» » » » Константин Деревянко - На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы


Авторские права

Константин Деревянко - На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы

Здесь можно купить и скачать "Константин Деревянко - На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Вече»e7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Деревянко - На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы
Рейтинг:
Название:
На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4444-2352-3, 978-5-4444-8268-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы"

Описание и краткое содержание "На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы" читать бесплатно онлайн.



Воспоминания контр-адмирала К.И. Деревянко рассказывают о Великой Отечественной войне. В первой книге своих воспоминаний автор повествует о героической обороне Одессы в 1941 г. и весомом вкладе Военно-морского флота в оборону города. На страницах книги рассказывается о героизме моряков, о нелегкой борьбе защитников города с врагом.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, интересующихся историей Великой Отечественной войны.






Когда мы получили локаторы, удивлялись: как совсем недавно могли без них плавать и даже в туман подходить к берегу и входить в базу?!

А тогда как бы пригодился локатор. Можно было бы видеть, где эсминцы, и по Крымским горам определиться. Пока же я, мокрый до нитки, на ветру держусь за стойку и слушаю удары кренометра.

И вдруг чудо: стих ветер. Полнейший штиль. Только крупная зыбь. Как во сне. Наверняка проходим центр антициклона, а в нем всегда затишье (это в центре циклона наисильнейший ветер). Надо ждать перемены направления ветра – подует от норд-веста и с той же силой. Открылась полная видимость, как и положено в центре антициклона. На горизонте огни – это эсминцы. Даю самый полный ход. Вступаю в кильватер. Открылся маяк Сарыч на южном берегу Крыма. Только легли на курс норд-вест, сразу задул ветер 10 баллов. Все повторяется. И опять ход 6 узлов.

Мимо пронесло какое-то неосвещенное судно без ходовых огней. Как привидение. Мы едва увернулись от него. Похоже, на нем вышла из строя вся энергетика, не работали руль и машина. В базе нам сообщат, что за Балаклавой шторм выбросил на берег греческое судно. Много лет торчал на камнях его остов.

Ветер усилился до 11 баллов. Опять пошли щелкающие удары над головой и началась клятая крученая восьмерка. Но я почувствовал, что качка не такая стремительная. Понятно: мы израсходовали топливо, центр тяжести корабля поднялся, метацентрическая высота уменьшилась, начальная остойчивость стала меньше, качка стала спокойнее. Но возрос опрокидывающий момент, а это опасно при ударах волны. И я приказал механику немедленно принять забортную воду во все пустые нефтяные цистерны.

«Шквал» отставал от эсминцев. Михаил Захарович, видимо, беспокоился за нас и запросил: «Доложите состояние корабля. Можете ли следовать в Севастополь или вам лучше идти в Ялту?» Ответил: «Следую за вами». Командиры эсминцев «Шаумян» – Е.Н. Жуков и «Петровский» – К.Д. Сухиашвили участливо запрашивали: «Как самочувствие?» Не ответишь же друзьям, что плохо. «Лучше всех», – горько отшучивался я.

Корабль наш сработан советскими рабочими и инженерами добротно, и никакая волна его не перевернет. Не сдаст и корпус из закаленной стали, созданной советскими металлургами. В корабль я верил. Но еще больше верил в подчиненных. Все, кто был занят делом на походе, – выше всякой похвалы. Улучив минутку и оставив за себя помощника, спустился с мостика в котельное отделение. Невесело здесь на качке, одно утешение – не продувает и не окатывает, как на мостике, не видно, как темно-зеленая гора воды переворачивается на тебя и ты из нее, отплевываясь, выныриваешь и проверяешь: все ли целы, не смыло ли кого. Главстаршина котельных машинистов Иван Васильевич Миролюбов бессменно у котлов. Со своими подчиненными он бесперебойно обеспечивал машины паром. Миролюбов – трудолюбивый, дисциплинированный и смелый воин, пример для всех сверхсрочнослужащих.

Прошел в командирский коридор. Там стоят несколько матросов с унылыми лицами. Спрашиваю: в чем дело? Прячут глаза. Спустился в носовой кубрик. А там при ударах волны невообразимый грохот, кажется, что-то ломается и рушится. Стало ясно: у тех, кто не занят ходовой вахтой, не выдержали нервы, подальше от этих разрывающих душу ударов и грохота. А в коридоре потише, к тому же не видно грозной стихии. Чтобы ее познать во всей свирепости, надо подняться на мостик или хотя бы послушать того, кто там несет вахту. Но я запретил рулевым и сигнальщикам после смены распространяться о девятом вале и неисправном руле. Пришлось задержаться в коридоре и успокоить:

– Нас еще не раз тряхнет, но основания для тревоги нет. Наш корабль что «ванька-встанька». Идите спать. Я завидую вам и мечтаю хотя бы обсушиться. А шум для молодых не помеха. Через два часа подъем.

Рассвело. Море буквально кипело. На повороте для входа в Севастопольскую бухту пришлось дважды пропустить «девятый вал» (бывает такой, но по счету не всегда совпадает). И все-таки мы не увернулись. От двойного удара волн при повороте наш «Шквал» заленился, лег на правый борт и задержался всего на пару секунд, а неприятно. Причиной тому были свободно перемещавшиеся топливо и вода в цистернах, увеличился кренящий момент. А бывало, и переворачивались. Японцы славятся как кораблестроители и мореходы. Но у них в штормах перевернулись два эсминца в океане, на длинной волне.

Ошвартовались у Минной пристани при 25-метровой силе ветра. Пришел комбриг. Я построил экипаж. Михаил Захарович объявил благодарность личному составу за мужество и мастерство в борьбе с жестоким штормом. Зашел ко мне в каюту и сказал: «А вам теперь сам черт не брат». И добавил, что, по сообщению начальника штаба флота, по всему морю ураганные ветры, погибло много турецких судов и у нас в Туапсе танкер выбросило на волнолом. Командующий флотом беспокоился и дважды запрашивал о состоянии кораблей, особенно «Шквала».

Пришли командиры эсминцев и поздравили с благополучным исходом. Да, поход и швартовка на таком корабле и в такую погоду – это испытание на верность морской и командирской службе. Не сдашься – не изменишь флоту.

Для всех экипажей кораблей этот штормовой поход явился большой школой морской выучки. Кто испытал на себе свирепые удары штормовых волн, закалился в борьбе со стихией, тот отважнее ведет себя в бою. Поэтому наши флагманы специально в штормовую погоду выходили в море на учения. Готовили советских моряков к грядущим боям.

Вскоре я был назначен командиром дивизиона сторожевых кораблей. И снова штормовые походы.

Весьма точно подметил тяготы службы на сторожевиках бывший нарком Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецов в книге «Накануне»: «Труднее всего приходилось тем, кто служил на “Шквалах” и “Штормах”». А я как раз служил и на том и на другом и могу подтвердить: кто на них не служил, тот мало соленой воды попил и не знает, что такое гидродинамический удар волны.

Меня опять послали на учебу в Ленинград. Совершенствовать методы выхода в торпедные атаки. Новая встреча с любимым городом. Днем на учебе, а вечером в театре. Я тогда прослушал и просмотрел все оперы, драмы, оперетты, комедии, какие были в репертуарах театров.

В декабре 1937 года был создан Наркомат Военно-Морского Флота. Это способствовало бурному развитию флота. Война подтвердила мудрость этого решения.

Наша бригада развертывалась в крупное флотское соединение новых мощных кораблей. Во главе его поставили молодого капитана 2-го ранга Н.М. Исупова. Меня назначили начальником штаба бригады. Это очень стремительное продвижение – за три года от командира боевой части эсминца до начальника штаба соединения. Это не на пользу делу – мал опыт.

Но мне повезло. Мой предшественник Милешкин создал крепкий штаб – у меня были отменные помощники. А комбриг эсминцев с помощью начальника отдела кадров флота Г. А. Коновалова подобрал сильных командиров дивизионов эсминцев – А.И. Зубкова, С.М. Сергеева, Э.В. Пышинского. Все они были старше меня возрастом, с большим опытом. С ними легко работалось. В общем, мне было у кого поучиться и на кого опереться.

Флот строится

В период предвоенных пятилеток в нашей стране была создана материальная база, позволившая поставить вопрос о строительстве морского и океанского флота, отвечающего интересам социалистического государства. Осуществление планов индустриализации, коллективизации и культурной революции дало возможность создать авиационную, автомобильную, электротехническую и оборонную промышленность, реконструировать на основе передовой техники и ввести в строй новые судостроительные заводы.

Еще в 1927 году на предприятиях судостроительной промышленности были заложены первые советские подводные лодки типа «Декабрист». В 1930–1934 годах начали вступать в строй подводные лодки типа «Ленинец», средние лодки типа «Щука» и «С», малые лодки типа «Малютка». Вскоре началось строительство океанских подводных лодок типа «К». В результате советский флот получил подводные лодки прибрежного, морского и океанского типов. Они обладали высокими по тому времени тактико-техническими характеристиками.

За годы второй пятилетки почти удвоилось число эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей, в три с половиной раза возросло количество торпедных катеров, почти в три раза – тральщиков, в пять с лишним раз – подводных лодок. Почти в два с половиной раза выросло число стволов береговой артиллерии различных калибров.

Вслед за новыми подлодками с 1937 по 1941 год вступили в строй новые надводные корабли. Советские корабли во многом превосходили однотипные зарубежные, особенно в артиллерии. Инженеры, возглавляемые талантливыми конструкторами, создали для новых пушек бронебойные, фугасные и осколочно-фугасные снаряды.

В принятых в предвоенные годы решениях партии и правительства предусматривалось иметь сильные флоты на Тихом океане и на Балтике, существенно укрепить Северный и Черноморский флоты. Признавалось необходимым иметь в составе советского флота мощную авиацию берегового базирования для действий совместно с кораблями.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы"

Книги похожие на "На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Деревянко

Константин Деревянко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Деревянко - На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы"

Отзывы читателей о книге "На трудных дорогах войны. Подвиг Одессы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.