» » » » Анна Марианис - Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества


Авторские права

Анна Марианис - Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества

Здесь можно купить и скачать "Анна Марианис - Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «5 редакция»fca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анна Марианис - Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества
Рейтинг:
Название:
Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-699-80098-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества"

Описание и краткое содержание "Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества" читать бесплатно онлайн.



В этой книге подробно описан жизненный и творческий путь великого русского художника, мыслителя, общественного деятеля Н. К. Рериха. Особое внимание уделено самым таинственным страницам биографии Рериха, связанным с его сотрудничеством с Учителями гималайского Белого Братства и с той духовной миссией, которая была вверена ими художнику. Чтобы дать читателю представление о живописном творчестве Н. К. Рериха, в книгу включено приложение – цветные репродукции около 300 картин и их фрагментов.






Крепость скандинавской культуры в Северной Руси утверждает также и последнее толкование финляндцев о загадочной фразе летописи: «земля наша велика…», и т. д., и о посольстве славян. По остроумному предположению, не уличая летописца во лжи, пресловутые признания можно вложить в уста колонистов-скандинавов, обитавших по Волхову. Предположение становится весьма почтенным, и текст признаний перестает изумлять.

Бывшая приблизительность суждений, конечно, не может огорчать или пугать искателей; в ней – залог скрытых сейчас блестящих горизонтов![137]»

Еще одна научная проблема, интересовавшая Рериха-историка и археолога, – это влияние восточной, азиатской культуры на развитие Древней Руси и формирование ее самобытной культуры. Об интересе Н. К. Рериха к Востоку его старший сын – Юрий Николаевич Рерих, непревзойденный востоковед-энциклопедист, писал: «Азия, Восток всегда привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Его интересовали общие корни славянства и индоиранцев, восточные истоки Древней Руси, красочный кочевой мир наших степей. И в художественном творчестве, и в научных исканиях художника Север, Русь с Великим Новгородом (ведь именно Рерих был зачинателем раскопок Новгородского кремля) неизменно сочетались с Востоком, с кочевым миром Внутренней Азии, с миром древнеиндийской культуры и мысли.

Этим двум основным устремлениям художественного творчества и своего научного интереса Николай Константинович оставался верен всю свою творческую жизнь. Эти основные интересы его творчества навсегда остались как бы путеводными огнями на его пути художника и ученого. <…>

В доме отца Николая Константиновича частыми посетителями были профессора-монголоведы А. М. Позднеев и К. Ф. Голстунский».[138]

Николай Рерих уже в молодости был убежден в родственности духовных и культурных традиций Древней Руси и Востока, Индии. Возможно, именно поэтому тайны переселения народов и происхождения праславян, далеких предков русичей, особенно интересовали Рериха как историка. Его единомышленником в данном вопросе был выдающийся ученый Виктор Викторович Голубев,[139] востоковед, историк искусства и археолог, с которым Рерих встречался в Париже; при этом, по свидетельству Ю. Н. Рериха, оба исследователя строили планы в отношении будущих археологических экспедиций в Индию.[140]

Во время Трансгималайской экспедиции 1925–1928 годов Николай Рерих и его старший сын, востоковед Юрий Рерих, кропотливо искали и изучали следы переселения народов, анализировали все, что сближало искусство, обычаи и антропологические признаки индо-тибетских народов с народами западноевропейской и славянской культур. Проведенная в те времена уникальная полевая научно-исследовательская работа уже на конкретных примерах убедила Рериха, что гипотеза об индоарийском историческом прошлом славян, да и всех других народов Европы, верна. Не случайно художник позднее писал: «Индия – не чужбина, а родная сестра Руси».

Остается лишь удивляться, тому, насколько прозорливым и дальновидным оказался Рерих как ученый-историк.

Собирательство

Помимо археологических раскопок Рерихи занимались коллекционированием старинных картин. У Николая Константиновича была замечательная коллекция живописи старых голландских мастеров. О своих коллекционерских предпочтениях Николай Рерих писал: «Не однажды нас спрашивали, отчего мы начали собирать именно старых нидерландцев? Но кто же не мечтает о Ван Эйке, Мемлинге, Ван дер Вейдене, Ван Реймерсвале, Давиде, Массейсе? Кроме того, в каждом собирательстве есть и элемент судьбы. Почему-то одно подходит скорее и легче. Открываются возможности именно в том, а не в другом, так и было.

Порадовал Блэз, оба Питера Брейгеля, Патинир, Лука Лейденский, Кранах. За ними подошли Саверей, Бриль, Момпер, Эльсгеймер, Ломбард, Аверкамп, Гольциус, старший Ван дер Вельде, Конинг – и в них было много очарования, щедрости построения и декоративности. Затем неизбежно появились Рубенс, Ван Гойэн, Остаде, Ван дер Нэр, Ливенс, Неффс, Теньер, Рюнздаль… Друзья не удивлялись, что эти славные мастера вошли в собрание по неизбежности. Дело в том, что душа лежала к примитивам с их несравненными звучными красками и богатством сочинений».[141]

Нередко Рериху приходилось покупать картины настолько старые, что изображение на них было совсем темным, почерневшим от давности. Художник сам реставрировал эти картины. Вскоре к этому занятию приобщилась и его жена, Елена Ивановна.

В очерке «Собирательство» Николай Константинович вспоминал, какую радость давал ему сам процесс нахождения картин старых мастеров. Подчас художнику удавалось отыскивать настоящие шедевры при самых необычных обстоятельствах. Это касалось картин, настолько потемневших, что до реставрации было невозможно рассмотреть, что на них изображено. Н. К. Рерих покупал такие картины, руководствуясь только интуицией, чутьем опытного коллекционера, и оно не подводило его. Приобретенная им однажды «наугад» картина в старинном переплете оказалась работой Рубенса. Картина Ван Орлея оказалась покрытой сверху изображением, написанным безвестным художником и не представлявшим никакой художественной ценности. Рерихи (жена художника всегда участвовала в реставрации картин) начали счищать позднейший слой живописи и под ним обнаружили прекрасную работу знаменитого мастера.

Шедевр Питера Брейгеля был найден художником тоже только благодаря его необычной интуиции. Н. К. Рерих пришел на распродажу одного собрания картин и увидел неприметную, порыжевшую от времени картину, висевшую под самым потолком. Картина заинтересовала художника, но на просьбу показать ее продавщица, явно разочарованная результатами аукциона, только махнула рукой, сказав, что не стоит снимать картину – все равно ведь он ее не купит. Рерих стал настаивать. Тогда продавщица согласилась достать картину, но при условии, что художник ее обязательно купит, чтобы ей потом не вешать ее опять на место. Как писал Рерих, при реставрации картины под многими слоями грязи обнаружился зимний пейзаж Брейгеля.[142]

У Рерихов было, вероятно, самое лучшее в России собрание живописи старых голландских мастеров; были также работы французских и итальянских художников, много старинных русских икон[143] – всего более 500 ценнейших произведений искусства. После революции это собрание было национализировано большевистскими властями и передано в Эрмитаж. В одной из работ художник вспоминал: «Грабарь напрасно журит за собирание только голландцев. Были и итальянцы и французы, а главное тянуло Е. И. и меня к примитивам.[144] Это собрание дало нам много радости и перевалило за пятьсот. Где оно? Грабарь уверяет, что оно в Эрмитаже, но некие американцы покупали картины нашего собрания в Вене у антиквара».[145]

Семья

Елена Ивановна разделяла практически все интеллектуальные интересы мужа. Но не следует думать, что она жила только интересами своего супруга. Именно она первая открыла для себя, а затем и для Николая Константиновича, источник неиссякаемой мудрости – книги современных индийских философов Рамакришны и Вивекананды.

Были известны Рерихам и художественные книги Е. П. Блаватской (с основным ее философским трудом, «Тайной Доктриной», супруги познакомились уже после отъезда из России). Елена Ивановна с юных лет очень много читала; на чтение она находила время и после того, как стала матерью двух сыновей.


Н. К. Рерих с сыновьями Юрием и Святославом (1914–1915)


В 1902 году в семье Рерихов родился первенец, названный Юрием (официальное имя мальчика было записано как Георгий). Забот и ответственности у Елены Ивановны заметно прибавилось. В 1904 году на свет появился младший сын, Святослав. Будущие интеллектуальные интересы маленьких Рерихов обозначались с самых ранних пор. Оба мальчика с детства прекрасно рисовали, тем более что первые уроки рисования им давал выдающийся педагог, к тому времени преподававший в Рисовальной школе ИОПХ, – их собственный отец. Старший сын особенно увлекался историей, географией, рассказами о путешествиях и военным делом, а младшего, помимо рисования, тянуло к живой природе.

Родители с настойчиво прививали детям любовь к природе и красоте во всех ее проявлениях, стремились укреплять проснувшееся в них с самых ранних лет стремление к знаниям.

Маленькие Рерихи отличались большой одаренностью. Особая система воспитания и домашнего образования, которую создали для своих детей Рерихи, помогла им развить их творческие задатки. Сыновья Рерихов стали необыкновенно талантливыми людьми – каждый в своей сфере профессиональных занятий.

О своих сыновьях Елена Ивановна писала в одном из писем единомышленнице: «Вы спрашиваете, каковы мои сыновья? Могу сказать – с самого детства они были моей радостью и гордостью. Оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идет своим путем. <…> Оба в силу даровитости – трудные. Оба большие труженики».[146]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества"

Книги похожие на "Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анна Марианис

Анна Марианис - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анна Марианис - Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества"

Отзывы читателей о книге "Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.