Дмитрий Арбузов - Уральская Обь

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Уральская Обь"
Описание и краткое содержание "Уральская Обь" читать бесплатно онлайн.
Эта книга не только о путешествии по нашей с Вами славной стране – России. Прежде всего, она о людях, испокон веку кочующих по тайге, о необозримых северных просторах, о подвигах геологов – сегодня уже истории. А ещё эта книга о человеческом духе, об огромной пропасти, пролегающей между серыми городскими буднями и природными красотами, о необходимости единства человека и природы: книга-переживание и книга-размышление. Написанная живым, глубоко метафоричным языком она не оставляет никого равнодушным. Два человека, следуя внезапному порыву к свободе, вознамерились преодолеть большое расстояние по самым ненаселённым областям Европейской части России без особой цели, решив просто посмотреть дикую природу, даже не представляя, на сколько это рискованное предприятие повлияет на их жизнь. Два месяца они блуждали по тайге и горам без ружья, связи, с небольшим запасом провианта, переживали все прелести кочевой жизни, пока однажды не осознали, к чему стремятся на самом деле. И тогда…
Для широкого круга читателей.
Обрадовавшись бане, остаемся здесь ночевать. Хотя мы и купаемся каждый день, но всё равно в качестве разнообразия горяченького тоже хочется. Выбрасываем из тёсенки хлам и затапливаем её, как можно плотнее обложив камнями, реконструировав прямоугольную железную печь. Пять раз, в то время как Иван возится с костром и колдует завтрак, я подкладываю дров в топку, пока окончательно не удостоверяюсь, что баня готова. Ох, ну и оторвались же мы тогда!.. Как сейчас помню – вылезаю на берег реки весь красный, еле живой… До комаров и дела нет! Прыгаю в воду – пар идёт! А вокруг тишь да благодать, одна река беспокойствует, но шум её слышен где-то на перекатах внизу, еле уловим он, как и птичий щебет, отголосками тревожащий безмятежную синеву неба… И все эти детали до бесконечности складываются в единый упоительный для души момент – музыку природы. Так бы и слушал её вечно… Как хорошо!..
После бани присели у большого костра, закурили, стали отдыхать. На сегодняшний день все трудности позади, а о завтрашнем думать пока не хочется. Прямо как в сказке: утро вечера мудренее. Вот и банька встретилась в тайге, чего мы, конечно же, не ожидали. Хочется дышать глубоко-глубоко, смотреть в небо и верить, что так в жизни будет продолжаться всегда. Удивительное существо человек: глубокий рационализм в нём находит общий язык с сентиментальностью, а смертельная усталость и боль вмиг сходят «на нет», и вот уже счастье людское лежит у самых твоих ног. Это говорит нам, что косность нашего сознания – всего лишь лёгкая форма болезни, что человек, оказавшись в соответствующих условиях, способен изменить себя сам.
А место вокруг, правда, замечательное. Оно дарит какое-то своё, приятное чувство! Возникает естественное желание остаться здесь денька на два-три. Палатку растягиваем в прилежном лесочке у ручья, где лиственницы растут рядками, словно намеренно рассаженные чьей-то заботливой рукой. Это люди так о них позаботились, вычистили и проредили лес, сохранив деревья самые стройные. Лет двадцать прошло с тех пор, но присутствие души человеческой здесь по-прежнему сохраняется… И по сей день по лесу-парку можно гулять босиком, а кустики можжевельника смотрятся так, будто их недавно подстригли! Только карликовая берёзка распушилась уж больно сильно по тенистым углам у комлей. С большим интересом мы осматривали лес, где остановились. Обнаружили следы палаточного городка и предположили, что когда-то людей на берегах Лагорта-ю бывало много. Скорее всего, здесь функционировала геологоразведочная экспедиция, работы проводились традиционно из сезона в сезон, может быть, до конца восьмидесятых годов. Поэтому всё опрятно и чисто. Геологи думали, что снова и снова будут возвращаться сюда. Увы…
– Вот, можем же жить красиво, – Иван лежал и попыхивал трубкой, пуская дым колечками. Он вдруг решил, что наступило идеальное время для использования табака, припасённого для особых случаев.
– Кто бы сомневался, – согласился я. – Только ради этого нужно потрудиться.
– А мы что? – встрепенулся приятель. – У меня ноги снова отваливаются!
– Я о лесе, где мы находимся, говорю. Оглянись – вокруг окультуренная тайга! Столь необычно для здешних мест, что сразу в глаза бросается.
– Ты про эти пеньки? – усмехнулся Иван. – Если не брать их в расчёт, то красиво конечно. Как в московском ботаническом саду!
– Да ну тя! Сравнил тоже, как будто в ботаническом саду пеньков меньше! Лучше бы Мачу Пикчу[3] припомнил, или Чавин-де-Уантар[4] например.
– Ну, о Мачу Пикче, единстве архитектурных сооружений с окружающей их природой я, пожалуй, и слышал, и даже видел на картинках, – с расстановкой сказал Иван, на мгновение выпустив трубку изо рта. – На Москву явно не похоже… А вот с Чавином это что-то ты загнул.
– Ничего необычного. Была такая интересная культура вдоль Тихоокеанского побережья, – стал пояснять я. – Люди возводили каменные города в сейсмоопасных и отдалённых от океана безлесных районах Перу. Суть та же, что и с Мачу Пикчей: единство природы и творений человеческих рук, но больше с гидрогеологической точки зрения. Например, специально выстраивали отводные каналы вдоль реки, чтобы вода весеннего паводка с грохотом устремлялась через городскую площадь, подступала к ступеням домов, вызывала резонанс в глубине помещений.
– И мешала спать. Зачем?
– Ты меня спрашиваешь? Первое, что приходит на ум, таковы были религиозные представления тех индейцев, но разве это исчерпывающий ответ? Тащиться в горы на сотни километров, где случаются землетрясения, и обустраивать там своё бытие среди малоприспособленных для жизни условий выглядит довольно-таки странно… Не находишь?
– Так уж? – искоса глянул на меня Иван, продолжая дымить. – По-моему ты то уж точно от них мало чем отличаешься… Даже на первый взгляд. И спустя столько лет.
– Само собой разумеется! – не растерялся я на комплимент. – Потому и вспомнил об этом. Но всё же… Да, мы можем в короткий срок и с большой тщательностью изучить останки этих индейцев, исследовать их культуру, что они ели, но мы никогда не сможем понять их мировоззрение, выяснить, чем они жили, что чувствовали. Потому что у нас иные критерии оценки действительности, накладывающие свой отпечаток. Мы играем свои роли в другом варианте развития событий. И со временем забываем, что всего лишь варианте, а не истине в последней инстанции. И поэтому…
– Жить в дикой местности, ходить одними тропами с медведями, не знать, что такое телевизор и не видеть электрического света – только буйство природных стихий вокруг; нет телефона, часов, медицины, карты и компаса, – замечтался Иван. – Интересная, право, должна быть жизнь, освобождённая для живых впечатлений, подобие которой испытываем мы сейчас! Сначала идёшь до одинокой скалы, затем на звезду к перевалу, веря в удачу, моля о хорошей погоде и благополучии… И правда, как в сказке! Надо же, сколько раз видел оленя по телевизору, и только сегодня ночью, пережив, я понял, что на самом деле раньше не видел его никогда! Ты прав! Не с чем было сравнить.
– И сколько существует таких ярких моментов! Многие люди умирают, не испытав самых элементарных вещей: сибирской зимы, северного сияния, кавказского гостеприимства… Не попробовав таджикских дынь, туркменского инжира, курильской рыбы, карельских грибов. Уральских комаров, в конце концов! А как прекрасно увидеть всё это собственными глазами, потрогать и испробовать на вкус! Ни одна телевизионная передача не заменят той полноты впечатлений, в силу которой можно было бы с уверенностью воскликнуть: «Да, я знаю всё это!»
– Особенно это касается комаров, – заметил Иван. – У меня веки опухшие!
– Бывает тяжело, конечно. Но разве у тебя не щемит сердце от мысли, как многого ты уже не увидишь? Что года безвозвратны, и что они должны быть заполнены не рабочим временем с 9 до 18, а впечатлениями до краёв, что живой человек не должен скучать или грустить, и уж тем более находиться в депрессии, проклиная сегодняшний день – своё собственное существование. Только мёртвый не понимает этого. А живому разве можно усидеть на месте? Испытывать холод или оказываться на волосок от гибели в дикой природе – ещё ничего, в некотором роде даже полезно для здоровья, это прибавляет уверенности и любви к жизни. А вот что делать, когда человеку некуда деться от городской скуки 4-х стен, когда жизнь распланирована на десять шагов вперед, когда тяжёлые чувства, которых быть не должно, изо дня в день гнетут и терзают его, затягивая в петлю? И таких суицидальных чувств там, в разрекламированном многообещающем городе, больше, чем здесь, в этом тихом, пустом лесу. В цивилизации человек бывает более одинок, чем в самых безлюдных горах.
– Известные вещи, – обронил Иван уже задумчиво, выбивая пепел из трубки о покрытый коркой лишайников камень, который мы ловко приспособили как подставку под котелок.
– И о них всегда нужно помнить. Стресс, ложь, безразличие и жизнь, как конвейер, – разве это явления нормальные? Любой воскликнет, что нет! Почему же тогда они – постоянный атрибут человеческого существования? А ты говоришь, избитая тема… Да и что копать глубоко: там, где процветает коррупция и алкоголизм, где телевизор является орудием массового уничтожения сознания, а у простых людей отсутствуют самые элементарные возможности, повторять это нужно неустанно.
Ведь человек, несмотря на всё его «разумение», усваивает информации на бессознательном уровне гораздо больше, чем сознательно, и поэтому его можно сравнить с видеолентой, на которой в процессе непрерывной записи отображается всё-всё. И тут необходимо задуматься: чем станет фильм? Чьи интересы он будет выражать? Твои, исконно русские, или дяди с острова, оплатившего копирайтерам весь этот каламбур? Хуже того: подсознательные картины меняют идеологию, меняют само сознание в поколениях – убеждаясь наглядно, мы убеждаем себя. Поэтому русский человек – закоренелый алкоголик и мужлан, ведь он же считает себя таковым, а в Европе русская женщина принимается за проститутку. Эти вопиющие факты позора нации скрывают за собой причины ещё ужаснее. Что уж тут говорить о культуре, чувствах и духовном саморазвитии!.. Человечество ещё не доросло до воплощения этих понятий. Увы, пока мы находимся на раннем этапе цивилизованной дикости.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Уральская Обь"
Книги похожие на "Уральская Обь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Арбузов - Уральская Обь"
Отзывы читателей о книге "Уральская Обь", комментарии и мнения людей о произведении.