Андрей Низовский - 500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО"
Описание и краткое содержание "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО" читать бесплатно онлайн.
Египетские пирамиды и Тадж-Махал, Великая Китайская стена и Лондонский Тауэр, водопад Виктория и руины Баальбека… Что объединяет эти известные на весь мир шедевры природы и человеческого искусства? Все они (всего их 911) принадлежат к числу памятников культурного и природного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Это говорит о том, насколько важны сохранившиеся до наших дней эти уникальные в своем роде объекты и насколько необходимы их защита и сохранение для будущих поколений. Мы расскажем о наиболее выдающихся произведениях человеческого гения, заповедных островках природного ландшафта, религиозных и культурных традициях прошлых тысячелетий.
Вторая городская площадь, Сан-Хорхе, заметно отличается от строгого ансамбля площади Санта-Мария. Здесь доминирует яркий белый цвет. Площадь окружена ренессансными и барочными постройками XVI–XVIII вв., над которыми доминируют башни-близнецы обширной церкви монастыря Сан-Франсиско Хавьер (XVIII в.). К северу от площади Сан-Хорхе – дворец Гольфинес де Абахо (конец XV в.), фасад которого представляет собой яркий образец стиля платереско. В этом дворце в качестве гостей семьи Гольфин неизменно останавливалась королевская чета Фердинанд и Изабелла, приезжая в Касерес.
Украшением площади Велетас служит великолепный дворец Велетас (XV в.), построенный на месте старой городской цитадели – замка Алькасар. Ныне его занимает городской музей. Над площадью и всеми окружающими кварталами господствует церковь Сан-Матео (XV в.), стоящая в самой высокой точке города. Портал ее главного фасада, обращенного к площади Сан-Матео, создан в XVI в. в стиле платереско. В интерьере храма выделяются внушительный барочный ретабло и множество прекрасных скульптурных надгробий.
Собор Алькасар. Архив индий в Севилье
Легенды утверждают, что в Севилье (Бетике) родились знаменитые римские императоры Траян, Адриан и Марк Аврелий. Некоторое время этот город был столицей государства вестготов, а в 712 г. попал под власть арабов. В 1248 г. его освободили испанские войска. Вскоре после этого Фердинанд III Кастильский заложил в городе судостроительные верфи. А открытие в 1492 г. Америки положило начало периоду бурного расцвета Севильи. Порт мирового значения, главный центр ввоза заморских сокровищ, Севилья была городом, куда приезжали купцы со всего света и где говорили на всех языках мира.
«Слава архитектуры» и слава Испании
«Кто не бывал в Севилье, тот не видел чуда», – писал арабский историк Ал Сакунди. Старая часть Севильи, наиболее богатая достопримечательностями, начинается от моста Сан-Тельмо и охватывает северо-западную и северную части города. Центром этого района является знаменитый собор Санта-Мария де ла Седе.
Собор стоит на месте Большой мечети, построенной кордовским халифом Абу Якубом. Это огромное белоснежное здание оставалось нетронутым еще длительное время после захвата испанцами Севильи. И только в первые годы XV в. мечеть была разрушена и на ее месте началась постройка христианского храма.
«Этот собор будет создан столь грандиозным, что нас посчитают безумными», – сказал при закладке храма один из членов городского совета. Сооружение действительно получилось грандиозным: сегодня Севильский собор – самый большой в Испании и третий по величине в Европе. Его размеры составляют 129 × 76 м. Строился собор долго, с 1402 по 1506 г., и это, как обычно, привело к смешению стилей в его архитектурном облике.
Внутреннее пространство собора просто необъятно. Высота центрального нефа достигает 36 м, а боковых – 25 м. Интерьер освещают 75 окон. Цветные витражи, изготовленные в начале XVI в. мастером Кристофом Алеманом, считаются одними из лучших в Европе по выразительности изображений и цветовой насыщенности.
От мечети, на месте которой стоит собор, сохранились примыкающие к северной части храма Апельсиновый двор и старинный портал Пуэрта дель Пердон (Врата прощения). Двери портала покрыты бронзовыми пластинками с выгравированным на них тончайшим орнаментом и арабскими надписями. Остатками мечети является и Хиральда – бывший минарет, ставший ныне таким же символом Севильи, как Эйфелева башня для Парижа или статуя Свободы для Нью-Йорка. Она достигает в высоту почти 100 м и является основной вертикалью в силуэте города.
Хиральду начали возводить в 1184 г., во времена правления Якуба ибн Юсуфа, по проекту архитектора Ахмеда бен Бану Достроена она была в 1198 г. Древняя часть башни имеет высоту 70 м. В плане она представляет собой четырехугольник со стороной 13,6 м. Толщина стен у основания достигает 3 м.
В 1560–1568 гг. испанский архитектор Эрнан Руис надстроил еще пять ярусов Хиральды. Они постепенно суживаются кверху. Последний ярус служит постаментом для бронзовой статуи Веры со знаменем в руках, созданной в 1568 г. скульптором Бартоломе Морелем. Эта четырехметровая статуя-флюгер – хиральдильо (от исп. hirare – «вертеться, вращаться») и дала название всей башне.
Севилья. Кафедральный собор и Архив Индий
Собор в Севилье – настоящий музей испанской скульптуры и живописи. Здесь можно увидеть работы скульптора Хорхе Фернандеса и живопись его брата – Алехо Фернандеса, известного испанского художника эпохи Возрождения, многочисленные картины знаменитого Франческо Сурбарана, полотна Мурильо и Гойи. В соборе капелле находятся гробницы испанских королей Альфонса X и Педро Жестокого, а также Христофора Колумба, первооткрывателя Америки.
С Колумбом в Севилье вообще связано очень многое – ведь после открытия Америки испанский король даровал Севилье монопольное право на торговлю с Новым Светом, и именно отсюда уходили к неведомым берегам нового континента корабли купцов и конкистадоров. Живым памятником этой эпохи служит сегодня расположенный прямо напротив собора Генеральный архив Индий. Это уникальное учреждение занимает здание бывшей биржи – Лонхи. До ее постройки севильские купцы обычно заключали торговые сделки в галерее, которая окружает кафедральный собор, или в Апельсиновом дворе собора. Этому воспротивился наконец архиепископ Севильи, который обратился к королю Филиппу II с просьбой запретить заниматься коммерцией во дворе храма. Так появилась идея постройки биржи – Лонхи, необходимость которой была особенно ощутима в связи с растущей торговлей с Америкой.
Напротив Хиральды, на Королевской площади, возвышается Алькасар – бывший дворец мавританских правителей Севильи. Его основание относится к X в. При халифе Абу Якубе дворец был окружен стенами с башнями. Ныне от него остались только внутренний двор и часть стен. Все основные помещения были выстроены уже при короле Педро Жестоком в XIV в., хотя строили их, как считают, мавританские мастера. Позднее в постройку вносились многочисленные изменения.
Планировка Алькасара типична для мавританских дворцовых комплексов: большое количество помещений, расположенных вокруг внутренних дворов. Самый большой по размеру двор Лас-Донсельяс (22 × 17 м) был центром официальной жизни. Он построен во 2-й пол. XIV в. Частная жизнь правителей протекала в помещениях вокруг двора Лас-Муньекас («Двор кукол»), названном так из-за двух загадочных фигур в орнаменте, украшающем стены. В Зале послов происходили официальные приемы. Это самый интересный зал Алькасара. Раньше он назывался «Залом полуапельсина», так как его купол, созданный в 1420 г., выглядит половинкой разрезанного апельсина. Зал сооружался на протяжении двенадцати лет. Это небольшое квадратное помещение (10 × 10 м). Каждая половина двустворчатой двери главного входа имеет высоту 5,3 м и ширину 1,97 м, украшена цветным орнаментом с арабскими надписями. По стене зала тянется фриз с пятьюдесятью шестью нишами, в которых помещены портреты испанских правителей – от первого короля вестготов до Филиппа III.
Во дворе Патио де лас Бандерас («Двор знамен») при короле Педро Жестоком проводились судебные заседания, а до его постройки мавританские правители использовали для этих целей Зал правосудия. Он представляет собой квадратное помещение (9 × 9 м). Потолок украшен орнаментом и звездами, цветными фризами. Верхняя часть стен украшена фризом, на котором в нескольких местах повторяется арабская надпись: «Здешний правитель славится своей честью». Во время церемоний король Педро восседал в Зале правосудия на каменном троне. Этот трон находился во дворце до XVI в., откуда он был вынесен по приказу Филиппа II.
Дополняют ансамбль Алькасара сады сразу несколько типов – от арабских, эпохи Возрождения и до современного. При Педро Жестоком и Карле V был создан Большой сад, в котором расположен павильон Карла V, сочетающий в себе мавританские и итальянские формы. Продолжением садов Алькасара служат сады квартала Санта-Крус и парк дворца Сан-Тельмо.
Саламанка
«Ла Дорада» – «Золотой город». Это название со времен Средневековья закрепилось за Саламанкой, старинным испанским городом, расположенным на высоком каменистом плато над рекой Тормес. На протяжении многих веков дома, дворцы и храмы Саламанки сооружались из местной разновидности песчаника, который выламывали поблизости от города, у селения Вилья-Майор, отчего он получил название вильямайорского камня.
Сокровища «золотого города»
Только что добытый из карьера, вильямайорский камень очень мягок и легок в обработке, но затем на открытом воздухе он начинает отвердевать и с годами становится прочным, как мрамор. Пользуясь этими свойствами вильямайорского камня, саламанкские каменотесы вырезали из него самые причудливые архитектурные детали, украсившие постройки города, – настоящее каменное кружево. Благодаря тому что вильямайорский камень насыщен окислами железа, его поверхность имеет благородный золотистый оттенок. В ярких лучах испанского солнца от стен построенных из этого камня домов и дворцов Саламанки исходит таинственное сияние, словно они светятся изнутри мягким золотым светом. За то и называют Саламанку «Золотым городом», хотя при желании в этом эпитете можно усмотреть некое иносказание: ведь Саламанка – настоящий город сокровищ.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО"
Книги похожие на "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Низовский - 500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО"
Отзывы читателей о книге "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО", комментарии и мнения людей о произведении.