Алексей Кусков - Основы туризма

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы туризма"
Описание и краткое содержание "Основы туризма" читать бесплатно онлайн.
Рассматриваются вопросы концептуального определения туризма, его ресурсной и инфраструктурной составляющих, пространственной, отраслевой и функциональной его организации, ведения туроператорского и турагентского бизнеса. Повышенное внимание уделено вопросам регулирования туристской деятельности, а также анализу современного состояния и тенденций развития международного и внутреннего туризма.
Соответствует содержанию и требованиям ФГОС ВПО третьего поколения.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Туризм», также может быть использован по направлениям «Сервис», «Гостиничное дело», «География».
Инсентив-туризм не следует путать с поощрительным туризмом, основу которого составляют групповые туристские поездки, предоставляемые администрацией предприятий и учреждений своим сотрудникам на исключительно льготных условиях или бесплатно в качестве премии за высокие производственные показатели.
Религиозный туризм основан на религиозных потребностях представителей различных конфессий и подразумевает поездки по святым местам с познавательными или научными целями. Вместе с тем религиозный туризм следует отличать от паломнического, который требует участия в нем только верующих людей и в обязательном порядке следования всем элементам религиозного культа. Паломничество часто связывается с проведением крупных религиозных праздников и мероприятий.
Религиозный туризм может осуществляться с целью осмотра объектов культовой архитектуры и не предполагает у человека соответствующего вероисповедания. Некоторые авторы все же определяют паломнический туризм как одну из форм религиозного. При этом выделяют два направления религиозного туризма – паломнический и познавательный. Известные центры религиозного и паломнического туризма в мире – Рим, Ватикан, Иерусалим, Мекка, Медина, Афон. В России – Соловки, Валаам, Кижи, Сергиев Посад, Дивеево.
Этнический туризм основан на посещении туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких. Вместе с тем этнический туризм определяется различными авторами совершенно по-разному. Например, выделяют:
– этнокультурный туризм – поездки, организуемые в места проживания малочисленных народов, не имеющих своего национального государственного или административного образования;
– туризм соотечественников – туристские поездки соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе по линии родственных связей, которые призваны сохранять родственные узы, способствовать культивированию родного языка, приобщению к своим национальным ценностям, взаимопониманию и сотрудничеству;
– ностальгический туризм – поездки к месту рождения, юности, прошлого проживания, к местам своего происхождения.
Транзитный туризм. В соответствии с рекомендациями ЮНВТО охватывает категорию «прочие цели» поездок. Транзит можно классифицировать в качестве цели посещения только с точки зрения въездного туризма. Существуют две основные разновидности транзитного туризма. Первая относится к авиапассажирам, в юридическом смысле не въезжающим в страну, в которой они меняют перевозчика, но по традиции считаются ее посетителями. Вторая относится к лицам, путешествующим через третью страну к месту назначения или домой. Если соответствующая поездка туристская, то эти лица классифицируются как посетители данной страны.
Такую классификацию следует значительно дополнить. В частности, из указанного перечня основных видов туризма выпадают не менее важные. А именно: туризм образовательный, спортивный, экологический, приключенческий и экстремальный, шоп-туризм и агро-туризм. Но отнесение этих направлений туризма в классификацию по целям путешествия также не совсем оправданно.
Образовательный туризм. Поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам. В настоящее время образовательный туризм представляет достаточно перспективный и быстро развивающийся сегмент туристского рынка.
Характер образовательных программ может быть различным. В образовательном туризме три основных направления: туризм с целью изучения иностранных языков; туризм с целью профессионального обучения; туризм с целью спортивного обучения. В мире сложились наиболее известные центры развития образовательного туризма, большинство из которых размещается в европейских странах. К примеру, на организации языковых туров специализируются колледжи и образовательные центры Ирландии и Мальты; крупные спортивные школы проводят обучение туристов во Франции и Швейцарии; профессиональным обучением занимаются школы, образовательные центры и учебные заведения Швейцарии, Австрии, Германии.
Шоп-туризм. ЮНВТО выделяет его в качестве отдельного вида туризма и представляет как поездки в определенные регионы и страны с целью приобретения различных товаров (часто местного производства и по льготным ценам) либо для собственного потребления, либо для их перепродажи в своей стране. Типичные примеры шоп-туризма – известные «шуб-туры» в Грецию, туры в Турцию и ОАЭ с целью приобретения одежды, обуви, косметических товаров.
Шоп-туризм может быть как организованным, так и неорганизованным, т.е. организуемым шоп-туристом самостоятельно. Он породил в отечественной практике «феномен челночников». К челночникам относятся туристы, выезжающие в другую страну или регион с целью покупки товаров и их последующей продажи.
Спортивный туризм. Поездки туристов-индивидуалов или организованных групп туристов с целью занятий спортом или посещения крупных спортивных мероприятий – соревнований, чемпионатов, олимпиад. Как правило, спортивный туризм предполагает, что потенциальными потребителями подобного рода услуг будут непрофессиональные спортсмены, поручающие организацию таких путешествий специализированным туристским фирмам, клубам или организациям. Путешествия профессиональных спортсменов следует относить к самодеятельному туризму.
Следовательно, спортивный туризм может реализовываться в двух основных формах. Активная форма спортивного туризма предполагает непосредственное участие туриста в спортивных мероприятиях, походах, соревнованиях. Пассивная форма, выделение и отнесение которой к спортивному туризму поддерживают не все специалисты, предполагает участие туристов в спортивных мероприятиях в качестве зрителей и болельщиков.
Экологический туризм. Один из наиболее динамично развивающихся секторов туристской отрасли. Его годовой рост оценивается от 10—20 до 30% в год, а доля в доходах от международного туризма достигает 10—15%. Но до сих пор нет устоявшегося определения экологического туризма. Ни один вид туризма не вызывает у специалистов такого интереса и таких ожесточенных споров, как экотуризм. Именно по этой причине в нашем учебнике мы приведем отечественное и зарубежное определения экотуризма.
Определение понятия «экотуризм», данное МСОП, считается одним из наиболее полных и общепризнанных: «Экотуризм есть путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает мягкое воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности».
Мы определим экологический туризм как туристские посещения малоизмененных или неизмененных территорий, обладающих уникальными природными и историко-культурными ресурсами, которые отвечают основным принципам устойчивого развития туризма, всячески способствуют социально-экономическому развитию регионов посещения, включают образовательный и познавательный компоненты, повышают уровень экологической культуры путешествующих и жизненный уровень местного населения, а также требуют соблюдения жестких правил поведения в природной среде.
На основе анализа этих определений можно сформулировать принципы экотуризма.
1. Экотуризм стимулирует и удовлетворяет желание общаться с природой путем целенаправленных путешествий в нетронутые или малоизмененные природные территории.
2. Экотуризм отличается относительно слабым негативным влиянием на природную среду и поэтому его иногда называют «мягким туризмом».
3. Экотуристская деятельность предотвращает негативное воздействие на природу и культуру, побуждает туроператоров и туристов содействовать охране природы и социально-экономическому развитию территорий.
4. Экотуризм сочетает отдых, развлечение и экологическое образование для путешественников и подразумевает наличие определенных, довольно жестких правил поведения, соблюдение которых – принципиальное условие успешного развития самой отрасли.
5. Развитие экотуризма должно быть выгодным местному населению и не может противоречить его интересам и социально-экономическому развитию.
6. Экотуризм понимается как составная часть индустрии туризма, производящая и продающая свой турпродукт и получающая от этого прибыль, или как туристская деятельность на природе, приносящая прибыль для сохранения природной среды, а также для улучшения жизненного уровня местного населения.
7. Основные цели экотуризма: экологическое образование, повышение культуры взаимоотношений человека с природой, выработка этических норм поведения в природной среде, воспитание чувства личной ответственности за судьбу природы и ее отдельных элементов, а также восстановление духовных и физических сил человека, обеспечение полноценного отдыха в условиях естественной природной среды.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы туризма"
Книги похожие на "Основы туризма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Кусков - Основы туризма"
Отзывы читателей о книге "Основы туризма", комментарии и мнения людей о произведении.