Алексей Михальский - SFBT
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "SFBT"
Описание и краткое содержание "SFBT" читать бесплатно онлайн.
Первое русскоязычное руководство, посвященное ориентированной на решение краткосрочной терапии, предназначено для подготовки психотерапевтов, социальных работников и школьных психологов по данному методу. Метод распространен во многих странах мира и начинает завоевывать популярность в России. Автор, лично прошедший обучение у основателей подхода и использующий его в работе с клиентами более 15 лет, делится не только проверенными формулировками, но и рассматривает их на примерах из практики.
SFBT
Ориентированная на решение краткосрочная терапия
Алексей Михальский
© Алексей Михальский, 2015
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора
В 1994 году, будучи студентом второго курса факультета педагогики и психологии МПГУ, я настойчиво интересовался тем, как работают психологические центры в Европе и США. Отечественные психологические организации в качестве примера не вызывали у меня большого доверия. Информация быстро становилась доступной, да и какое-то минимальное общение через интернет уже стало возможным. Адекватных информационных сайтов еще не было (они появятся через год-другой), но уже появились и электронная почта, и доски объявлений BBS.
Как следствие того, что я оставлял свой адрес на досках, однажды утром я совершенно неожиданно получил посылку от неизвестной мне ранее Инсу Ким Берг. В ней были письмо и книга «Indirect Approaches in Therapy» – сборник статей по недирективным методам психотерапии: гипнозу, циркулярному интервью, метафорам, краткосрочной терапии – статьи Ивонны Долан, Рона Крала, Курта Людевига, Стива де Шейзера и других. Так постепенно наладился контакт с Инсу, курсовые были написаны, были и еще письма (к сожалению, я мало что мог рассказать о психотерапии в России), пара посылок, и вот… в конце августа 1996 года я уже еду в Прагу – на большой семинар по SFBT: 1, 2 и 3 сентября, учиться и общаться с теми, с кем переписывался. Ведь эти люди фактически успели стать моими учителями, сами того не подозревая. Обучение обошлось недорого даже по студенческим меркам, дороже были билеты (ехал поездом, получил массу удовольствия). Мероприятие проходило близ Вышеграда, запомнился огромный мост с колоннами, уходящий вдаль от горы, где станция метро Vysegrad – впрочем, это объяснимо – приходилось утром спускаться под гору, а вечером подниматься по длиннющей лестнице. Вполне японский символ упорного труда, вспоминаю я тогдашние мысли.
Учебная группа включала человек пятнадцать из Восточной Европы – Чехии, Болгарии, Венгрии, Сербии, Словакии. Несколько участников и сейчас вносят свой вклад в развитие метода. Сидели на стульях «в пространстве», писали на коленках. Первый день начался с небольших мастер-классов в русле развития подхода SFBT, я вспоминаю выступления Имелды МакКарти, Эрнста Саломона и нескольких других психологов. Оставшуюся половину первого дня провела Инсу Ким Берг. На второй день появился всеми ожидаемый Стив де Шейзер, который был одет как всегда – достаточно экстравагантно – вельветовые коричневые штаны, просторная рубаха, жилетка противоречивых цветов (что-то из кусочков вроде красное, зеленое и коричневое). Высокий, худой, с длинными руками – видно было, что он привык руками подчеркивать речь – особенно в важных моментах они начинали жить как-то сами по себе и гипнотически притягивали внимание. Он был очень добродушен, открыт абсолютно для всех, знакомились, говорили, и я расслабился (хотя в первый день чувствовал себя непривычно в новой обстановке). Второй и третий день прошли под руководством Инсу и Стива, они сменяли друг друга, круговерть упражнений затягивала, отработки были весьма конкретные, подробные, местами – скучноватые – уже казалось, что ты понял суть какой-либо технической детали по прояснениям, вопросам, домашним заданиям, но приходилось отрабатывать навыки снова и снова. Впрочем, такой подход помогает – то, что на семинаре дали, прошло со мной по жизни через разные периоды. Каждый день в конце все отправлялись в ресторан, а заключительный аккорд был дан в «Новоместском пивоваре» (кое-какое объяснение этому внимательный читатель найдет в книге ниже).
Прошло почти 20 лет. В этом году я снова был в Праге, уже который раз – я люблю этот гостеприимный город. Никогда раньше я не заходил в район, где проходил тот семинар, оказавшийся для меня и важным по смыслу, и символическим. Но в этот раз я все же спустился по длинной лестнице. Давайте же подниматься обратно вместе: я искренне рад представить первое русскоязычное руководство, целиком посвященное «классическому варианту» SFBT. Желаю вам приятного и полезного чтения!
Алексей МихальскийМосква, 2015Глава 1
Возникновение и развитие SFBT
1. Предыстория
Чтобы понять суть подхода Solution-Focused Brief Therapy (SFBT, или, в наиболее удачном русскоязычном переводе, ОРКТ – Ориентированной на Решение Краткосрочной Терапии), читателю придётся совершить краткий экскурс в историю развития науки и философских идей – основных моментов, повлиявших на развитие подхода.
Подход относится к конструктивистским методам. В числе представителей этого направления необходимо упомянуть терапию личностных конструктов (Дж. Келли); теория семейных систем (М. Боуэн); SFBT (S. de Shazer, I.K. Berg); конструктивную терапию (M. Mahoney); нарративную терапию (М. Уайт, Д. Эпстон); терапию партнерства (Collaborative Therapy, H. Anderson, T. Anderson); терапию согласованности/связности (Coherence Therapy, B. Ecker, L. Hulley); терапию, ориентированную на будущее (Future Oriented Therapy, F. Melges); терапию, ориентированную на ресурсы (B. Kenney, W. Ray); позитивную когнитивную терапию (pCBT, F. Bannink); ИЭТ – интенционально-экспектационную терапию (терапию намерений и ожиданий, А. Михальский), некоторые другие подходы психотерапии. Существуют, безусловно, и определенные пересечения методов (так, например, конструктивистские техники оказали достаточно сильное влияние на направление EMDR – десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз). Можно проследить развитие перечисленных направлений и на шкале времени, однако это не входит в задачу этой книги – мы просто постарались перечислить их в порядке возникновения. Подробно исследовать исторический процесс конструктивистских методов – достаточно сложная задача (и, кстати говоря, еще практически не решённая). На рубеже 1970-х и 1980-х годов очевидно происходили процессы бурного развития конструктивистских методов, их дифференциации друг от друга, хотя, конечно, они сохраняли приверженность своему «источнику» – конструктивизму, однако обретали и свою специфику – основные отличительные особенности (об особенностях SFBT в этой логике мы и поговорим ниже). А период конца 80-х – середины 90-х, наверное, можно назвать периодом взаимопроникновения и «обратной интеграции» – психологи плотно общались между собой, устраивали совместные мероприятия, например, в октябре 1996 года в США в городе Милуоки состоялся совместный семинар под названием «Narrative Solutions – Solutions Narrative» («Нарративные решения – Решения нарратива»), который вели совместно Майкл Уайт, основатель нарративной терапии и Стив де Шейзер, основатель подхода SFBT. К сожалению, по политическим и экономическим причинам СССР выпал из этой активности и отечественные специалисты начинают входить в мир западной психотерапии до конца 1990-х лишь единично, а с середины 2000-х – уже более массово.
Касаясь развития SFBT в России, можно сказать, что оно началось благодаря усилиям нескольких специалистов-психологов. С начала 2000-х годов подход в единичных случаях преподавали в вузах специалистам-психологам (МПГУ, МГППУ, некоторые другие). Начиная с 2013—2014 года состоялось несколько мероприятий западных тренеров, сейчас обучение проводят и отечественные преподаватели. Можно сказать, что подход начинает завоевывать свою широкую популярность.
Мы считаем, что знакомство с основами подхода и умение применить его техники (даже если специалист работает другими методами и предпочитает другие направления) – это совершенно необходимый элемент эрудиции психолога-консультанта, психотерапевта, социального работника, любого специалиста, работающего с людьми. Не будем забывать, что принципы SFBT часто используются в коучинге, в работе с организациями и управленческими командами.
В основе каждой психологической школы, терапевтического подхода, коррекционного метода всегда лежит определенное мировоззрение, другими словами – философская база. Это не пустые слова, но об этом, к сожалению, не знают (или забывают) очень многие практические психологи, как показывает наш опыт работы в образовании. Это, конечно, сказывается напрямую на том, что во взаимодействии с клиентом отсутствует целостное видение ситуации, подход к диагностике, компоновке используемых приемов, а главное – «проседает» стратегия – ведение сессии перестает быть увязано с целью терапии. Процесс начинает штормить – клиента и терапевта «бросает» от позитива к негативу, от тестов к письменным практикам, от конструирования решения к прояснению проблемы, все это никак не помогает ни поддержанию рабочего альянса, ни уверенному взаимодействию. В любом случае, необходимо понимание философской, «идеологической» базы своей работы, своего направления: понимание методологии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "SFBT"
Книги похожие на "SFBT" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Михальский - SFBT"
Отзывы читателей о книге "SFBT", комментарии и мнения людей о произведении.