» » » » Виктор Кулапов - Теория государства и права


Авторские права

Виктор Кулапов - Теория государства и права

Здесь можно купить и скачать "Виктор Кулапов - Теория государства и права" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Кулапов - Теория государства и права
Рейтинг:
Название:
Теория государства и права
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-406-02472-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория государства и права"

Описание и краткое содержание "Теория государства и права" читать бесплатно онлайн.



Подготовлен на основе действующих стандартов высшего юридического образования и программ для вузов соответствующего профиля с учетом современных достижений отечественной и зарубежной юридической науки. Наряду с традиционными вопросами в нем рассматривается статика и динамика права, поднормативное правовое регулирование, отражены реалии и перспективы дальнейшего развития политико-правовой системы российского общества.

Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения.

Для бакалавров, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, государственных и муниципальных служащих, а также практикующих юристов.






Признаки унитарного государства:

• единое, суверенное государство, территория которого лишь для удобства управления поделена на административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;

• единый, централизованный государственный аппарат, возглавляемый общими для всей страны высшими органами государственной власти;

• единое гражданство;

• единая законодательная система;

• одноканальная система взымания налогов.

В зависимости от способов контроля центральной власти, унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В централизованных на местах назначаются представители центра. В децентрализованных избираются органы местного самоуправления. Допускаются и смешанные формы.

В зависимости от специфики юридического статуса – на симметричные (административные единицы имеют одинаковый статус) и асимметричные (имеющие разный статус в связи с включением автономных образований). Существуют так называемые региональные унитарные государства, имеющие в своем составе политические автономные образования со своими представительными органами и администрацией (ЮАР, Италия, Испания).

Сложные – это такие государства, которые состоят из государственных образований, пользующихся той или иной степенью государственного суверенитета.

Федерация – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство (РФ, США, Канада, ФРГ и др.).

Получая значительные выгоды от объединения, субъекты федерации теряют былую самостоятельность. Они лишаются права на односторонний выход из состава федерации, не имеют собственной валюты, вооруженных сил и т. д. В этой связи особенную остроту приобретает вопрос о возможности обладания элементами суверенитета государственными образованиями, вошедшими в состав федерации. Представляется, что при его разрешении должны учитываться следующие обстоятельства. Прежде всего, эта проблема должна решаться конкретно-исторически применительно к особенностям национально-государственного строительства в конкретной стране. При этом следует учитывать то, что содержание суверенитета претерпевает в современных условиях качественные изменения.

В условиях взаимозависимости, а также происходящей интеграции и глобализации даже самостоятельные государства при вступлении в межгосударственные союзы и при создании наднациональных органов вынуждены признавать самоограничения своего суверенитета. Поэтому было бы неверным говорить о полной как фактической, так и юридической самостоятельности и независимости государств, их абсолютном суверенитете. Тем более, это относится к государствам, вошедшим в состав федерации. Обеспечивая целостность и суверенность федерации в целом, они не могут выступать в качестве самостоятельных и независимых субъектов международного права, а во внутренней политике их юридические акты должны издаваться на основе и в соответствии с общефедеральной Конституцией, которая разрешает вопросы гражданства, определяет правовое положение территории, собственности и т. д. В то же время государства, вошедшие в состав федерации, остаются государственными образованиями, имеющими свою Конституцию, свои органы государственной власти, свою судебную и законодательную системы, отражающие историческую и национальную самобытность страны. Эта самобытность и проявляется в наличии некоторых элементов суверенитета, позволяющих говорить о данном субъекте не как об административно-территориальном, а как о государственном образовании.

Принцип федерализма, заложенный в основу всякой федерации, служит средством интеграции территориальных сообществ и проживающих на них народов в единое целое. Он призван распределить власть по вертикали и обеспечить необходимую степень децентрализации принятия решений. Поэтому реальный федерализм существует лишь тогда, когда наиболее важные решения принимаются на основе сотрудничества, согласования позиций общефедеральных и региональных органов власти. При этом важное значение приобретает вопрос размежевания полномочий федерации и ее субъектов. Различают три основных способа размежевания.

1. Устанавливается исключительная компетенция федерации. Вопросы, не вошедшие в нее, относятся к ведению субъектов (Мексика, Аргентина).

2. Устанавливается исключительная компетенция федерации и исключительная компетенция субъектов (США, Канада).

3. Устанавливается исключительная компетенция федерации, совместные полномочия федерации и субъектов, исключительная компетенция субъектов.

В России перечень вопросов определен по первым двум сферам. К третьей сфере (исключительные полномочия субъектов) относится все то, что не вошло в первые две.

Признаки федеративного государства.

1. Это союзное государство, территория которого состоит из территорий некогда суверенных государств, обладающих в рамках федерации не только хозяйственной, но и некоторой политической самостоятельностью. Наряду с субъектами в состав федерации могут входить федеральные округа (Бразилия) и федеральные владения (Австралия).

2. Наличие двух уровней государственного аппарата (общефедеральный и аппарат субъекта федерации). Союзный парламент имеет двухпалатную структуру, верхняя палата которого представляет интересы субъектов федерации.

3. Наряду с общефедеральным законодательством каждый субъект федерации имеет свою законодательную систему, которая возглавляется или конституцией, или конституционным актом (устав области).

4. Двухканальная система налогов (для федерального центра и для субъекта федерации).

Виды федерации различают следующие.

1. В зависимости от принципа формирования субъектов:

а) административно-территориальная (США, Германия, Мексика, Австрия). Территориальный подход к построению федерации имеет как позитивные, так и негативные моменты. Благодаря повышенной централизации он может способствовать укреплению государства, приглушить сепаратизм, стимулировать процесс интеграции общества. Для этого в Российской Федерации Указом Президента создано семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ. При них сформированы некоторые федеративные органы. Однако излишняя централизация часто приводит к игнорированию прав компактно проживающих национальных общностей. Поэтому территориальный подход должен иметь многофакторный характер, при котором учитывается целый комплекс экономических, этнических, исторических, географических и иных факторов;

б) национально-государственная (Бельгия, Эфиопия). Следует иметь в виду, что национально-государственный подход может способствовать интеграции частей распадающегося государства, ускоренному экономическому и культурному развитию окраинных регионов страны, населенных национальными меньшинствами, способен снять некоторые противоречия между национальностями. Однако с течением времени этот подход может породить сепаратистские тенденции, которые инспирируются местными политическими элитами и даже мафиозными группировками для установления безраздельной власти в регионе. Преувеличение национального момента в государственном строительстве может не сплотить, а, напротив, подорвать государственную общность, единство федерации как государства;

в) смешанная (Россия).

2. По юридической основе:

а) договорная (на основе договора), при этом у субъектов сохраняется максимум полномочий;

б) конституционная (на основе конституции). Здесь полномочия «даруются» Центром.

3. По равенству статусов:

а) симметричная (у всех субъектов статус одинаков). Однако симметрия не учитывает экономических, исторических и т. п. особенностей регионов;

б) асимметричная (у субъектов разный статус). Это помогает избежать конфликтов, сохранить особую среду обитания малых народов, природные богатства. Однако асимметрия правовых статусов субъектов федерации – это своеобразный стимул их борьбы за привилегии, угроза целостности федерации в целом. Кроме того, такая асимметрия не может не порождать асимметрии прав граждан различных регионов.

Независимо от формы национально-государственного устройства территория государства делится на административно-территориальные единицы. Это деление осуществляется на основе экономического (компактное расположение производственных, географических, людских ресурсов), национального (недопустимость разделения одного народа разными административно-территориальными единицами) и политического (близость органов власти и управления к населению) принципов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория государства и права"

Книги похожие на "Теория государства и права" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Кулапов

Виктор Кулапов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Кулапов - Теория государства и права"

Отзывы читателей о книге "Теория государства и права", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.