Игумен Митрофан (Гудков) - Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью"
Описание и краткое содержание "Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью" читать бесплатно онлайн.
В сборник вошли знаменитые документы: «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Юности честное зерцало», а также не известные пока широкому читателю произведения священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, и архиепископа Вологодского и Тотемского Никона (Рождественского). Завершают книгу размышления нашего современника митрополита Калужского и Боровского Климента. Составитель сборника игумен Митрофан (Гудков) после многолетнего стояния у исповедального аналоя утвердился в мысли, что православному человеку следует как можно чаще обращаться к опыту благочестивых предков. Опыту, который современный духовный писатель выражает емкими словами: «Живите с ощущением, что вы зримы Господом».
А кто в еде, в питье и в любой стряпне нечисто готовит, и в рукоделье украдет что или соврет, и потом побожится ложно; не столько сделано или не столько стоило, а он врет, – все те дела, неугодные Богу, записывают бесы, и за это все взыщется с человека в день Страшного Суда.
20. Похвала мужьям
Если дарует Бог хорошую жену – это дороже камня драгоценного; такая выгоды не упустит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу. Купив шерсть и лен, сделает все, что нужно, своими руками, будет как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства. И встанет ночью; и даст пищу домашним и работу служанкам, от плодов своих рук увеличит достояние намного; перепоясавшись туго, руки свои укрепит работой и поучает как детей, так и слуг, и не угаснет светильник ее всю ночь; руки свои протягивает к прялке, а персты ее берутся за веретено, милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим.
Муж ее не беспокоится о доме: самые разные одежды расшитые сделает мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому ее муж всегда соберется с вельможами и сядет, всеми друзьями почтен, и, мудро беседуя, знает, как делать добро, ибо никто без труда не увенчан.
Блажен муж, если у него хорошая жена, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена наследует благую часть с теми, кто боится Бога, если честна перед своим мужем; во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена будет Богом, а во-вторых, хвалима и людьми.
Жена добрая, терпеливая и молчаливая – венец своему мужу. Коли нашел себе муж добрую жену – только хорошее выносит из дома своего; блажен муж такой жены, и жизнь свою проживут они в добром мире. За хорошую жену мужу – хвала и честь.
21. Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить
А тебе, господину, – жену, и детей, и домочадцев надлежит учить: не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать; не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим по положению быть послушным и покорным; к ровне – дружелюбным, с младшими и бедными – приветливым и милостивым, со всяким обращающимся к тебе разбираться без волокиты и особенно – не обижать в оплате работника. Всякую же обиду с благодарностью терпеть Бога ради; и поношение, и укоризну; если за дело поносят и укоряют, с любовию принимать и подобного безрассудства впредь избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем не повинен, от Бога получишь награду.
Домочадцев своих учи страху Божию и всякой добродетели и сам так же поступай, тогда вместе от Бога получите милость. Если же по небрежению или нерадению сам или жена, не наученная мужем, согрешит или что нехорошее сотворит, и кто из домочадцев, мужчины, женщины, дети, хозяйского наставления не получив, если грех какой или что злое совершат: брань, воровство, блуд, – все по делам своим получат: зло сотворившие – муку вечную, а добро сотворившие, богоугодно прожившие, – жизнь вечную в Царствии Небесном.
22. Каких людей держать в доме и как руководить ими во всяком учении, и в Божественных заповедях, и в домашней работе
А людей дворовых у себя держать хороших, чтобы были рукодельные, кто в чем силен и какому ремеслу учен: чтобы был не вор, не бражник, не игрок, не грабитель, не разбойник, не блудник, не колдун, не мошенник, не обманщик. Всякий человек у хорошего хозяина должен быть научен страху Божию, и культуре, и смирению, и всем добродетелям; хорошему ремеслу, чтобы не солгал, не разбил, никого бы не обидел, сыт бы был да одет господским жалованием или своим рукоделием.
А чем господин пожалует – платьем, или лошадью и всяким снаряжением, или пашенкой, или какой торговлей, да и сам что приобретет своими трудами, – из этого лучшее платье, верхнее и нижнее, и рубашку, и сапоги беречь по праздникам и при добрых людях в хорошую погоду, чтоб всегда бы было чисто, и не измято, и не грязно, не залито, не намочено, не разорвано.
А какой человек груб, и глуп, и невежда, и не бережлив, и есть у него платьишко, господина пожалование или своими трудами добытое, да беречь не умеет, – тогда господину или кому он прикажет таковых нерадивых платье беречь у себя, что получше, да давать им на время, когда нужно, и снова, сняв, у себя же хранить.
И всем дворовым людям наказ: работать всегда в старой одежде, а как перед господином или на люди – в чистом повседневном платье, а в праздники и при добрых людях, или с господином, или с госпожою куда идти – тогда в лучшем платье; и беречь его от грязи, и от дождя, и от снега, а воротясь и сняв одежду, высушить да вытряхнуть, и вытереть, и почистить хорошенько, уложить и спрятать на место, где что хранится, – и себе приятно, и от людей уважение, и господину прибыль: служит долго и всегда как новое.
А люди чтобы были в уважении и страхе и всегда под присмотром, меж собой бы не воровали, чужого не желали, а господское берегли бы, и господину бы и госпоже не лгали и не клеветали ни на кого ни в чем. Да и господа бы таким не потакали, проводили дознание прямо, делая очную ставку, дурному бы не попускали, а доброго бы жаловали. Ведь каждый склонен к добру и господское жалованье желает заслужить правдой и честной службой; господским наказом и доброй наукой век проживет и душу спасет, господину послужит и Богу угодит.
Особенно следить и напоминать, чтобы все, кто хочет в церковь Божию идти по праздникам, или в доме молебны слушать, или наедине молиться, – чтобы чистоту телесную хранили от всякого блуда, и пьянства, и лакомства, и от неурочных питья и еды, и от обжорства воздерживались. И чтобы иметь им и их женам духовников, к которым на исповедь бы приходили.
Холостых же парней и девок, вошедших в возраст, жени, ибо, согласно апостолу: «Честен брак и ложе нескверно, прелюбодеев же судит Бог»30. Какие же из холостых блуд творят твоим небрежением или тайком от тебя, тебе о том распытать с пристрастием, чтобы никогда у тебя таковых не бывало дел. Если же нерадив ты в этом: слуг держишь, а заботы о душах их не имеешь, и только поручаешь им дела, так или иначе служить тебе, еду и одежду и всякую службу справлять, – тебе самому за души их отвечать в день Божьего Суда, согласно слову апостола, сказавшего в послании своем: «Не брашен ради, не пития разоряй дела Божии»31. И вот что такое «дела Божии»: презирать плотское, заботиться о душе, сущности бессмертной. Как сказал апостол: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем32.
Женатые же слуги со своими женами законно бы жили по наказу духовного отца, на стороне от жен своих не блудили, а жены – от мужей. И по твоему наказу и отца духовного поучению так же и они учили бы жен своих страху Божию, вежеству и смирению, чтобы слушались госпожи, повиновались во всем ей, трудами своими да ремеслом заслуживали награду, а не крали бы и не врали, не бражничали и не блудили, и не слушали баб, какие ко греху склоняют молоденьких женщин – то есть тех, которые сводят их с чужими мужчинами, да сверх того учат их красть и блудить и прочим порокам.
Слышал о многих я женках и девках, бабами-сводницами подстрекаемых, которые, хозяина обокрав и хозяйку, со многим добром убегают с чужими мужиками: когда мужик заберет у нее все, с чем сбежала, ее убьет или в воду бросит: себя погубит, а добро пропадет.
Если же не веришь ты рассказам об этих бабах, вот что скажу. Если вдруг в твой дом придет незнакомый мужик или так: женка или девка пойдут по воду или белье полоскать и станут говорить с мужиком там, то будь он даже и знакомый мужик, стыдно с ним и переглядываться: ведь говорит с мужиком, а не с мужем своим. А бабе той всегда найдется минутка о всяком деле с девками перемолвиться. Прикинется она торговкой и, придя, станет расспрашивать их: нужно ли вам то или это иль госпоже вашей?
И девки у нее порасспросят, есть ли то-то – ответит она: «Есть». А они ей: «Дай нам, мы госпоже покажем». Станет она отнекиваться: дала, мол, той или этой женщине доброй, того да этого, да такого почтенного человека по имени еще назовет, а сама-то врет: «Я-де пойду к ней, у нее возьму и вам принесу». И девки запричитают ей: «Принеси нам еще до обеда или к вечерне». Баба же проворчит: «У-у, потаскушки, знаю я, как к вам идти – все вы хозяина боитесь!» И уйдет от них и не приходит к ним день или два, а через день-другой уже не во двор к ним идет, а подстерегает у речки, когда отправятся те по воду или белье стирать. И пройдет эта баба как бы мимо, а они заметят ее, и покличут, и скажут ей: «Эй, почему у нас не была, не принесла того, что принести хотела?» И удивится этому баба, да еще и очень, и молвит: «Ох, и вчера, да и третьего дни была я у той-де да у этой жены доброй (и имя мужа ее назовет), а у них был пир, так она, моя кормилица, не отпустила меня, и ночевала я у нее, с ее служками, вот оттого и не смогла прийти; да меня ведь многие жены добрые жалуют». Они и скажут ей: «Принеси ж нам» – да еще и с просьбой нижайшей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью"
Книги похожие на "Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игумен Митрофан (Гудков) - Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью"
Отзывы читателей о книге "Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью", комментарии и мнения людей о произведении.