Леонид Сюкияйнен - Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли"
Описание и краткое содержание "Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли" читать бесплатно онлайн.
Исследование посвящено изучению процессов глобализации в мусульманском мире и оценке этого феномена с позиций исламской политико-правовой мысли. Анализируются взгляды российских ученых на роль глобализации в развитии современного ислама, а также подходы мусульманских правоведов и политологов к данной проблеме. Показано, что глобализация и современный ислам могут не только противостоять друг другу, но и позитивно взаимодействовать. Отмечаются исламские правовые рамки того вклада, который мировое мусульманское сообщество может внести в процесс глобализации.
Для студентов, аспирантов и преподавателей учебных заведений, где изучается ислам, а также для ученых-исламоведов и всех интересующихся современной исламской мыслью.
Аналогичной оценки заслуживает и приведенный выше взгляд о появлении в мусульманском мире синтетических концепций и самобытных моделей развития, свидетельствующих об адаптации ислама к процессу глобализации. Такой, справедливый сам по себе, вывод требует анализа процессов, происходящих внутри ислама на уровне конкретных концепций и идей. А такого осмысления, к сожалению, недостает.
Как уже отмечалось, влияние глобализации на исламскую мысль, отражение в ней тенденций развития современного мира и формулирование концептуальных подходов ислама к процессам глобализации до сих пор не привлекло достаточного внимания российских исследователей. Причем нередко они полагают, что исходят из анализа позиции ислама по отношению к глобализации, но на деле рассуждают главным образом о ее политических последствиях для мусульманского мира. Между тем ислам в собственном смысле – прежде всего комплекс концепций и идей, и только потом – политические движения, проекты и действия. Вне исламской идеологии никакая политика не может по праву называться исламской. А это значит, что без анализа теоретических исламских конструкций изучение любых связанных с исламом явлений, включая вопрос о соотношении глобализации и ислама, всегда останется ограниченным.
Одну из немногих попыток назвать собственно исламские принципы, институты, концепции, ценности, которые могут быть положены в основу отношения ислама к глобализации, предпринял В.В. Наумкин. Отмечая основные параметры устойчивого развития, он приводит те положения исламского вероучения, которые этим критериям прямо соответствуют. Среди них – идеи справедливости и равенства, создание общественной системы перераспределения доходов, социальная ответственность, умеренность, бережное отношение к окружающей среде. В этом смысле, по мнению ученого, исламская концепция устойчивого развития является той системой, которая направляет недовольство мусульманских сообществ в конструктивное русло.
Сама данная концепция, подчеркивает автор, может трактоваться двояко. С одной стороны, она аутентична, представляя собой возвращение к исконным ценностям вероучения. Иначе говоря, она допускает фундаменталистскую интерпретацию. С другой стороны, она является модернистской по своей сути, приспосабливая нормы классического ислама к потребностям нашего времени, и поэтому поддерживается мусульманскими учеными реформаторского толка[20]. Представляется, что хотя В.В. Наумкин рассуждает о концепции устойчивого развития, его выводы вполне могут быть экстраполированы на глобализацию.
Таким образом, российские ученые по-разному оценивают позицию ислама по отношению к глобализации или, наоборот, ее влияние на мусульманский мир. И это не должно удивлять. Ведь глобализация воспринимается и самим мусульманским обществом неодинаково. Да и ее воздействие на различные стороны исламского образа жизни приносит противоречивые плоды. По существу, реакция ислама на исламизацию идет одновременно по нескольким направлениям, о которых говорят российские исследователи, – адаптации, противоборства и выработки собственной альтернативы[21].
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См.: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000.
2
См.: Труевцев К.М. Глобализация и исламский мир: проблемы адаптации // Политая: Анализ. Хроника. Прогноз. 2007. № 4 (47). С. 59.
3
Подробнее об этом см.: Рашковский Е. Ислам в динамике глобальной истории // МЭ и МО. 2004. № 6. С. 21–28.
4
Малашенко А.В. Заключение // Религия и глобализация на просторах Евразии. M., 2005. С. 332.
5
См.: Религия и глобализация на просторах Евразии. М., 2005.
6
Игнатенко А.Л. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2. С. 112–128.
7
Филатов С. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию (вместо введения) // Религия и глобализация на просторах Евразии. М., 2005. С. 17.
8
Там же. С. 18.
9
Мирский Г.И. Цивилизация бедных // Отечественные записки. 2003. № 5. С. 25.
10
См., например: Умнов А. Вечное возвращение. Фундаментализм как скрытая тенденция развития цивилизации // НГ-Религии. 1999. 22 сентября; Кудрявцев А. Исламский терроризм: история болезни. Его причиной является болезненная реакция восточных обществ на западную «глобализацию» // НГ-Религии. 2002. 19 июня; Иноземцев В. Терроризм как антипод глобализации // Независимая газета. 2005. 26 сентября; Другов А. Экстремизм – дитя глобализации // Независимая газета. 2003. 24 ноября.
11
См. об этом: Мусульманский опыт миростроительства: базовые цели и ценности, формы познания и социокультурной организации. Исторический опыт и российская ситуация. Материалы постоянно действующего семинара. М., 2007. Вып. 5.
12
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. С. 150.
13
См., например: Джемаль Г.Д. Исламский проект: борьба за историю // Исламская интеллектуальная инициатива в XX в. М., 2005.
14
См.: Полосин А.-В. Базовые аспекты развития мирового ислама в контексте актуальных международно-политических процессов // Ислам в современном мире. 2008. № 1 (11). С. 17–25.
15
См.: Мухаметов Р.М. Светские и религиозные концепции миропорядка // Ислам в современном мире. 2007. № 2 (8). С. 60.
16
См.: Белокреницкий В.Я., Ульченко Н.Ю. Предисловие // Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М., 2005. С. 3–5.
17
См.: Мухаметов Р.М. Исламский мир в XXI в. Что ждет человечество? // www. islamtat.ru/publ/analitikazametki /57-1-0-308
18
Колобов А.О. Ислам и новый мировой порядок // Ислам в современном мире. 2005. № 1. С. 6–10.
19
См.: Азиз Ниязи. Глобальный кризис и мусульманский мир. Левая западная и современная мусульманская критика в адрес технократической модели развития в целом совпадает // НГ-Религии. 2001.11 декабря.
20
Наумкин В.В. Исламская концепция устойчивого развития // Ислам и мусульмане: культура и политика (статьи, очерки и доклады разных лет). М.-Н. Новгород, 2008. С. 695.
21
См. об этом: Малашенко А.В. Заключение // Религия и глобализация на просторах Евразии. М., 2005. С. 334.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли"
Книги похожие на "Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Сюкияйнен - Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли"
Отзывы читателей о книге "Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли", комментарии и мнения людей о произведении.