Владимир Андриевич - Краткий очерк истории Забайкалья. От древнейших времен до 1762 г.

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Краткий очерк истории Забайкалья. От древнейших времен до 1762 г."
Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории Забайкалья. От древнейших времен до 1762 г." читать бесплатно онлайн.
Книга Владимира Константиновича (Каллистратовича) Андриевича (1838–1898), русского генерала, участника Русско-турецкой войны 1878–1878 гг., известного историка Сибири, рассказывает о сложном периоде завоевания и освоения Забайкалья. Читатель познакомится с историей походов казаков в Зауралье и Восточную Сибирь во второй половине XVII в., в результате которых были основаны главные форпосты Забайкалья – Братский, Селенгинский и Нерчинский остроги. Большое внимание автор уделяет истории государственных и торговых взаимоотношений Китая и России, подготовке, обсуждению и подписанию Кяхтинского договора 1727 г. об установлении границ и торговле между двумя государствами. Автор также рассказывает о том, как учреждалась административная власть в Забайкалье, как проходило заселение громадных лесных и степных пространств этого богатого края.
С выделением Амурского района из ведения якутских воевод они надумали возместить оный распространением своего влияния на аргунских тунгусов. С этой целью в 1654 году из Якутска отправлен с 50 человеками боярский сын Федор Пущин59. Дойдя к зиме 1655 года до устья р. Аргуни, он построил зимовье, но оставаться там не мог потому, что все окрестные тунгусы разбежались. Надеясь поживиться чем в других местах, он потянулся вверх по р. Аргуни, но за три недели своего движения не встретил ни одного человека; тогда, ввиду безвыходности своего положения, он спустился к Амуру и направился вниз, разыскивая Степанова, в надежде получить от него помощь. Встретясь со Степановым, он участвовал в набеге на поселения по р. Шингалы, а в 1656 году отправился с Амура с 20 казаками, оставшимися в живых, в составе команды, сопровождавшей ясак в Москву. Здесь кстати будет упомянуть, что этот Федор Пущин по прибытии в Якутск заявляет, что весь Амур не стоит земли гиляков; он говорил, что с гиляков и порубежных им дучеров они собрали больше 120 сороков соболей и что ясак с них можно собирать ежегодно, отправляя туда посменно казаков чрез Охотск. По поводу этого совета Фишер выражается так: «В самом деле сей совет былосновательный и полезный, когда бы знатные господа могли принимать его от нижних» (с. 623).
Афанасий Пашков, первый нерчинский воевода, убедясь и в невозможности и в бесполезности хлопот о закреплении за Россией Амура, обезлюдевшего на всем своем течении вплоть до Сунгари, обратил внимание на устроение Нерчинского острога; но и в этом должен был преодолевать большие трудности. Введенное им в окрестностях Нерчинского острога хлебопашество могло дать желанные плоды только в будущем, а в настоящем пришлось испытывать много лишений; Пашкову с казаками приходилось есть не только лошадей и собак, но также волков, лисиц и других зверей, каких били на промыслах60. Средства, к которым прибегал Пашков для создания культуры в окрестностях Нерчинска, были немного круты, как можно усмотреть из заявления протопопа Аввакума, сосланного в Дауры при царе Алексее Михайловиче за участие в смуте, возникшей по поводу исправления церковных книг, совершенного патриархом Никоном. «Люди изгибали, и у меня ноги и живот сини были. Два лета бродили в водах, а зимами через волока волочились. Река (Ингода) мелкая, плоты тяжелые, пристава немилостивые, палки большие, батоги суковатые, кнуты острые, пытки жестокие, – огонь да встряска, – люди голодные, лишь станут мучить ино и умрет»61.
При Пашкове же обозначилось то направление, которого решилось правительство держаться при заселении Забайкалья, а именно: оно вознамерилось сделать его ссыльным местом для всех преступников, кроме государственных. Это направление продержалось до конца XVII столетия, когда оно, уступая потребности заполучать даровые руки для государственных работ, заменилось ссылкой в каторжные работы.
Ссылка в Забайкальские местности, в Дауры, начавшаяся при царе Алексее Михайловиче ссылкой протопопа Аввакума, практиковалась и при его преемниках, до единодержавия Петра, который стал рассылать преступников в те местности, в которых требовались рабочие руки для государственных работ. Окончательно же ссылочным местом Даурия стала только с 1722 года, когда состоялся указ Петра об этом от 10 апреля62.
Благодаря энергии Пашкова Нерчинское воеводство скоро устроилось настолько, что могло существовать, хотя и с большим трудом, собственными средствами, не требуя подвоза провианта от других воеводств. Так как высылка пашенных крестьян в Дауры началась гораздо позже, то надо заключить, что первыми хлебопашцами в Нерчинском воеводстве были служилые люди и русский гулящий народ.
В 1660 году притеснения сборщиков ясака вызвали восстание тунгусов, живших по р. Ингоде, что побудило Пашкова перебраться в Иргенский острог для удобства в принятии соответственных мер. В бытность его в этом остроге, в 1660 году, прибыло 17 казаков с Амура с просьбой принять их на службу, которые, впрочем, вскоре бежали, ограбив своих же товарищей, но на р. Тугире встретились с новым воеводой, направлявшимся в Нерчинск, и были возвращены обратно. Это обстоятельство наводит на мысль, что новый воевода Ларион Толбузин двигался с достаточным количеством служилых людей, если мог заставить бежавших вернуться, и значит, край сильно нуждался в людях, если беглецов приходилось водворять в тех местностях, из коих они бежали.
Толбузин застал Пашкова в Иргенском остроге, где и принял от него царскую казну. Пашков выехал в Енисейск в 1662 году63.
Пробыв в Забайкалье шесть лет, с 1661 по 1667 год, Толбузин заботился о заселении края прибылыми охочими людьми и распорядился постройкой Селенгинского острога в 1666 году. Факт возведения этого острога доказывает, что в эту пору хоринские буряты уже отложились от монголов и были обложены ясаком в пользу русского правительства, а также и то, что русская колонизация устремилась в долину р. Селенги или ближайшие к оной местности, и достигла таких размеров, что стала нуждаться в охране служилых людей. А как в этих местностях кочевали монголы, которые не состояли данниками русского правительства, то надлежит предположить, что колонизаторами этой части Забайкалья были не только звероловы и промышленники, скупщики мехов, но и хлебопашцы, что и подтверждается тем обстоятельством, что войска, прибывшие в Забайкалье с послом Головиным, квартировали в 1688 году в деревнях, в окрестностях Селенгинска, а этого не могло бы быть, если б русские, здесь проживавшие, были звероловы или промышленники, потому что они заводили бы только зимовья, а не деревни, в которых чрез двадцать лет, со времени их основания, явилась возможность расквартировать свыше 2000 человек.
При Толбузине же в 1665 году возобновлен гор. Албазин бежавшими в оный из Илимского острога преступниками под начальством Никифора Черниговского64.
Вслед за Толбузиным воеводой в Нерчинск назначен ротмистр Даниил Аршинский, бывший на воеводстве до 1673 года65. При нем продолжалось заселение края, охочими прибылыми людьми, а также ссыльными; построен в 1668 году острог Удинский (Верхнеудинский) и начались пререкания с китайскими пограничными властями по поводу невыдачи оным тунгузского князя Гантимура. Выше было упомянуто, что с прибытием в Нерчинский острог сотника Петра Бекетова Гантимур, убедясь в желании русских сделать его своим данником, откочевал с подвластными ему тунгусами в Маньчжурию, за р. Аргунь. Надо полагать, что китайские власти оказались тяжелее российских, и он, недовольный ими, в 1667 году перекочевал обратно на левый берег Аргуни и сделался добровольным данником русского правительства, обязуясь платить по 3 соболя с человека66. Правитель маньчжурский, живший по р. Шингале (Сунгари), прислал к нерчинскому воеводе Аршинско-му грамоту, прося о возврате Гантимура, в которой проводил мысль, что спорить из-за ясака нечего; между прочим, в грамоте он выражался так: «Но вы подумайте: кто платит Великому Государю ясак и сбежит, то разве вы не ищете его по десяти, по двадцати и по сту лет?» Очевидно, что в это время у китайцев уже установилось убеждение, что река Аргунь есть граница русских владений. Вместо послов к правителю Маньчжурии Аршинский отправил посольство под начальством боярского сына Милованова в Пекин, к богдыхану, с предложением союза и беспрепятственной торговли67. Казаки вернулись недовольные и привезли грамоту царю, которая послужила поводом к отправке в Пекин посольства из Москвы под начальством Николая Спафария.
При Аршинском Никифор Черниговский, завладевший Албазином, стал высылать в Нерчинск ясак, и таким образом состоялось фактическое признание амурскими обывателями главенства Нерчинского воеводства.
К этой же первоначальной поре собирания Забайкальских земель и устроения местной администрации в крае относится царский указ от 23 октября 1673 года, из коего видно, что в Забайкалье уже существовали свои городовые казаки. В гpaмоте на имя туринского воеводы Ивана Суздальцева относительно установления более строгого присмотра за людьми ссыльными в Сибирь изложено68: «В прошлых 180 и 181 годах, по нашему Государеву указу посланы из Москвы в Сибирь в ссылку изменники и клятвопреступники войска Запорожского со стороны Днепра… бывший Гетман Демка Игнатов… (идет перечисление лиц)… до Тобольска, с сибирскими служилыми людьми и с провожатыми, а в Тобольске велено их держать за крепкими караулы, скованных, а из Тобольска велено послать их, Демку Енисейского уезда в Селенгинский острог, Ваську в Красноярский» и т. д.; «да в 180 году июля в 19 день, по нашему, Великого Государя, указу, посланы в Сибирь в ссылку… (идет перечисление лиц)… Игнашка Пареной, с женою Парасковицею… опять перечисление… а из Тобольска велено их послать… Игнашку Пареного в Селенгинский, в пешую казачью службу». Очевидно, к этой поре в Забайкальских острогах были уже казаки и конные и пешие и как Селенгинский острог показан Енисейского уезда, то и служилые люди значит высылались в оный из Енисейска69.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий очерк истории Забайкалья. От древнейших времен до 1762 г."
Книги похожие на "Краткий очерк истории Забайкалья. От древнейших времен до 1762 г." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Андриевич - Краткий очерк истории Забайкалья. От древнейших времен до 1762 г."
Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории Забайкалья. От древнейших времен до 1762 г.", комментарии и мнения людей о произведении.