Владимир Галаганов - Право социального обеспечения

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Право социального обеспечения"
Описание и краткое содержание "Право социального обеспечения" читать бесплатно онлайн.
Рассматриваются вопросы социального обеспечения в виде государственных пенсий, социальных пособий и компенсационных выплат, социальной медицинской помощи и лекарственного обеспечения, государственной социальной помощи, льгот и преимуществ.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения.
Для студентов среднего специального образования, обучающихся по специальностям 030912 «Право и организация социального обеспечения» и 040401 «Социальная работа», а также граждан, интересующихся вопросами социального обеспечения.
Многочисленность и разнообразие законодательных актов, регулирующих отношения по социальному обеспечению, затрудняет их правоприменение и свидетельствует о необходимости их кодификации.
Одной из актуальных проблем совершенствования системы источников этой отрасли является поэтапная промежуточная кодификация законодательства, регулирующего видовые социально-обеспечительные отношения (пенсионные, по обеспечению граждан социальными пособиями, компенсационными выплатами, по социальному обслуживанию и др.). Это создало бы предпосылки для принятия в будущем единого кодификационного источника.
Значительное место в системе источников права социального обеспечения занимают иные нормативные правовые акты, составляющие третью группу источников отрасли права. Их можно расположить в определенном иерархическом порядке: указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Зачастую указы Президента Российской Федерации восполняют пробелы в законодательстве или решают оперативные вопросы, например указы Президента Российской Федерации от 8 августа 1998 г. «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка», от 26 декабря 2006 г. «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», от 18 октября 2007 г. «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров».
К подзаконным актам относятся постановления Правительства Российской Федерации. В них устанавливается порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсационные выплаты). На практике случается так, что данными актами устанавливаются дополнительные меры социальной защиты для отдельных категорий лиц. К таким актам можно отнести, например, постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. «О приемной семье».
Постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливается, как правило, правовая реализация прав граждан в сфере социального обеспечения, закрепленных в законах. Так, порядок назначения и выплаты пособий на детей, предусмотренный федеральными законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», регламентируется соответственно Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г., и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г.
Чаще всего в законах даются предписания или поручения Правительству Российской Федерации о принятии подзаконных актов, которые уточняют или разъясняют отдельные положения законодательных актов. Это касается не только всех имеющихся видов социального обеспечения, но вновь устанавливаемых его видов. Примером может служить постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г., утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Другими подзаконными актами являются акты министерств и ведомств. По своему характеру они носят вспомогательный характер, так как не только воспроизводят уже принятые нормы, но и разъясняют их смысл. По форме эти акты различны: постановления, приказы, разъяснения, указания, письма.
Среди указанных органов главенствующая роль и особое место занимает Минздравсоцразвития России, так как на него возложено осуществление руководства по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты граждан[58].
Некоторые нормативные акты, касающиеся социального обеспечения, могут приниматься также и другими министерствами и ведомствами. Например, Перечень оперативных должностей Государственной противопожарной службы в свое время был утвержден МВД России; приказом Минобразования России было утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством» и т. д.
В практике встречаются также и совместные правовые решения, принимаемые несколькими министерствами или ведомствами. Например, Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, в свое время была утверждена Министерством здравоохранения РФ и Фондом социального страхования РФ.
В последние годы определенное развитие получают такие источники права социального обеспечения, как локальные нормативные акты. Главное их предназначение заключается в повышении уровня социальной защиты граждан в пределах определенных административно-территориальных образований – регионов, местных и муниципальных образований, а также на уровне хозяйствующих субъектов-организаций. Такими актами устанавливаются дополнительные помимо предусмотренных федеральным законодательством меры материальной или социальной поддержки различных категорий нуждающихся граждан.
Субъекты Российской Федерации, а также органы местных администраций городов и районов, поселков и сел издают соответствующие нормативные акты в форме законов, указов, постановлений, касающиеся различных видов социального обеспечения, предоставляемых дополнительно гражданам за счет собственных финансовых источников.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите общее понятие источников права.
2. Назовите критерии их классификации.
3. Назовите основные международные договоры, в которых содержатся нормы о социальном обеспечении, являющиеся источниками права социального обеспечения.
4. Какие статьи Конституции Российской Федерации посвящены социальному обеспечению?
5. Назовите основные законы в сфере пенсионного обеспечения.
6. Каково значение указов Президента Российской Федерации как источника права?
7. Дайте общую характеристику актов, принимаемых Правительством Российской Федерации.
8. Какое место в общей системе источников права занимают акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти?
9. Чем вызвано повышение роли региональных и локальных актов как источников права социального обеспечения?
10. Дайте общую характеристику нормативных актов, регулирующих отношения по предоставлению различных видов социального обеспечения.
Глава 6. Правовые отношения по социальному обеспечению
6.1. Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению
Согласно теории права, правовые отношения – это разновидность общественных отношений, представляющих собой социальные связи между людьми, между физическими и юридическими лицами.
В науке права социального обеспечения отсутствует единая точка зрения по поводу определения правового отношения по социальному обеспечению, что обусловлено разными критериями и подходами, используемыми для определения данного понятия.
Единого правоотношения, в ходе функционирования которого еще, временно и уже нетрудоспособные лица, а также иные, законодательно определенные категории граждан могли бы получить все существующие виды социального обеспечения, нет. Это свидетельствует о сложной природе данных отраслевых правоотношений.
Сформулированное ранее определение права социального обеспечения (его основные признаки и содержание, предмет и метод) позволяют дать следующее общее понятие правового отношения по социальному обеспечению.
Правоотношение по социальному обеспечению – это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами – гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями – по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно-правовых способов его осуществления (организационно-правовых форм социального обеспечения).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Право социального обеспечения"
Книги похожие на "Право социального обеспечения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Галаганов - Право социального обеспечения"
Отзывы читателей о книге "Право социального обеспечения", комментарии и мнения людей о произведении.