Коллектив авторов - Социология

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Социология"
Описание и краткое содержание "Социология" читать бесплатно онлайн.
Учебник подготовлен с учетом опыта чтения курса лекций по общей социологии в МГУ им. М. В. Ломоносова. Издание составлено в соответствии с современными программами по социологии для вузов. Учебное пособие рассчитано на студентов, абитуриентов и всех, кто интересуется социологией.
Герберт Маркузе сыграл ключевую роль в переориентации радикальной социальной мысли во второй половине XX века. Подчеркивая культурные и эстетические темы, он помог изменить представление о марксизме как о концепции, базирующейся на жестком экономическом детерминизме. Развивая психологические и биологические темы, он обогатил понимание значения личной удовлетворенности как неотъемлемой цели коренных социальных изменений. Настаивая на утопическом моменте в социалистической мечте, он отдал свой голос в защиту недовольства тех, кто сопротивляется ложным удобствам институциализированных социалистических режимов.
Эрих Фромм (Fromm) (1900–1980) – выдающийся немецко-американский философ, психолог и социолог, представитель неофрейдизма, один из ведущих представителей Франкфуртской критической школы.
Широкую известность ему принесла его первая крупная монография «Бегство от свободы», опубликованная в 1941 г. В ней Э. Фромм стремится проанализировать динамику развития взаимоотношений свободы и самосознания индивида со Средневековья по настоящее время. Впоследствии его социальная концепция получила дальнейшее развитие в работах «Человек как он есть» (1947 г.), «Психически здоровое общество» (1955 г.), «Искусство любви» (1956 г.), «Может ли человек восторжествовать?» (1961 г.), «Концепция человека у Маркса» (1961 г.), «Без цепей иллюзий» (1962 г.), «Сердце человека» (1964 г.) и др.
Предметом рассмотрения у Фромма являются законы и принципы действия субъективного, человеческого фактора в общественно-историческом процессе. Э. Фромм считал, что общество выполняет не только отрицательную, репрессирующую функцию, но и «творческую».
Одна из центральных в творчестве Фромма – проблема отчуждения. В современном обществе отчуждение носит тотальный характер и не связано с той или иной социальной группой; огромная часть становится объектом манипулирования со стороны других людей и их символов. Вследствие своего отчужденного характера современное общество характеризуется фрустрацией экзистенциальных потребностей (ощущением утраты смысла) и, по определению Фромма, неуклонным превращением в «цивилизацию манипулируемых масс».
Фромм считал, что механизм функционирования и изменения социальных систем невозможно понять без раскрытия негативной функции общества. Именно поэтому такое большое внимание он уделяет рассмотрению роли бессознательного. Он стремился снять покровы таинственности с этой проблемы. Сам термин «бессознательное», по мнению Фромма, «представляет в действительности некоторую мистификацию. Нет такой вещи, как бессознательное; есть только те чувства, которые мы осознаем, и те, которые не осознаем»[10].
Выдающийся философ и социолог Германии Юрген Хабермас (р. 1929) представляет второе поколение Франкфуртской школы. Ю. Хабермас – наиболее влиятельный мыслитель в Германии.
Диапазон его исследований очень широк. В него входят гносеология, динамика развитых капиталистических обществ, междисциплинарный синтез философских, филологических, политических наук и теории систем. В своем творчестве он эволюционировал от критического анализа «сциентизации политики» к научному и политическому дискурсу, основанному на синтезе рациональности и науки и направленному против невежества и угнетения.
Наиболее фундаментальным достижением Хабермаса считается развитие им теории социальной коммуникации. Он вводит понятие «коммуникативные способности» и доказывает, что истинной рациональности при коммуникации можно добиться лишь при наличии необходимых условий, отвечающих десяти идеальным речевым ситуациям. В этих ситуациях все стороны имеют одинаковые возможности вступать в диалог, и ни одна из сторон не имеет чрезмерного господства в коммуникациях. В аутентичной речевой ситуации не должно быть места ограничениям и идеологическим искажениям.
По Хабермасу, современное технологическое общество делает упор скорее на манипуляцию и контроль, чем на когнитивное понимание и коммуникацию. Эмпирическая наука объективирует человечество, подчеркивая структурные аналоги между социальными и несоциальными явлениями, и тем самым развивает технику господства. Технологическое же человечество не думает нравственно и не воспринимает других как качественно уникальных. Вероятно, оно стремится к технической эффективности, а не к хорошей жизни, следовательно, обезличенность манипулирует человеческой жизнью.
Назовем некоторые из наиболее фундаментальных трудов Ю. Хабермаса: «Теория и практика» (1974), «К рациональному обществу» (1970), «Коммуникация и эволюция общества» (1979 г.), двухтомник «Теория коммуникативной компетентности» (1984, 1988), «Структурное преобразование публичной сферы» (1989), «О логике социального обеспечения» (1990).
Главным вкладом франкфуртцев в развитие социологический теории явились анализ соответствия неопозитивистской гносеологии целям и задачам социальных наук, оценка социетальных тенденций, доминирующих в развитых странах мира, а также раскрытие механизмов формирования культуры в различных типах современных обществ. Они убедительно раскрыли как стратегические опасности, стоящие на путях развития современного капитализма, так и концептуальные ошибки, совершенные странами, избравшими социалистический путь развития, и попытались сформулировать условия и принципы оптимального гуманистического развития мирового сообщества. И именно эти разработки являются наиболее ценными и перспективными не только для социологической теории, но и для практики дальнейшего развития человечества в XXI веке.
Чикагская школа
Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США. Она опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, преобладающую в американской жизни, в социальном плане – на идеи реформизма, а в гносеологическом на эмпиризм. Значительное влияние на методологические позиции школы оказала философия прагматизма, автор которой – Джон Дьюи – также работал в эти годы в Чикагском университете.
Школа возникла на базе первого в США факультета социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 г. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров. Чикагская социологическая школа в период с 1915 г. до начала 30-х гг. сформировала интегральную и кумулятивную программу проведения основанных на местных проблемах исследований, которые произвели в свое время очень сильное впечатление. Несмотря на имевшиеся в этой программе слабые места, она стала важным этапом в институциализации социологии и эмпирических исследований и имела долгосрочное значение и влияние.
С деятельностью Чикагской школы связано появление первого в США специализированного социологического журнала в 1898 г. (American Journal of Sociology), который значительно отличался по характеру как от «движения социальных опросов», характерных для британской эмпирической социологии, так и от голого, абстрактного теоретизирования.
Главной своей практической задачей с момента создания школа поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Вот почему в перечне ее исследований значительное место занимали такие проблемы, как девиантное и маргинальное поведение, изучаемое на примере работы тюрем графств, суда для несовершеннолетних, выполнения закона о бедности. Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяжничество, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, «сухой закон», религиозные секты.
Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов – формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому ими активно изучались средства массовой информации, коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, например, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю. Много внимания уделялось этническим группам. Так, широкую известность получили работы по изучению еврейского гетто в Чикаго, финской общины в Мичигане, поселений меннонитов в Канзасе.
Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл (1854–1926). Первыми лидерами, создававшими социологическую школу в Чикаго, были Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Значитльный вклад в ее становление внесли также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. X. Кули. В рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Социология"
Книги похожие на "Социология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Социология"
Отзывы читателей о книге "Социология", комментарии и мнения людей о произведении.