Сборник - Ангельская церковь
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Ангельская церковь"
Описание и краткое содержание "Ангельская церковь" читать бесплатно онлайн.
Ангелы – это бесплотные, чистейшие существа, которых Бог наделил умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей и быть живым образцом Божиих совершенств. Ангелы являются исполнителями Его воли и способны понимать не только друг друга, но и язык наших душ. Поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришел на землю, чтобы послужить людям и спасти их. Ангелы посылаются на землю также для служения людям и их спасения. По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «сознавая важность нашего тесного союза с Ангелами, поставим себе цель, чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим Ангелом Хранителем».
Книга подготовлена на основе Священного Писания, сочинений святых отцов и житий святых.
Ангельская Церковь: Сборник
Составитель Н.С. Посадский
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
ИС Р15-421-1807
Ангельская Церковь
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Так начинает свое повествование Книга Бытия, Книга жизни. Под небом Церковь подразумевает «умное небо» – мир ангельский, духовный, невидимый мир (см.: Кол. 1, 16), то есть Ангелов. Первым творческим актом Триединого Божества было творение «вторых светов» – небесных Сил бесплотных. «В первый день сотворены десять чинов в молчании и одна природа словом, и это – свет»[1] (прп. Исаак Сирин, VI в.). Святые отцы согласно учат, что Бог сотворил Ангелов прежде человека и видимой твари.
По исповедованию Церкви, «от не сущих бо Господь наш Иисус Христос, Содетель всяческих, воинства огнезрачных чинов словом приведе»[2], ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1, 16–17). Все Ангелы, весь умный мир, сотворены Богом через слово и достигли полноты при содействии
Святого Духа, как Священное Писание говорит: Словом Господним небеса утвердишися, и духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6).
Ангелы являются как бы вторым умным светом, который получили они от первого Безначального Света. И как все видимое и чувственное в этом мире освещается солнцем, так для разумных существ Бог есть Солнце правды, источник ведения и просвещение их ума. Поэтому все Ангелы умственно стремятся к богоподражанию, духовно взирают на Божественный Первообраз и стараются сообразовать с Ним свою духовную природу. Слово «ангел» означает «вестник». «Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит то поручение»[3].
По сотворении все Ангелы были связаны союзом святой любви, пребывали в великой святости и чистоте и имели мир между собою и Богом. Но вскоре Ангел, которому была вверена охрана земли, не вынес чести и славы, дарованных ему Творцом, и допустил самомнение, высокоумие и гордость. По самовластному произволению он отпал от блага и оказался во зле. С тех пор диавол оставил все чистое, пребывает в злых делах и враждует против Бога тем, что учит человека творить такое же зло, которое он развил в себе. В результате этих событий Ангельская Церковь окончательно разделилась на два нравственных союза: Церковь святых Ангелов и общество проклятых демонов.
Все оставшиеся верными Богу святые Ангелы составили Небесную Ангельскую Церковь и пребывают в непрестанном богохвалении и служении Богу Вседержителю. Все это бесчисленное множество бесплотных умов украшено благостью. Преизобилие изливающейся на них Божественной любви возжигает в их существе огонь ответной любви, подвигающей их на славословие и поклонение Творцу. В нерукотворенной скинии, где горние Чины, озаряемые Светом невечерним, совершают службы перед вечным Престолом Всевышнего Бога, никогда не умолкает ангельское славословие, утверждая Церковь Небесную. Иоанн Богослов свидетельствует о горних Силах, что они ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Отк. 4, 8).
Святые Ангелы, составляющие Небесную Церковь, по благодати Божией уже настолько утверждены в добре, что не могут пасть и представляют собой мир чистоты, святости и блаженства. Промыслом Божиим святые Ангелы ведутся к блаженству через непосредственное служение Богу и через служение людям и природе. Божественная Любовь призвала святых Ангелов к соучастию в сохранении и управлении вселенной и стихиями тварного мира. В Священном Писании есть упоминание об Ангелах, имеющих власть над огнем (Отк. 14, 18), о четырех Ангелах, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли (Отк. 7, 1), и об Ангелах вод (см.: Отк. 16, 5), готовых исполнить над этими стихиями волю Мироправителя. Господь сделал
Ангелов орудиями Своего Промысла о мире. Для самих Ангелов исполнение разнообразных служений, поручаемых им Богом, представляет необходимый путь к усовершенствованию и укреплению воли в добре. После падения человека Бог и Ангелов, превосходящих сынов человеческих, поставил служить делу спасения падшего человечества.
Высшую иерархию[4] непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовью к Богу, и призывают и других пламенно любить своего Создателя. Херувимы имеют полноту знания и обилие премудрости.
Престолы – эти Ангелы так возвышены и так озарены благодатью, что Господь обитает в них и проявляет через них Свое правосудие.
Средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всяких искушений, а также противостоять тем злым духам, которые намереваются погубить человека. Силы – это Ангелы, исполненные божественной крепости, это духи, через которых Господь совершает Свои чудеса. Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать бесовскую силу, отражать искушения, укреплять подвижников в их трудах.
Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала – чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять страны и народы и управлять ими. Из книги пророка Даниила мы узнаем, что попечение об иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см.: Дан. 10, 21). Архангелы – великие благовестники таин Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещают их умы к познанию воли Божией. Ангелы – светлые духовные существа, стоящие ближе всего к нам и имеющие о нас особое попечение.
Из Священного Писания нам известно, что Архангелов (старших Ангелов) семь. Из книги Товита мы знаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов (Тов. 12, 15). А в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, находящихся перед престолом Божиим (Отк.1, 4). К ним Святая Церковь относит Михаила, Гавриила, Рафаила,
Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание причисляет к ним и Иеремиила. Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Имя Рафаил означает «милосердие», «помощь всем страждущим». Уриил – Архангел света и огня Божия. Селафиил – Архангел молитвы. Иегудиил – «хвала Божия». Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных благословений.
Служение Ангелов в ветхозаветные времена
Каково же было служение Ангелов в ветхозаветные времена? Огненный Херувим пламенным мечом изгнал Адама и Еву из рая и стал у его ворот, заграждая им вход, ибо они потеряли веру и любовь к своему Создателю. С тех пор вражда появилась среди сынов человеческих, а Ангелы взирали на людей как на враждебных святыни и Богу.
Нередко Ангелы были посылаемы для того, чтобы по праведному Суду Божию казнить грешников, как, например, жителей Содома и Гоморры, потерявших любовь к добру и чистоте. В одну ночь Ангелом были избиты все первенцы египетские (см.: Исх. 12, 29–30) за то, что фараон дал приказание всякого новорожденного сына у евреев бросать в реку. Святой пророк Давид видел Ангела, по повелению Божию поражавшего его народ (см.: 2 Цар. 24, 16), Ангел же поразил ассириян за гордость Сеннахирима (см.: 4 Цар. 19, 35).
В ветхозаветные времена для приготовления людей к принятию Спасителя Ангелы нередко открывали волю Божию, являясь благочестивым патриархам Аврааму, Иакову и другим, открывали им будущее, утешали и даже подавали помощь. При служении Ангелов (Деян. 7, 53) святым пророком Моисеем был принят закон на Синайской горе. Ангел призывал Гедеона к избавлению израильтян от порабощения (см.: Суд. 6, 11–12). Ангел Господень двукратно являлся родителям
Самсона и предсказывал им рождение сына (см.: Суд. 13, 3-21).
Итак, святые Ангелы по воле Божией служили сынам человеческим, что указывает на близость и тесный союз мира невидимого с видимым. По словам преподобного Ефрема Сирина, Ангелы с неба «не просто всех через завесу тверди могут созерцать, но только тех, которые чисты сердцем и освящены в уме, одних сограждан и сотаинников своих»[5]. По вере в Грядущего Спасителя ветхозаветным праведникам даровался Ангел Хранитель как наставник в вере и благочестии, хранитель душ и телес и неустанный молитвенник о спасении сынов человеческих.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ангельская церковь"
Книги похожие на "Ангельская церковь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник - Ангельская церковь"
Отзывы читателей о книге "Ангельская церковь", комментарии и мнения людей о произведении.