Борис Старцев - Экономическая социология в России: поколение учителей
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Экономическая социология в России: поколение учителей"
Описание и краткое содержание "Экономическая социология в России: поколение учителей" читать бесплатно онлайн.
Книга обращается к поколению наших учителей, которые по праву принадлежат к числу основателей российской социологии. Издание построено на серии интервью и неформальных биографических материалах. Они дают нам возможность взглянуть на историю профессионального сообщества глазами «шестидесятников» и тех, кто, подобно Теодору Шанину, наблюдал ее сначала извне, а потом изнутри. Также они помогают понять, как в советское время формировались внутренние условия для последующей институционализации отечественной экономической социологии.
Экономическая социология в России. Поколение учителей
Составитель, ответственный редактор В.В. Радаев
Автор интервью В. В. Радаев
Краткие биографии: Б.Ю. Старцев
Фотографии В.Л. Силаевой
Предисловие составителя
Жанр интервью зачастую расценивается как периферийный, «не серьезный» по сравнению с конвенциональными академическими работами. Между тем этот жанр имеет свои несомненные преимущества. Он позволяет исследователю (который в данном случае выступает в качестве респондента) более свободно говорить о том, что он или она считает наиболее существенным. А разговорная манера интервью, пусть при этом и снижается уровень формальной строгости утверждений, придает изложению более живой и «человечный», личностно окрашенный характер, что для социальных наук имеет особое значение. В результате интервью, выйдя за рамки формального текста, помогают не только лучше узнать какого-то интересного человека, проникнув на его «кухню», где он предстает в более неформальной обстановке, но и прояснить некоторые проблемы, которые до этого казались слишком запутанными или на которые не обращали пристального внимания.
Во всем этом я убедился, проводя в 2001–2005 годах в разных концах света интервью с ведущими мировыми экономсоциологами. По крайней мере, благодаря этим интервью я узнал немало нового и полезного для себя. Когда же эти интервью были сначала опубликованы в журнале «Экономическая социология» (http://www.ecsoc.rnsses.ru), а затем объединены в книгу «Экономическая социология: автопортреты», мы ощутили искренний интерес к этим публикациям со стороны читателей и наших коллег.
Вдохновившись этим успешным опытом, я решил провести новую серию интервью, о чем объявил на презентации указанной книги «Экономическая социология: автопортреты». На этот раз я беседовал с российскими социологами (в ранее опубликованной серии интервью их представляла только Т.И. Заславская). Речь шла не просто о ведущих ученых-социологах, а о тех, кого по праву следует отнести к «отцам-основателям» (или «матерям-основательницам») российской социологии. Именно поэтому данный проект получил название «Поколение учителей».
Разумеется, это были не первые попытки интервьюирования российских социологов. Прекрасные серии интервью с ними появились благодаря усилиям Геннадия Семеновича Батыгина, который хорошо понимая всю важность подобных нарративов и для истории, и для оценки нынешнего состояния профессионального сообщества. Сейчас интервью с ведущими социологами периодически публикуют фактически все ведущие профильные журналы.
Однако наш проект имеет свои особенности. Включая элементы биографии респондентов, наши интервью все же не являются биографическими в полном смысле слова. Их основная задача была несколько иной: понять, как в советское время формировались внутренние условия для последующей институционализации отечественной экономической социологии в конце 1980-х годов. Этим определялся и состав участников серии интервью. И хотя интересы наших старших коллег, как правило, были значительно шире и выходили за рамки экономической социологии как таковой, нас это ни в коей мере не смущало. Ведь в данном случае важнее не формальные деления отраслей знания, а сами люди и рассказываемые ими истории.
Итак, мы хотели обратиться к представителям старшего поколения (его еще часто называют «поколением шестидесятников») и попросить их рассказать, как это было – в те годы, когда многих из современных экономсоциологов еще не было на свете, а автор данных строк, как говорится, «ходил пешком под стол». Ведь о том периоде мы, увы, знаем слишком мало. Мы надеялись благодаря этим беседам перекинуть мостик в настоящее и понять, что изменилось в социологии в целом и как закладывался фундамент сегодняшней экономической социологии: работ на эту тему не так уж много. Между тем рядом с нами находятся не только непосредственные очевидцы, но и активные участники событий – процесса становления новой российской социологии.
К сожалению, «иных уж нет». Нет яркого и незабываемого Леонида Абрамовича Гордона, активно занимавшегося социально-экономической проблематикой. Нет мудрого Юрия
Александровича Левады, который неоднократно обращался к экономико-социологической тематике. Совсем недавно ушли из жизни два замечательных представителя новосибирской социологической школы, несколько лет назад перебравшиеся в Москву, – Владимир Исакович Герчиков, один из наиболее оригинальных исследователей в сфере трудовых отношений, и Фридрих Маркович Бородкин, долгое время (после отъезда Т.И. Заславской) возглавлявший социологию в Новосибирске. К ним уже не придется обратиться за интервью – мы опоздали.
Приступая к этой серии интервью, я имел предварительный план, проект вопросника. Но должен сказать, что этот план почти полностью развалился – сразу и окончательно. И я не жалею об этом. Оказалось, что есть существенная разница в восприятии прошлого разными поколениями. Для нас, представителей младших и средних поколений социологов, 1950-е и 1960-е годы представляются точками или в лучшем случае короткими отрезками на пути к тому времени, которое мы проживали уже в сознательном возрасте. А для наших учителей это была значительная и весомая, насыщенная событиями часть профессиональной и личной жизни, о чем они могут вспоминать часами. И рассказы именно об этом времени, о котором многие из нас имеют лишь весьма приблизительные и крайне упрощенные представления, по-настоящему ценны и вызывают искренний интерес у более молодых коллег. Поэтому я без долгих раздумий отбросил первоначальный план и погрузился в потоки воспоминаний наших респондентов.
Начало серии интервью положила беседа с членом-корреспондентом РАН Николаем Ивановичем Лапиным, который не только внес заметный вклад сразу в несколько предметных областей, чрезвычайно важных для экономической социологии, – в социологию управления и организаций, но и много лет возглавляет проект по изучению ценностей российского населения. Николай Иванович (о чем знают немногие) «приложил руку» также к утверждению экономической социологии в официальных рубрикаторах социологических специальностей.
Затем была записана беседа с Овсеем Ирмовичем Шкаратаном, который стал известен как автор книг по стратификации советского общества. Их содержание выходило далеко за рамки убогой прокоммунистической схемы существования в социалистическом обществе «двух дружественных классов и прослойки интеллигенции». Не менее важны его труды по индустриальной социологии и урбанистике, этносоциологии и социальной политике. Он основал журнал «Мир России» и внес важный вклад в создание факультета социологии ГУ ВШЭ и его ведущей кафедры – экономической социологии. Шкаратан вспоминает, в частности, происходившее в ленинградской социологии в советское время – когда начали проводиться первые в стране социологические исследования.
Следующее интервью – с Владимиром Александровичем Ядовым. В недавние годы он был директором Института социологии РАН, но известен в первую очередь не благодаря формальным регалиям. Многие считают его (и не без оснований) российским социологом номер один – именно с его исследований, результаты которых были изложены в вышедшей в 1967 году книге «Человек и его работа» (в соавторстве со Здравомысловым и Рожиным), ведется условный отсчет возникновения ленинградской (а возможно, и российской) социологии. Именно он первым из известных советских социологов обучался в Великобритании и, вернувшись, начал на систематической основе внедрять в нашу среду методы количественного анализа. Впрочем, не так важно, кто именно был первым – влияние Ядова на российскую социологию и ее представителей огромно. Добавим к этому личное обаяние Владимира Александровича и его неиссякающий интерес ко всякому проявлению социологической мысли (не важно, исходит ли она от титулованного ученого или студента).
Затем нас ожидает встреча с Андреем Григорьевичем Здравомысловым, который, помимо прочего, основал одну из российских социологических ассоциаций – Сообщество профессиональных социологов. Он также вспоминает, как вместе с В.А. Ядовым они проводили легендарное исследование, воплотившееся в книге «Человек и его работа», как он занимался разработкой проблематики потребностей, интересов и ценностей. Из интервью мы узнаем, как появились первые переводы на русский язык социологической классики. Ведь во многом именно благодаря его усилиям в 1968 году вышел первый легендарный сборник переводных работ по структурному функционализму. Мы сможем понять, каково было в советское время, не теряя своей творческой самостоятельности, работать в таких специфических организациях, как Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Ленинградская высшая партийная школа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономическая социология в России: поколение учителей"
Книги похожие на "Экономическая социология в России: поколение учителей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Старцев - Экономическая социология в России: поколение учителей"
Отзывы читателей о книге "Экономическая социология в России: поколение учителей", комментарии и мнения людей о произведении.