Юрий Асеев - Россия накануне очередного мирового кризиса. Учебное пособие
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Россия накануне очередного мирового кризиса. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Россия накануне очередного мирового кризиса. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Рассматриваются результаты исследования американской модели рынка в России, подводятся итоги научного познания проблем мирового кризиса на современном этапе, анализируется АПК России и ее регионов как мощный бастион на пути разрушительных мировых кризисов.
Для преподавателей, аспирантов и студентов всех специальностей и направлений высших учебных заведений.
Юрий Асеев, Инна Кравченко
Россия накануне очередного мирового кризиса. Учебное пособие
© ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет, 2014
Введение
Поводом для работы над учебным пособием для студентов СтГАУ послужили ряд причин. Первая: недавно опубликовали чудовищные данные соцопроса – почти половина россиян за год не открыла ни одной книжки. Значит, пора на нас как на читающей стране ставить большую жирную точку?
Визуально, все правильно. Если в 2003 г. 32 % опрошенных россиян не прочли ни одной книги за год, то спустя десять лет, т. е. в 2013 г. доля таких составила уже 44 %.
В общем, диагноз несложный и нехитрый: некоторое упрощение модели сознания, конечно, наблюдается. Иногда это называют разжижением мозгов. Человек пребывает в тихой уверенности, что живет в «век информации», что «каждый день узнает что-то новое», – при этом количество образованных людей стремительно падает. Возможность за секунду получить краткую справку не делает нас интеллектуалами. Причина в том, что мы живем вовсе не в век информационного хаоса. И никто из нас не станет иным, оттого что проведет сорок тысяч часов в Фейсбуке. А вот любой человек, прочитавший 20 томов русской классики или наугад 20 томов французской, – это уже другой. Другой!
Вторая причина: у каждого века есть свое средневековье. Многие студенты, в том числе лица с высшим образованием, знают, что в средние века господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого в Европе была христианская церковь. Оно исходило из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для того, чтобы покарать или вознаградить людей. Сегодня во многих странах мира, включая Россию, владельцы капитала, милитаристы и церковники сотрудничают в деле образования, потому что всем им выгодно, чтобы у людей, и в первую очередь у молодежи, развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление.
Третья причина: победа над невежеством – главная задача воспитания студенческой молодежи. В этом процессе знание – сила, к истине молодой человек движется. Однако на этом пути устои невежества всегда устремлены на самое высокое. Невежеству нужно что-то истребить, нужно отрубить чью-то голову, хотя бы каменную, нужно вырезать дитя из утробы матери, нужно искорежить жизнь и оставить «место пусто». Вот идеал невежества.
В постсоветской России «истинное и прекрасное» пробивается вперед с колоссальными усилиями. Сегодня немало людей «никогда не творят добро», а постигают совершенство только те, кто «стремится… стать к нему ближе».
Четвертая причина: человека облагораживают не знания, а любовь и стремление к истине, пробуждающиеся в молодом организме, когда он начинает приобретать знания. В ком не пробудились эти чувства, того не облагородят ни университет, ни обширные сведения, ни дипломы.
Пятая: может быть, прав режиссер Карен Шахназаров, сказавший, что мы присутствуем при закате цивилизации читающей?
А что проявляется тогда? Цивилизация зрителей? Но, чтобы зрители что-то смотрели, для них должны поработать те, кто умеет читать. Что ты не предлагай, а лучшее кино все равно делают люди с некоторым, чаще всего весомым, запасом гуманитарных знаний.
В России, по большому счету, провалилась оппозиционная активность. Она, конечно, растворилась не навсегда и вернется с новой волной социального недовольства. Но что характерно было для тех митингов? Ими руководили люди, которые как минимум читают. Там вообще по большей части были писатели и публицисты на трибунах.
Кого растит нынешняя система высшего образования: людей, «заточенных» на построение великой страны? Или информированных потребителей? Нация, разучившаяся читать, забывшая собственную мифологию, строчку Есенина – или подменившая это суррогатом, – превращается в толпу, кучкующуюся на куске земли – и то по недосмотру соседнего народа.
Мы должны ужаснуться своей деградации. Мы не просто мыслить стали хуже – мы чувствовать стали топорнее. Читающий студент может общаться с кем угодно, отстаивать свои позиции когда угодно, как угодно. Таким образом, то, что с нами, и в первую очередь с молодежью происходит сегодня, – безусловно, отрицательная селекция. Оправданием для студента, на вопрос: отчего не читаешь, систематически не ходишь в читальный зал? Слышим в ответ: некогда, занятия идут целый день. На выходные дни еду домой, к родителям за продуктами. К сожалению, многие студенты младших курсов стипендию не получают.
Глава I. Технология разработки программы учебного пособия
1.1 Актуальность проблем учебного пособия
В настоящее время Россия, как и весь рыночный мир, переживает итоги и последствия мирового кризиса, характерной чертой которого является, прежде всего, развал экономики и сфер жизни людей, крайне низкий уровень жизни населения, безработица, тяжелое социально-психологическое состояние человека, утрата многими жителями города и села целей и смысла жизни.
Кризис обычно зарождается в недрах закономерностей развития экономического цикла, в которых проявляется подъем: массовым расширением капитала, ростом цен, биржевым бумом, увеличением кредита. В процессе развития рыночной экономики обостряются противоречия между производством и потреблением, что является чрезвычайно важным фактором назревания кризиса и нарастания перепроизводства. Здесь уже таится угроза кризиса, ибо только то, что питало экономический подъем, одновременно готовило и почву для кризиса. Только кризис может восстанавливать нарушенное соответствие в динамике и стоимости товаров.
Мировой кризис 2007–2009 годов – время серьезных проблем и больших возможностей для всех рыночных стран, в том числе и России.
Кризис поразил Россию сильнее других государств. Это означает, что созданная в нашей стране молодая рыночная система является наименее эффективной и крайне неустойчивой к внешним шокам.
Опыт ведущих цивилизованных стран свидетельствует, что бизнес в союзе с государством является основной силой борьбы с кризисом, главные субъекты которого объективно создают новую организационную форму – «бизнес-сообщество». Это особый вид альянса крупного капитала, среднего предпринимательства и малого бизнеса. Бизнес-сообщество – инициативная и самостоятельная жизнедеятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Это целесообразная деятельность организации деловых людей, основанная на самостоятельной инициативе, социальной и экономической ответственности и инновационной предпринимательской идее. В настоящее время, несмотря на кризис и его последствия, на организации деловых людей во многом держится Россия. Не всякое сословие может заявить, что оно отвечает за державу. А предприниматели могут. Они создают производство и торговлю, дают людям работу, пополняют государственную казну. Они, наконец, скрепляют страну в единое экономическое и социальное целое.
А для этого требуются лишь откровенные и ясные отношения между государством, обществом и бизнесом.
Бизнес-сообществу нужно социально-политическое партнерство с государством во имя общей цели – процветания экономики. На смену равноудаленности его от власти по мере реализации антикризисной стратегии и тактики должна прийти равноприближенность власти к нуждам субъектов бизнес-сообщества, а не отдельных его представителей.
Степень научной разработанности учебных проблем курса.
Мировая и отечественная наука практически около двух веков пристально изучают кризис как важное системное явление общественно-экономической жизни. Доказательством этого является сегодня существование 230 теорий циклов и кризисов, объясняющих их природу, сущность, причины, формы проявления, особенности и социальные последствия, возможности и пути выхода. Мировой кризис – это самый опасный и сложный среди всех типов и видов кризисов (отраслевых, аграрных, частичных и т. д.). К сожалению, пока не найдены ни практикой, ни теорией рычаги их предотвращения. Однако ясно одно: кризис – основная фаза экономического цикла, рядом с такими его составляющими как депрессия, оживление и подъем. Все это уже подтверждается результатами и основными направлениями развития теории кризисов. В их числе первое направление: теория марксизма объясняет кризис как взрыв противоречий капитализма. Она доказала, что устранение кризисов невозможно без уничтожения частной собственности, эксплуатации, социального неравенства.
Второе направление: группа теорий, объединенных понятиями «диспропорциональность» или «неравновесие». Ее представлял русский ученый-экономист М. И. Туган-Барановский, также крупный теоретик начала XX века Р. Гильфердинг. Они доказывали, что кризисы обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями экономики, стихийными действиями предпринимателей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Россия накануне очередного мирового кризиса. Учебное пособие"
Книги похожие на "Россия накануне очередного мирового кризиса. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Асеев - Россия накануне очередного мирового кризиса. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Россия накануне очередного мирового кризиса. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.