Павел Данилин - Партийная система современной России

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Партийная система современной России"
Описание и краткое содержание "Партийная система современной России" читать бесплатно онлайн.
Российской партийной системе стукнуло уже четверть века. За это время сменилось несколько поколений публичных политиков. Многие партии умирали и воскресали. Менялись правила игры на партийном поле. Саму историю партий можно разбить на несколько этапов. Первый период формирования квазипартийных лидерских проектов. Условная его периодизация – 1990–1999 годы. Второй этап длился с 2000-го по конец 2011 года и характеризовался курсом на построение малопартийного политического пространства. Наконец, третий этап можно определить как курс на многопартийность, но с уже сложившимися устойчивыми политическими партиями (2012 год – настоящее время). В этой книге представлен комплексный взгляд на причины и последствия трансформации партийно-политической системы, описаны главные действующие лица и институты, разрабатывающие реформы в этой сфере. Особое внимание уделено роли администрации президента России в партийной жизни страны.
Идеальной ситуацией в этот момент видится схема с сосуществованием нескольких прокремлевских блоков и относительно лояльных оппозиционных сил в лице КПРФ, ЛДПР, «Яблока», в начале этого этапа СПС (уже в 2002 году, как отмечалось, в администрации президента перестали рассматривать СПС в качестве лояльной и необходимой структуры).
В период 2000–2003 годов проводятся первые шаги по реформированию выборного законодательства, которое, в частности, отменяет участие общественных организаций в федеральных выборных кампаниях. В 2001 году был принят первый специальный закон о партиях. Закон был разработан в Центризбиркоме и администрации президента. К моменту принятия нового закона были зарегистрированы 59 политических партий, 35 политических организаций и 104 политических движения[56].
Согласно закону, политической партией считалось «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»[57].
Впервые устанавливалась минимальная численность партий – «в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии»[58]. Также устанавливалась и норма, согласно которой партии было необходимо иметь региональные представительства не менее чем в половине субъектов России. В законе был установлен и запрет на образование партий по принципам профессиональной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, а также региональных партий.
Кроме того, впервые устанавливалось обязательное государственное финансирование партий, набравших определенный процент на федеральных выборах. За каждый поданный за партию голос ей полагалось теперь небольшое финансирование от государства – в размере 5 тысячных от МРОТ[59].
Право на финансирование получили по закону те партии, списки которых набрали не менее 3% на выборах в Госдуму либо кандидат от которых получил более 3% на президентских выборах, а также партии, которым удалось провести более 12 одномандатников в Госдуму[60]. Финансирование партий из госбюджета виделось в администрации президента в качестве средства, которое поможет преодолеть зависимость парламента от представителей крупного российского бизнеса. Проблема эта особенно остро встала в ходе масштабного процесса, получившего название «дело ЮКОСа» (мы еще вернемся к нему позже).
Кроме того, в случае неучастия политической партии в выборах на протяжении пяти лет партия, согласно новому закону, ликвидировалась. Под участием в выборах закон о партиях понимал: участие списка партии (или блока) в выборах Госдумы, участие выдвинутых партией (или избирательным блоком с ее участием) кандидатов в выборах по одномандатным округам не менее чем в 5% одномандатных округов, участие выдвинутого партией или блоком, в который она входит, кандидата в выборах президента, участие кандидатов от партии (или блока, в который она входит) в выборах губернаторов в 10 и более процентах субъектов РФ, участие в выборах региональных парламентов не менее чем в 20% субъектов РФ или участие в муниципальных выборах не менее чем в половине субъектов России[61]. Таким образом, впервые вводилась норма, обязывающая партии в принципе участвовать в выборах в рамках одного политического цикла. Безусловно, этим условиям могли удовлетворить только обладающие значительным ресурсом (электоральным, финансовым, административным или всеми сразу) политические структуры.
• Их все меньше
Эти новеллы привели к серьезному сокращению числа участников предвыборной гонки. Только за год функционирования закона о партиях Министерство юстиции отказало в регистрации 10 партиям. Причем в их числе оказались Российская коммунистическая рабочая партия – Революционная партия коммунистов Виктора Тюлькина и партия «Трудовая Россия» Виктора Анпилова. Кроме того, отказ от Минюста получили: партия «Святая Русь» (С. Попов), «Русский общенациональный союз» (И. Артемов), Российская христианско-демократическая партия (А. Чуев, она, кстати, была среди учредителей блока «Единство»), Народно-патриотическая партия России (И. Родионов), «Либеральная Россия» (С. Юшенков), Российская сетевая партия (А. Рявкин) и партия «Возрождение России»[62]. Впрочем, создавались и новые партийные проекты. К началу 2004 года были зарегистрированы всего 44 партии: 19 новых и 25 преобразованных из объединений.
С 1 июля 2002 года вступила в силу новая редакция закона о выборах депутатов Государственной думы. Согласно закону, в выборах могли участвовать избирательные объединения: «Избирательным объединением является общероссийское политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами»[63]. Однако политические движения имели право – в отличие от предыдущих выборов – на участие в выборах только в составе блоков.
Позволялось участие в выборах и избирательных блоков. Ими считались создаваемые для совместного участия в выборах добровольные объединения двух и более избирательных объединений[64]. Таким образом, несмотря на оформление законодательного статуса партий, в выборах в начале 2000-х еще вполне допускали участие не только партий, но и политических движений и блоков различных политических сил. Правда, в блок должны были входить не более трех организаций, причем одна из этих организаций обязательно должна была быть политической партией. Таким образом, влияние партий на будущий облик парламента существенно усиливалось, а возможности для создания широких коалиций различных общественных движений на выборах в Госдуму сокращались. По сути, впервые был заявлен тренд на партизацию российского парламента и российского политического процесса в целом.
Блоки представляют важный для того времени формат для участия партий и общественных организаций в выборах. Для политического цикла 1999–2003 годов характерно именно доминирование на региональных и федеральных выборах блоков различных партий и движений. Постепенно в дальнейшем, уже после выборов 2003 года эта форма политического объединения будет вытесняться, уступая место выборам по чисто партийному принципу.
Были и иные нормы этого закона, которые в целом способствовали развитию партийно-политической системы – устанавливали для нее рамки. Статья 84, в частности, устанавливала, что в ситуации, когда партии, преодолевшие 5%-ный барьер, представляют меньшинство избирателей, к распределению мандатов допускаются и партии, барьер не преодолевшие[65]. Это важный принцип: Государственная дума (вернее, половина ее, которая избирается по партийным спискам) должна представлять не менее половины избирателей.
По этому закону, скажем, существовал запрет на малопартийный парламент: двухпартийного парламента по нему просто не могло быть. Если в парламент проходили только две или даже одна партия, то проходной барьер следовало «двигать вниз», пока количество партий не достигло бы трех[66].
• Создание «Единой России»
Реформирование законодательства было дополнено (в плане уже актуально политическом) созданием новой партии – основного проекта администрации президента на партийной «поляне». Этим проектом стала Всероссийская политическая партия «Единая Россия». По сути, процесс объединения «Единства» и «Отечества» был запущен еще весной 2001 года, сразу после неформального появления в парламенте новой коалиции центристских фракций. 12 апреля 2001 года было опубликовано совместное заявление лидеров «Отечества» и «Единства» Юрия Лужкова и Сергея Шойгу – так стартовал объединительный процесс. Для взаимодействия «Единства» и «Отечества» был образован специальный Координационный совет, который был призван разработать модель для дальнейшего взаимодействия.
12 июля 2001 года состоялся учредительный съезд «Общероссийского союза „Единство“ и „Отечество“», сопредседателями которого стали Сергей Шойгу и Юрий Лужков. А в Госдуме был создан Консультативный совет для определения общих позиций новой парламентской коалиции. 27 октября 2001 года состоялся съезд Союза «Единство» и «Отечество». На нем было принято решение о начале преобразования Союза в Общероссийскую общественную организацию «Союз „Единство и отечество“». На съезде к этим двум движениям присоединилась и «Вся Россия».
Объединительный съезд движения прошел 1 декабря 2001 года. Делегаты преобразовали союз во Всероссийскую партию «Единство и отечество» – «Единая Россия».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Партийная система современной России"
Книги похожие на "Партийная система современной России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Данилин - Партийная система современной России"
Отзывы читателей о книге "Партийная система современной России", комментарии и мнения людей о произведении.