Константин Деревянко - На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы"
Описание и краткое содержание "На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы" читать бесплатно онлайн.
Воспоминания контр-адмирала К.И. Деревянко рассказывают о Великой Отечественной войне. В первой книге своих воспоминаний автор повествует о героической обороне Одессы в 1941 г. и весомом вкладе Военно-морского флота в оборону города. На страницах книги рассказывается о героизме моряков, о нелегкой борьбе защитников города с врагом.
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, интересующихся историей Великой Отечественной войны.
А вот и милый моему сердцу свисток паровоза. Прощайте, Армавир и железнодорожная служба, прощайте, Кубань и Кавказ – родина моя. Прощайте, друзья-комсомольцы, я оправдаю ваше доверие!
Ленинград. Кронштадт. Балтика
Я – курсант Ленинградского военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. Наше училище – самое древнее военное учебное заведение страны. Оно основано Петром I. В нем учились ставшие впоследствии знаменитыми русские адмиралы, мореплаватели, открыватели новых земель. Это рождало чувство гордости и обязывало к прилежанию.
Такое училище и в таком городе! Ленинград… Город великого Ленина. Колыбель Октябрьской революции. Здесь нельзя учиться и служить как-нибудь.
Все, что я увидел в училище и в городе, потрясло мое существо. Непривычные для меня громады заводов: «Красный путиловец», Балтийский, Адмиралтейский, Обуховский, Металлический. Бесчисленное количество других предприятий. Это их рабочие всего десять лет назад штурмовали Зимний.
И в училище все дышало Октябрем, все напоминало о Ленине. Огромный зал без колонн на пять тысяч мест – пожалуй, самый большой в городе. Зал Революции. На стене памятная доска: «В этом здании 8 мая 1917 года на общегородском собрании Петроградской партийной организации выступил Владимир Ильич Ленин с докладом об итогах Апрельской конференции РСДРП (б)». А через шесть дней Ленин выступал здесь же с публичной лекцией «Война и революция». Вождь вел партию к социалистической революции.
Часто и подолгу стоял я у этой доски и мысленно представлял, что здесь происходило десять лет назад. Вот там стоял Ленин, а здесь сидели, стояли рабочие, матросы, солдаты – пять с половиной тысяч человек. Они слушали вождя, готовились к революционным боям. Присутствовавшие здесь люди и сейчас живут в городе. Они приходили к нам и рассказывали о тех счастливых минутах общения с Ильичем.
Актовый зал Смольного. Здесь провозглашена Советская власть. Здесь декретами, подписанными Лениным, были узаконены завоевания рабочих и крестьян России. Отсюда невозможно уйти вдруг. Здесь надо побыть, постоять, походить, прочитать все памятные доски. И осмыслить. Осмыслить величие свершенного российским пролетариатом, солдатами и матросами во главе с Лениным в те десять дней, которые потрясли мир.
Что говорить, я считаю себя безмерно счастливым, что жил и учился в таком городе. И пусть это звучит как мое признание в самой возвышенной и преданной любви к городу Ленина и его людям. На мой и моих однокашников характеры, на нашу жизненную позицию – идейные помыслы, устремления – оказала благотворное влияние атмосфера революционной романтики, которой овеян город на Неве.
Учеба в училище проходила крайне напряженно. Восемь уроков плюс три часа вечерних самостоятельных занятий. Побудка – в 7, отход ко сну в 23 часа. Мне нравились четкий воинский порядок, строгость и устремленность во всем.
Только мы погрузились в высокие материи математических наук, блестяще преподаваемых Р.А. Холодецким и М.Ф. Ляскоронским, как нам объявили, что наша 3-я рота «А» едет в Москву на парад в честь десятилетнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции. Теперь у нас целыми днями строевые занятия. Наш командир роты, главный воспитатель, А.В. Дмитриев – человек большой культуры, знаток строевого дела. Своей выправкой он олицетворял образцового строевика. Поэтому на парад и была избрана наша рота, сами же мы еще не заслужили этого.
Через три недели мы в Москве. 7 ноября. Идем на Красную площадь. Остановка. Стою и думаю: сколько событий в моей жизни за три месяца! Далекая Кубань, Ленинград, училище, Москва, Красная площадь. Накануне парада мы были в Мавзолее, у Ленина.
Через несколько минут мы будем печатать шаг. Пройдем мимо трибуны, на которой руководители нашей партии, члены советского правительства.
А вечером нас повели в Большой театр. Я впервые в опере. Представляете, что это значит для парня из провинции в 20-х годах!
Полные впечатлений, мы возвращались в Ленинград. И с новыми силами – за учебу.
Во главе нашего училища стоял опытный и образованный моряк, бывший командир линейного корабля «Марат», Юрий Федорович Ралль. Все мы любили его за уважительное отношение к людям. С признательностью вспоминаю первых наших политических наставников – комиссаров училища: Я.В. Волкова (позже он стал членом Военного совета флота) и Я.В. Настусевича, секретарей партбюро А.П. Никифорова и И.В. Григорьева и комсомольского вожака Б.М. Балева (позже стал начальником Политуправления флота). Под руководством политработников мы прошли солидный курс общественных наук и пришли на флоты идейно закаленными и политически грамотными.
В училище был подобран сильный преподавательский состав. Сильное впечатление производил преподаватель морской практики Никита Дементьевич Харин. Колоритная фигура. На его уроках не мечтай о постороннем – тотчас заметит и тут же: «Деревянко, а повторите-ка, братец, о чем я только что говорил». У Харина два лаборанта – А.П. Воробьев и Г. С. Грицук. Все трое – из матросов дореволюционного флота, много плавали, бывали в дальних походах. Стоило закончиться лекции или работам раньше, как они тут же начинали рассказывать об океанских походах в экзотические края. Слушать их – что Станюковича читать. Своими рассказами они прививали нам любовь к морю, уважение к старшему поколению моряков.
Не забудутся имена преподавателей: артиллерии – Ляпидевского, Винтера, Шейна, химии – Белецкого, английского языка – Ефремова. Астрономию нам читал Михаил Михайлович Беспятов. Милый наш старикан, он упорно обращался к нам по-старому: «Господа». Я даже поначалу не разобрал, что он говорит. А потом ужаснулся. Но вскоре все смирились. А начальство – уже давно. Только за неделю до смерти он пришел к нам на последний урок и впервые обратился по-другому: «Товарищи». Курс авиации читал И.Н. Дмитриев, а курс девиации – С.И. Фролов. Просмоленным от курева пальцем он стучал по доске и простуженным голосом вызывал: «Деревенько, к доске, объясните эту формулу». Я не поправлял учителя за искажение моей фамилии, – у нас не принято было делать замечания старшим, мы слишком почитали их.
Тактику флота преподавал П.Д. Быков. Это ведущая дисциплина, и в дополнение к лекциям я стал посещать библиотеку Военно-морской академии. Старомодные дамы-библиотекари воззрились на диковинного читателя, и пришлось упрашивать начальство. Я погрузился в золотой фонд морской науки. Зачитывался трудами адмирала и ученого С.О. Макарова.
Увлекательный и важный предмет – историю военно-морского искусства и военно-морскую историю – вел А.А. Ждан-Пушкин, человек интересный, с независимыми суждениями. Бывший командир подлодки, он был очень начитанным. Как лектор бесподобен. А еще – замечательный рассказчик. Закончив официальную часть урока, он начинал рассказывать разные морские истории, насыщенные романтикой океанских сражений и походов. Его лекций я ждал с нетерпением. А после бежал в «академичку».
Были в училище преподаватели – участники Цусимского боя Саткевич и Сакеллари. Учебный отдел возглавлял И.А. Холодняк, а строевой – Н.Б. Павлович.
С первого дня и до выпуска нас воспитывал и начальник курса Николай Александрович Луковников. Заботливый и строгий человек, он оставил глубокий след в каждом из нас.
Особое место в нашем воспитании занимал новый начальник училища, он же и комиссар, Алексей Николаевич Татаринов. Член партии большевиков с 1917 года, матрос Балтийского флота, участник Октябрьской революции и Гражданской войны, он во всем был образцом для нас. Невысокий, крепкого телосложения, всегда в идеально пригнанном и отглаженном обмундировании. В движениях легок и честь отдавал артистически. Он настойчиво вырабатывал у курсантов собранность и дисциплинированность. Внезапно появлялся в классах и коридорах. Вот он идет – и будь начеку. Не успеешь – он первым отдаст тебе честь. Но ты уже не рад, что удостоен такой высокой чести. Предстояло объяснение, от которого горели уши и пылало лицо.
Особенно сурово он обходился с недисциплинированными, какими бы авторитетами они ни прикрывались. Татаринов их исключал. И хотя нажил недоброжелателей, но остался непреклонен. Его поддерживало высшее командование, так как он сделал училище образцовым.
Конечно, иные дулись на него за строгость, но кто уважал дисциплину – никогда. Старая истина: не приучишь себя повиноваться – не получишь морального права командовать людьми.
На всю мою последующую жизнь наложили отпечаток взыскательность и большевистская принципиальность Алексея Николаевича Татаринова, высокая требовательность Николая Александровича Луковникова. Я старался им во многом подражать. И если бы случилось чудо – начинать все сначала, я не отступился бы от их методов руководства, приносивших успех делу.
Заканчивался первый год обучения. Скоро практическое плавание. Вот только холодновато и промозгло. Морозы до
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы"
Книги похожие на "На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Деревянко - На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы"
Отзывы читателей о книге "На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы", комментарии и мнения людей о произведении.