Владимир Руднев - Основы этики и эстетики

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы этики и эстетики"
Описание и краткое содержание "Основы этики и эстетики" читать бесплатно онлайн.
Даны методические указания и рекомендации для подготовки учащихся по предмету «Основы этики и эстетики». Рассмотрены основы культуры поведения, речевого этикета, проблемы художественного творчества. Включены планы семинарских занятий, список вопросов к зачету, тематика рефератов и контрольных работ, обобщающие тесты и ключи к ним.
Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования РФ.
Гуманисты эпохи Возрождения противопоставили христианскому аскетизму земное благополучие человека, полное и разумное наслаждение радостями жизни. Такое направление в христианской церкви, как протестантизм, опиралось на потребности зарождавшегося класса предпринимателей (буржуазии). Коммерческая польза, выгода, трезвый расчет – все это стало новыми основами жизни человека. При этом средневековый аскетизм эволюционировал в «буржуазную бережливость» (Ф. Энгельс). В то же время среди представителей аскетизма было немало людей, много сделавших для своего отечества: Феодосий Печерский, древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря; митрополит Иларион, древнерусский писатель, автор «Слова о законе и благодати»; Сергий Радонежский, преобразователь русского монашества, игумен Троицкого монастыря; Александр Пересвет и Родион Ослябя, монахи Троицкого монастыря, герои Куликовской битвы; Андрей Рублев, русский иконописец; Нил Сорский, основатель и глава нестяжательства в России; протопоп Аввакум, глава русского старообрядчества; Серафим Саровский, один из наиболее почитаемых Русской православной церковью святых; Константин Леонтьев, русский философ-консерватор; Иоанн Кронштадтский, русский проповедник и духовный писатель. Они доказали, что подвиг аскетизма не может быть отдален от простых людей и не должен быть слишком недосягаем. Иначе свою функцию ориентира он выполнить не сможет. Неслучайно воплощение нравственного совершенства и безупречности для христиан – Иисус Христос – богочеловек, соединяющий в себе как божественную, так и человеческую природу.
2.4. Ригористический образец личности
Ригоризм – строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, учет других принципов. В этике принцип ригоризма был сформулирован в учении И. Канта о долге как единственном критерии нравственности.
Иммануил Кант (1724–1804) – немецкий философ. Согласно Канту, нравственное чувство должно быть ограничено долгом. Последний представляет собой нечто самодостаточное. «Долг по отношению к себе заключается в том, чтобы внутренней сущностью человека было то собственно человеческое достоинство, кое возвышает его над всеми другими созданиями; долг человека не попирать в своем лице этого достоинства человечества в целом». Нравственность находится вне всякой целесообразности, не служит удовлетворению социально-исторических потребностей и интересов человека. Таким образом, человек должен исполнять свой долг ради самого долга. Подобная идея определяется как ригоризм (от лат. «строгость»), т. е. выполнение нравственных правил, безусловное повиновение долгу, даже вопреки человеческим интересам. Поэтому иногда ригоризм связан с фанатизмом.
Моральный закон понимается Кантом как вечный принцип человеческого поведения – это называется категорический императив. В соответствии с императивом человек решает проблемы своей жизни. Императив содержит три максимы: нужно поступать так, чтобы твое поведение стало правилом для всех; каждый человек является высшей ценностью и его нельзя рассматривать как средство (инструмент); поступки человека должны быть ориентированы на всеобщее благо. Уважение к моральному закону развивает в человеке чувство самоуважения. Кант ставит такую задачу: человек должен самосовершенствоваться. Этическому закону необходимо следовать, по Канту, не из стремления к выгоде, но из желания соответствовать идеалу.
Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814) – немецкий философ. Главное сочинение «Наукоучение» написано Фихте в духе идей И. Канта. Моральное сознание, провозглашает Фихте, предполагает дисгармонию влечения и долга. Оно повелевает человеку во всех случаях отдавать предпочтение долгу, поэтому истинно гармоничная жизнь достигается лишь при посредстве религии. Последняя своим внутренним светом разрешает все противоречия и побуждает «любить вечность».
По мнению Фихте, каждый несет персональную ответственность за свое поведение и поступки других людей. Человек должен постоянно находиться в напряженном творческом поиске. Это есть путь к истинной мудрости.
В современной действительности, по Фихте, получила распространение «пустая свобода» индивидуальных мнений, руководствующихся личной выгодой. Воспитание и образование должно помочь преодолеть «греховный эгоизм» нашей жизни. Вся история человечества для Фихте – это история воспитания и преобразования грубой первобытности. Свободный разум – вот удел, достойный человека. «Бесспорно, для тех, кто научился думать, не существует большего душевного наслаждения, чем то, которым дышит человек во время и благодаря письменному изложению своих мыслей; и степень этого наслаждения зависит от того, найдется ли кто-нибудь на свете, кто прочтет или услышит созданное им». При этом Фихте не умаляет значение физического труда для развития личности. Даже будущие ученые, считает философ, должны смолоду пройти этап трудового воспитания. Фихте выступает против ненужной зубрежки, пустого заучивания истин в ходе обучения. Учить следует «искусству науки», т. е. навыкам творческого мышления. Образование народа – самое выгодное вложение капитала для государства. Как и его великий предшественник Кант, Фихте утверждает идею самовоспитания: «Поскольку я не мог изменить то, что вне меня, постольку я решил изменить то, что во мне».
В русской культуре примером ригоризма может служить концепция К.П. Победоносцева.
Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) – юрист, профессор Московского университета, автор популярного в дореволюционное время «Курса гражданского права», вошел в историю России как глава Святейшего Синода и ближайший советник российских императоров Александра III и Николая II.
Все лучшие, нравственные, начала в человеке, по мысли К.П. Победоносцева, от Бога. Нравственные и моральные качества в человеке – это Божий дар. «Но всякий дар Божий есть талант, – замечает Победоносцев, – который велено возделывать».
Постоянное нравственное самосовершенствование и самоограничение – единственный достойный человека путь в жизни. «Надо смолоду привыкнуть стеснять себя, показать себе предел, лишать себя во имя долга и правды». А сама жизнь во взглядах К.П. Победоносцева – «есть великий долг, налагаемый Богом на человека».
«Нравственное» и «духовное» у К.П. Победоносцева – всеохватывающие понятия. Эти категории образуют в человеке «внутреннюю силу». Внутренняя, духовная, сила включает в себя «качества разумения, умения и воли».
«Семья должна посеять и воспитать в душе чувство благоговения и веры, – пишет К.П. Победоносцев, – школа должна не только поддержать это чувство, но и осветить в душе идею, без которой одно чувство смутно и неустойчиво. Школа должна поставить это чувство и эту идею в нравственную связь с жизнью – воздействовать на ребенка своею нравственной обстановкой».
Главные враги нравственности и духовности народа в России – разврат и пьянство. Это актуально и для России конца XX–XXI в., когда проблема алкоголизма стала подлинным бичом для будущего нации. К.П. Победоносцев был убежден: «Кабак есть главный у нас источник преступлений и всякого разврата умственного и нравственного».
Чтобы остановить тлетворное влияние кабака и распространение пьянства в народе, «нужно дать народу школу». К.П. Победоносцев говорит о тех духовных и нравственных основах, на которых следует строить дело национального образования и воспитания молодого поколения. Эти основания такие: историзм национальной педагогической системы, опора на православную духовную традицию и практическая связь с жизнью.
Пожалуй, нас, людей конца ХX – начала ХХI в., привлекает в образе К.П. Победоносцева именно его цельность. Справедливо писал об этом современник событий критик и публицист Василий Васильевич Розанов (1856–1919): «Он мне дорог как лицо, как моральный характер».
Несмотря на то что в последнее десятилетие наблюдается определенный интерес к русскому консерватизму как течению философской и общественной мысли, в современных словарях понятие «консервативный» трактуется часто как «враждебный всяким нововведениям».
Синонимами же консерватизма служат понятия «рутинный», «косный» и даже «реакционный».
Обратимся к истории слова «консерватизм». С точки зрения этимологии, оно семантически связано с дефиницией «сохранять, беречь». Характерная особенность: лексемы «консерватор», «консерватория», «консервы» тесным образом связаны друг с другом. Так, слово «консерватория» было заимствовано в конце XVIII в. из итальянского языка, где оно понималось как приют для сирот, в котором происходило обучение навыкам ремесел, а в дальнейшем – музыкальному искусству. Исходным здесь является латинское слово servare («охранять», «спасать»). Слово «консервы» (консервирование) также подразумевает «сохранение» (в данном случае – продуктов от порчи).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы этики и эстетики"
Книги похожие на "Основы этики и эстетики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Руднев - Основы этики и эстетики"
Отзывы читателей о книге "Основы этики и эстетики", комментарии и мнения людей о произведении.