского дела в стране.

Аспект третий – управление текущим функционированием и развитием всех КО – воплощается в многочисленных нормативных актах, принимаемых Банком России. К качеству таких актов (качеству осуществляемого с их помощью управления) у банкиров и специалистов все время возникают самые серьезные претензии.

Аспект четвертый управления банковской деятельностью со стороны ЦБ реализуется в его действиях, которые связаны с внешним управлением, санированием, реорганизацией и ликвидацией конкретных КО.

Подход Банка России к оценке банковского управления был зафиксирован в Положении ЦБ № 10-П от 23.12.1997 г. “О порядке составления и представления в Банк России аудиторс-кого заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год”6 и состоял в следующем:

“В процессе аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) рассматривает:

• соблюдение … законодательства и нормативных актов Банка России по совершаемым кредитной организацией операциям;

• состояние бухгалтерского учета и отчетности…;

• выполнение экономических нормативов…;

• качество управления кредитной организацией, в том числе состояние внутреннего контроля:

– адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых кредитной организацией операций (участие органов управления в принятии решений, распределение обязанностей между руководителями, наличие положений о структурных подразделениях и должностных инструкций);

– оценка кредитной политики и качества управления кредитными рисками (наличие кредитного комитета; процедура рассмотрения кредитной заявки; наличие необходимой и достаточной информации о заемщике; обеспеченность ссуд, правильность оформления залоговых обязательств; контроль за своевременностью возврата кредитов, в том числе инсайдерами и работниками КО; обоснованность пролонгирования ссуд; постановка и проведение исковой работы; полнота сформированного резерва на возможные потери по ссудам);

– состояние внутреннего учета и отчетности по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

– управление рисками при осуществлении кредитной организацией операций на рынке ценных бумаг, полнота сформированного резерва под обесценение ценных бумаг;

– организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности;

– организация работы по проведению проверок и ревизий;

– организация контроля за деятельностью филиалов”.

Специалисты не раз критиковали приведенный выше пункт Положения ЦБ за формальность заложенных в нем критериев оценки качества банковского управления. Однако проблема уже тогда была гораздо сложнее, чем выявление достоинств и недостатков одного документа.

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 119-ФЗ от 7.08.2001 г. “Об аудиторской деятельности” все прерогативы в части лицензирования аудиторских организаций и организации проведения аудита, в том числе кредитных организаций, перешли к Министерству финансов РФ (лишение Центробанка соответствующих прав было, как представляется, ошибкой). В результате последнее подготовило, а Правительство РФ утвердило Положение “О лицензировании аудиторской деятельности” (постановление № 190 от 29.03.2002 г.), которое в дальнейшем заменено новым документом с аналогичным названием (утв. постановлением № 80 от 18.02.2008 г.) и 31 федеральный стандарт аудиторской деятельности (постановления № 696 от 23.09.2002 г., № 405 от 4.07.2003 г., № 532 от 7.10.2004 г., № 228 от 16.04.2005 г. и № 523 от 25.08.2006 г.). Однако в данных документах ничего не говорится о проверке аудиторами именно качества управления аудируемого лица.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Банковское дело"

Книги похожие на "Банковское дело" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ахсар Тавасиев

Ахсар Тавасиев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ахсар Тавасиев - Банковское дело"

Отзывы читателей о книге "Банковское дело", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.