Андрей Низовский - 50 великих шедевров архитектуры
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "50 великих шедевров архитектуры"
Описание и краткое содержание "50 великих шедевров архитектуры" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о пятидесяти выдающихся творениях мирового зодчества – храмах, дворцах и музеях, ставших характерным и ярким воплощением основных архитектурных стилей с древнейших времен и до наших дней. Читатель также познакомится с творчеством великих архитекторов прошлого и настоящего.
А. Ю. Низовский
50 великих шедевров архитектуры
Кносский дворец
Около 2600 года до н. э. на средиземноморском острове Крит начался расцвет одной из самых великолепных, могущественных и загадочных цивилизаций древности. Сегодня ее принято называть крито-минойской – по имени легендарного царя Миноса, правителя Крита, известного из греческой мифологии. Эта цивилизация доминировала на острове в течение 1200 лет, распространив свое влияние на острова Эгейского моря, материковую Грецию и большую часть восточного Средиземноморья.
Апогей минойской цивилизации приходится на XVI— первую половину XV века до н. э. В начале этого периода происходит объединение всего Крита под властью владык Кносса. Греческое предание считает кносского царя Миноса первым «владыкой моря» – он построил большой флот, уничтожил пиратство и установил свое господство на Эгейском море.
Вероятно, критяне считали, что флот их достаточно могуч, чтобы отразить любое нападение. Поэтому критские цари предпочитали жить не во дворце-крепости, а просто во дворце – со всем великолепием, связанным с этим понятием. Критские дворцы были неукреплены: вокруг них не было ни рвов, ни мощных крепостных стен. А вокруг дворцов простирались цветущие равнины, высокие горы со сверкающим снегом, оливковые рощи под вечно синим небом, а за ними – теплое, бархатное море…
Кносский дворец – самый большой из критских дворцов. Его постройки, стоящие на одной общей платформе, раскинулись на площади в 20 тысяч квадратных метров. Хотя до нашего времени сохранился только один этаж, ясно, что здание было двух-, а возможно, и трехэтажное.
По сторонам большого внутреннего двора располагалось столько комнат, коридоров, бесконечных залов и переходов, что он создавал впечатление запутанного здания, из которого нет выхода. Это породило миф о Лабиринте, построенном легендарным зодчим Дедалом для грозного Миноса.
На первый взгляд план Кносского дворца поражает архитектурным хаосом – столь бессистемно, казалось бы, лепятся друг к другу его бесчисленные комнаты, залы, переходы, дворики. Но в основе этого создаваемого почти тринадцать столетий хаоса лежал единый замысел, которому следовали из поколения в поколение все критские зодчие. Это была сложнейшая, тонко продуманная архитектурно-художественная композиция, целью которой являлась попытка передать в архитектуре понятие бесконечности времени.
Коридоры и переходы кносского дворца изогнуты, перспективу их невозможно охватить взглядом с одного места – она открывается только в движении. Здесь нет привычных дворцовых анфилад – комнат и залов, нанизанных на единую ось. Помещения дворца как бы заходят друг за друга, и взгляду каждый раз неожиданно открываются все новые и новые пространства. Да и сам дворец не представлял собой единый объем. В отличие от дворцов Вавилона и Ассирии, отгороженных от города стенами и стоящих так, чтобы человек мог единым взглядом охватить их, Лабиринт являлся непосредственным продолжением хитросплетения кривых улочек города, его нельзя было воспринять сразу целиком.
Дворец имел прекрасную систему водоснабжения и канализации, терракотовые ванны в специальных помещениях, продуманную вентиляцию и освещение. Многие предметы быта выполнены на высоком художественном уровне, часть их – из драгоценных металлов. Тут все говорит о стремлении сделать каждодневную жизнь как можно удобнее и приятнее: специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, великолепные помещения для омовений, водоотводные каналы… Свет и прохлада даже в самые знойные дни. Такое сочетание достигалось заменой окон световыми колодцами-двориками, с первыми лучами зари вырывающими из мрака дворцовые покои. Белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, – особенность критской архитектуры; ничего громоздкого, давящего.
Большую часть цокольного этажа занимали кладовые, в которых хранилось вино, оливковое масло, зерно, изделия местного ремесла, а также товары, поступавшие из дальних стран. Во дворце располагались и ремесленные мастерские, где работали ювелиры, гончары, художники-вазописцы.
Главным украшением дворцовых покоев была живопись – самое полное и замечательное выражение критского художественного идеала. Кносские живописцы воспроизводили окружающую природу или сцены из жизни обитателей острова. В сравнении с искусством Египта и Месопотамии эта живопись раскрывает перед нами совершенно новый, особенно волнующий нас мир.
Многочисленные картины, изображающие игры с быком, способствовали рождению преданий о Минотавре, полубыке-получеловеке, обитавшем в глубинах Лабиринта. Он пожирал обреченных на смерть юношей и девушек, которых каждые девять лет Афины отправляли в виде дани на Крит. Сын афинского царя герой Тесей, разматывая клубок ниток, привязанный у входа, проник в Лабиринт, убил Минотавра и сумел выбраться из дворца. В поэтической форме этот миф повествует о борьбе греков с властителями Крита.
Эпоха «дворцовой цивилизации» на Крите охватывает примерно 600 лет: от 2000 до 1400 года до н. э. В конце XV века до н. э. на Крит обрушилась катастрофа, нанесшая смертельный удар минойской цивилизации. Чудовищная волна опустошила цветущее побережье острова, а сопровождавшие стихийное бедствие землетрясения превратили критские поселения в груду руин. Все города, кроме Кносса, были покинуты. По-видимому, этими событиями воспользовались греки-ахейцы. Они захватили Кносс и подчинили остров своей власти. Под их господством в течение еще ста лет Крит оставался сильным государством. Именно XV век до н. э. был временем морского могущества Крита, когда, согласно греческим легендам, его правитель Минос успешно боролся с пиратами и стал владыкой всего Эгейского моря. Память об этой эпохе в течение столетий жила в сознании греческого народа.
Львиные ворота в Микенах
«Златообильные» Микены… Легендарный город, где правил победитель троянцев, «владыка мужей» царь Агамемнон. Именно сюда, следуя указаниям Гомера, отправился Генрих Шлиман после того, как раскопал на Гиссарлыкском холме руины древней Трои. И снова Ариаднина нить легенд не подвела его – шаг за шагом из глубины времен стали проступать и приобретать очертания древняя цивилизация, которая до этого была известна только из «сказок» слепого Гомера. Эта цивилизация была распространена на всем восточном берегу Греции и на островах Эгейского моря, а центр ее находился на острове Крит. Шлиман обнаружил только ее первые следы, но открыть ее истинные масштабы было суждено сэру Артуру Эвансу.
Троя, судя по описаниям Гомера, была очень богатым городом. Микены же были еще богаче. Именно сюда Агамемнон и его воины доставили богатую троянскую добычу. И где-то здесь, по мнению некоторых античных писателей, находилась гробница Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним.
Греки-ахейцы строили свои города на высоких холмах. В отличие от критских, их окружали крепостные стены циклопической кладки. Это придавало им суровый и весьма внушительный вид. Впоследствии греки дали таким поселениям название «акрополь» – «верхний город».
Неприступный акрополь Микен защищали стены протяженностью 900 м и толщиной от 6 до 10 м. Они сложены из огромных, весом в 5–6 тонн, грубо отесанных глыб, держащихся только за счет собственного веса. Греки считали, что эти стены возвели легендарные великаны-циклопы, отчего и происходит название такой кладки – циклопическая.
Перед главным входом во дворец – «Львиными воротами» – в изумлении застывали все, кому довелось их увидеть. Это грандиозное сооружение как будто воплотило в себе несокрушимую мощь Микенского государства.
Ворота, сложенные из четырех огромных монолитов, украшает треугольная плита с рельефными изображениями двух львиц, застывших в одинаковых позах и охраняющих вход во дворец. В центре плиты высечена колонна, увенчанная причудливой капителью.
Принцип постройки Львиных ворот характерен для многих порталов этого времени. Два блока поддерживают каменную балку, которая сама является только грузом и не несет никакой тяжести. Весь груз лежащих над нею рядов кладки, благодаря тому, что камни этих рядов скошены, передается на боковые стены. Таким образом над входом образуется пустое пространство в виде треугольника, которое заполнено легкой каменной плитой со скульптурными украшениями.
Стиль рельефов Львиных ворот родственен критскому – не только по пластике, но и по сюжету, который встречается во всех областях, где была распространена эта культура. Две львицы опираются передними лапами на подножие алтаря по сторонам суживающейся книзу колонны с капителью в виде валика. Эта форма колонны характерна для всего крито-микенского стиля, такие колонны можно встретить и в Кносском дворце. Они напоминают собой заостренную, вбитую в землю сваю – это указывает на то, что каменным колоннам предшествовали деревянные.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "50 великих шедевров архитектуры"
Книги похожие на "50 великих шедевров архитектуры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Низовский - 50 великих шедевров архитектуры"
Отзывы читателей о книге "50 великих шедевров архитектуры", комментарии и мнения людей о произведении.