Константин Крикунов - Четыре тетради (сборник)
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Четыре тетради (сборник)"
Описание и краткое содержание "Четыре тетради (сборник)" читать бесплатно онлайн.
Том избранного известного петербургского литератора Константина Крикунова (1963–2010) составили лучшие образцы его журналистских работ – репортажи, очерки, интервью – и оригинальные прозаические опыты, как уже известные читателю по предыдущим книгам автора, так и представленные впервые.
Анализ творчества К. Крикунова дан в послесловии критика Никиты Елисеева.
Константин Крикунов
Четыре тетради (сборник)
© Константин Крикунов, 2010
© Издательский дом «Текст», 2010
* * *Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесётся ветер и расчистит их.
Иов, 37:21Дни прозы
Тучи над серой рекой улетают за край земли.
Бабы в оранжевых куртках носят сырые листья, и на том берегу стоят дымы.
– Слабо дойти до того места, куда камень долетит?
– Нарисуй голубку.
– А ты нарисуй квадрат.
– Земля, она круглая, но лучше отойди от края, – сказал первый.
– Для меня время ничего не значит, – ответил второй.
– А для меня время – это действие.
– А я за никого и против всех.
По краю обрыва прошла старуха с красными глазами. За ней прошла птица, подволакивая клюв.
– Река, – сказал первый. – А что дальше?
– Залив.
– А дальше?
– Дальше море.
– А дальше? Дальше океан?
Второй бросил с обрыва сухую траву, но она не долетела, уцепившись за край земли.
– Качалась рыбка, вода впадала в море.
– На берегу утёса зыбкого качалась рыбка, – ответил второй.
– А в реке воронки есть? – спросил первый.
– Воронки или водовороты?
– Ну, водовороты.
– Водовороты есть.
– А затонувшие корабли? Золото? Водолазы?
– Не падай, – ответил второй, – а то сам водолазом станешь.
– Не бойся, не упаду.
– Самое хорошее в моей жизни, это когда отец начал ходить, – сказал кто-то.
– А где он сейчас?
– Там, – ответил второй.
Но было непонятно, куда он смотрит: на тучи, на лес или туда, где река утекает за край земли.
– Как там?
– Яблоки висят, четыре. Раньше было двенадцать или семь. И ветер дует. Но не так, чтобы… А просто по верхушкам деревьев.
– Ты видел инопланетян? – спросил первый.
– Да, – ответил второй.
– Где?
– В троллейбусе.
– Как они выглядели?
– Как люди. Но их движения были слишком гармоничны.
– Лучше убежать, чем убить, – сказал второй.
– Я видел голубя, к его лапе прицепился воздушный шарик на нитке, так и ходил.
– Не летал?
– Не летал.
– Кра-кра! – сказала ворона.
Присела рядом, удивляясь, что никто не отвечает, повторила:
– Кра! – кра!!
Пауза.
– Кра?
И совсем уж отчаянно, каждый раз прибавляя по восклицательному знаку, так:
– Кра! – кра!! – кра!!! – кра!!!!
– Кошка, – сказал первый. – Кошачьи нежности… Кусачьи нежности… Кусачьи нежности кошачьи. Кошачьи нежности кусачьи.
– Меня проглючило. Меня улыбает. Меня убежало, – ответил второй.
– Какое сегодня число? Ты знаешь, что якуты на спор едят, кто больше съест живой рыбы? И потом она у них в желудке шевелится.
– Ха! – ответил второй. – Пишут, что в Германии один программист съел другого программиста.
Мышь бежит по песку? – нет, тень чайки.
За ней, догоняя тень, над песком летит чайка.
Низкое солнце светит в хвост.
– Любовь, – сказал первый. – Трение слизистых оболочек. Просто сахар и протеин. Сахар и протеин.
– Тоска и бешенство! – ответил второй мальчик. – Бешенство и тоска!
– Это не про любовь, это писал Пушкин про Пушкинские Горы. Пушкин – Вяземскому.
«Если ты меня любишь, застрелись, – сказала бабка. Дед взял ружьё и застрелился».
– Ну и дурак, – сказал второй. – Я бы выстрелил себе в ногу.
Быть с другой! Иметь дело хотя бы с суррогатом тебя, с телом, в котором можно вспомнить тебя!
Кому сказать утром: радость! Негоже человеку быть одинокому.
Соединение с чужой женщиной. Будто входишь в разрыв между временем и временем. Настоящее и длится, и решаешь, что…
– Что такое стихи? – ответил второй. – Игра гласных и согласных. Никакого отношения к жизни они не имеют. Ты можешь выдумать сколько угодно слов, но никогда не скажешь такое, которое может сказать баба, вытаскивающая из колодца ведро воды.
– У нас на чердаке жили летучие мыши. Я верил, что мыши ночами вцепляются когтями в белую простыню и больше не могут отцепиться. Я распяливал её на ветках шелковицы. Я верил, что на крыше дома лежит листок с законами творчества. Из-за судороги или восторга… Когда я залез на крышу, там были очень красивые деревья, но листка с законами не было. Потому что их нет. И простыня наутро оставалась белой.
Ночь не наступила, наступил новый день. В траве засверкал потерянный циркуль, красивый, как будто упавший с неба.
Приехала водовозка и стала качать воду.
Пришли две девицы с расстёгнутыми по случаю последнего солнца белыми животами, легли в зелёную траву.
Трактор накачался и аккуратно – тракторист подслеповатый, в толстых пластмассовых очках, сворачивая набок земляное лицо, – отъехал по кривой, чтобы не отдавить девицам ноги.
Пришла девочка с музыкальной шкатулкой, положила в траву, вставила ключик, щёлкнул фальшиво-золотой замочек.
– Это очень известная музыка. Спроси – что?
– Папа, это Бетховен, это Бетховен, «К Элизе»!
Девицы спустились к реке, оставляя за собой хвост фразы: «Я слышала, как он кричал…»
«Я сидела в коридоре, я слышала, как он кричал: оставь! дальше я сам! я выберусь!
Но подошла моя очередь, и я зашла в кабинет…» Он предчувствует смерть, начинает двигаться, сердце бьётся быстрее, и с приближением инструмента раскрывает рот в безмолвном крике.
«Теперь представляю, с каким наслаждением я сделаю это ещё…»
– Один раз в сто лет со дна океана всплывает слепая черепаха и глотает деревянное колечко, – сказал первый.
– Черепаха, буддизм, богоизбранность… Но что каждый из богоизбранных сделал со своей богоизбранностью? До нас не долетают вопли грешников. Мир бы тогда стал другим.
– Мир и стал другим, – сказал первый.
– Подачка-неберучка, – ответил второй. – Раз – два – три – день. Раз – два – три – дьявол. Три – четыре – пять – змея. Что такое жизнь? Дневник наблюдений за живой и неживой природой. Что такое жизнь? Смертный приговор.
– Чей дневник? Чей приговор? Ты представь, если тебя заперли в комнату с мягкой чистой постелью, светлым окном, молоком и круассаном на завтрак и молочным поросёнком под ананасами на ужин, но весь день поют одну песенку – уг у – уг у – угу – на разные лады. Проклянёшь всё! убежишь, пиная поросят, разливая кофе и чай, скользя на ананасах.
– У меня в детстве на стене висела картинка, на ней была нарисована битва героев со львами. Герои на лошадях, а львы прыгают и рвут их всех зубами и лапами. Так и не знаю, чья картина. И кого спрашивал, никто не знает.
– Пошли купаться, сочинитель.
– Холодно уже.
Серая река утекает за край земли, серая птица летит по серому небу.
ГостиницаЛуна была полной. Летели дырявые облака. В парке ухала праздничная дискотека. Над Булыжной площадью качался почётный гражданин, и тень его ходила по площади, как маятником Фуко. У вечного огня грелась старуха и двигала языками пламени.
Из парка вышла девочка.
– Если я мало выпью, я буду плакать. Если много выпью – буду танцевать, – сказала она и пнула стёклышко, а окна двухэтажного роддома за ее спиной казались большими электрическими крыльями.
В этом доме я родился.
Шёл снег, снежные хлопья ложились на подоконник и с лёгким ветром улетали вверх. Мама говорит, что это её утешало.
– Здравствуй.
Груша, легко прошла сквозь – не мимо меня, повернулась, пока был ослеплён.
Комната была похожа на комнату, в которой ощипали жар-птицу.
Кружились перья, золотые стрелы и плоскости били в щели рассохшихся ставен, лежали на стенах, на скомканной простыне и синей обложке книги.
«On ne peut fxer le soleil qui resplendit dans les cieux, Lorsqu’un vent passe et en ramène la pureté», – библия на французском, стандартная комната стандартной фабричной гостиницы: железный крест, тумбочка, ночной горшок под кроватью, дверь с жестяной накладкой там, где ломали замок, картинки на стенах.
По выбору ли профкома, видавшей ли виды хозяйки гостиницы, которая мне представилась непременно с самыми красными, какие только можно достать, губами и жёлто-белой, в метр высотой, ложной причёской; по выбору ли сумасшедшей коридорной старухи, рисующей по ночам собственные кошмары: мужик, подпоясанный бельевой верёвкой, тащит из снежного леса полудохлого дракона (старая чёрно-белая фотография), осенние берёзки Левитана на кнопках (вырезка из «Огонька), красный квадрат (мазилка местного гения), и под стеклом – фантазия цветными камешками – крокодил в лисьей шкуре сидит верхом на вздыбленной лошади и смотрит из-под рукавицы вдаль. Судя по звукам – брякнувшиеся на пол ложки, звонкая ругань посудомоек, шарки метлы по асфальту, цок копыт за окнами, шёпот «Груша приехала…», – вокруг шла жизнь, но она тебя (читай – меня) ещё не касается.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Четыре тетради (сборник)"
Книги похожие на "Четыре тетради (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Крикунов - Четыре тетради (сборник)"
Отзывы читателей о книге "Четыре тетради (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.