Игорь Липсиц - Экономика. Конспект лекций
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Экономика. Конспект лекций"
Описание и краткое содержание "Экономика. Конспект лекций" читать бесплатно онлайн.
Содержит краткое изложение основных концепций современной экономической науки и позволяет подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов по данному предмету с минимальными затратами времени.
Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования нового поколения.
Для студентов, обучающихся на бакалаврских программах неэкономического профиля российских университетов, а также всех интересующихся вопросами экономики.
И.В. Липсиц
Экономика
Конспект лекций
Раздел первый. Введение в экономику
Лекция 1. Понятие экономики
Что изучает экономическая наука
Для того чтобы жить, люди должны потреблять, т. е. удовлетворять различные потребности с помощью многообразных жизненных благ. Часть этих благ – воздух, солнечный свет, леса, дожди и т. п. – мы получаем от природы, причем бесплатно и без конкуренции: солнце светит всем.
Но в большинстве случаев жизненные блага люди все-таки производят. Деятельность по производству жизненных благ называется хозяйственной. Она состоит в том, что люди используют имеющиеся у них ограниченные производственные ресурсы (что это такое и какие они бывают – чуть ниже) для создания жизненных благ и последующего обмена ими.
Блага – все, что используется людьми как средство удовлетворения своих нужд.
Осуществляя хозяйственную деятельность, люди все время взаимодействуют. Такое взаимодействие бывает успешным (они оказываются способны изготовить больше нужных им благ) или неуспешным (сотрудничество не удается, и объем созданных благ оказывается меньшим, чем мог бы быть). Что же определяет успех или неудачи людей в хозяйственной деятельности?
Поиск ответа на этот вопрос стал причиной рождения специальной науки – экономической теории, или, коротко, экономики. Эта наука пытается исследовать и описать мотивы и логику поведения людей в процессе создания, обмена и потребления жизненных благ. Все это нужно для того, чтобы научиться предсказывать последствия тех или иных хозяйственных решений. А это в свою очередь помогает найти наилучшие способы организации хозяйственной деятельности людей, а значит, создает условия для того, чтобы люди могли эффективнее сделать свою жизнь комфортной и продолжительной.
Экономика (экономическая теория) – наука, изучающая типичные мотивы и модели поведения людей в процессах производства, обмена и потребления жизненных благ.
Поскольку хозяйственная деятельность осуществляется с древних времен, то ее проблемы также занимают людей с глубокой древности. Во всяком случае первым ученым-экономистом принято считать великого мыслителя Древней Греции Аристотеля (384–322 до н. э.). Именно ему принадлежит сам термин «экономика», произошедший от соединения двух греческих слов: оikos – хозяйство и nomos – закон. Таким образом, «экономика» в переводе с древнегреческого – это законы хозяйства, т. е. правила, которым люди обычно следуют в процессе хозяйственной деятельности.
Эти правила изучают более 2 тыс. лет, но и сегодня процесс развития экономической науки еще не завершен – слишком уж сложна и изменчива организация хозяйственной деятельности человечества, слишком дорого обходятся людям и целым странам ошибки в сфере экономической жизни.
В этой сфере есть три главных участника:
1) семьи (граждане);
2) фирмы;
3) государство.
Они взаимодействуют между собой, сознательно или неосознанно координируя свою деятельность. Способы такого взаимодействия (в том числе разнообразные рынки – формы обмена благами) складывались веками, и далее мы будем их обсуждать подробно.
Таким образом, круг проблем, исследуемых экономической наукой, естественным образом включает:
1) экономику семьи (т. е. экономические процессы, связанные с хозяйством, которое ведет группа граждан страны – близких людей, живущих вместе, либо одинокий человек);
2) экономику фирмы (т. е. экономические процессы, связанные с деятельностью организаций, производящих блага для продажи);
3) экономику рынков факторов производства, товаров и услуг (т. е. экономические процессы, связанные с куплей-продажей благ, непосредственно потребляемых людьми или используемых для организации деятельности фирм);
4) общеэкономические процессы (т. е. процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).
Основная трудность для экономической науки состоит в том, что люди ведут себя в чем-то вполне рационально и предсказуемо, а в чем-то – весьма нерационально, подчиняясь импульсивным и не всегда разумным желаниям.
Поэтому ученые-экономисты, конечно, пытаются создать модели для предсказания поведения людей в процессе хозяйственной деятельности, но все эти модели довольно приблизительны: они позволяют описать круг возможных вариантов развития экономических процессов, но не всегда с их помощью получается точно предсказать, какой из этих вариантов воплотится на практике.
Однако ученые-экономисты продолжают исследования, потому что история свидетельствует: использование даже неидеальных экономических моделей и теорий позволяет существенно сократить опасность грубых ошибок в управлении экономикой страны и ослабить их негативные последствия.
Современная экономическая наука – это фундамент, на который опираются решения государственных органов управления и рекомендации прикладных бизнес-наук (менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, финансового менеджмента и др.), помогающих наиболее рационально организовать управление любой сферой жизни общества, например промышленностью.
Наконец, знание экономических основ жизни общества помогает любому человеку лучше понять, что происходит вокруг него и как те или иные экономические процессы могут сказаться на уровне его благосостояния.
Типы потребностей и их ранжирование
Главная из экономических проблем состоит в том, что все люди хотят жить лучше, комфортнее, а обеспечить это крайне трудно, потому что в любой момент хозяйственные возможности (производственные мощности предприятий и ресурсы природы, используемые в качестве сырья или основы для сельскохозяйственной деятельности) для создания жизненных благ небезграничны. Этих ресурсов, как правило, недостаточно для удовлетворения всех потребностей жителей Земли, т. е. они ограниченны (недостаточны) относительно потребностей людей.
Таким образом, постоянно возникает одна и та же экономическая проблема – как лучше, рациональнее распорядиться ограниченными природными и производственными ресурсами? Как именно их использовать для удовлетворения потребностей людей?
Потребности – конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящая от условий жизни, навыков, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов.
Скажем, первейшая из нужд человека – поддержание сил в организме. Реально это проявляется в потребности в пище, т. е. конкретных продуктах питания, которые можно использовать для насыщения. Соответственно создание благ в форме продуктов питания, удовлетворяющих потребность в пище, является одной из постоянных задач хозяйственной деятельности.
Осуществление этой деятельности требует организации сельскохозяйственного и пищевого производств, а осуществление такой организации порождает массу различных экономических проблем, которые входят в сферу внимания экономической науки. Такого рода цепочки связей мы без труда обнаружим в любом из разделов экономики.
Отметим сразу, что не все человеческие потребности удовлетворятся прямо в результате хозяйственной деятельности. Чтобы четче понять, за какие потребности «отвечает» хозяйственная деятельность, воспользуемся специальной пирамидой потребностей, предложенной знаменитым американским социологом Абрахамом Маслоу.
Основу этой пирамиды образуют биологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, лечении). Удовлетворение именно этих потребностей – первейшая и постоянная задача хозяйственной деятельности, поскольку только на этой основе человечество может переходить к удовлетворению потребностей более высоких рангов, например духовных и потребности в самореализации.
Основные элементы экономической деятельности
Чтобы получить жизненные блага, людям приходится осуществлять самые разные типы хозяйственной деятельности. Вся эта деятельность является частью экономического оборота, включающего:
• создание (вовлечение в сферу хозяйствования) производственных ресурсов;
• производство с использованием производственных ресурсов;
• обмен (торговлю) созданными в результате производства благами или услугами;
• личное потребление произведенных потребительских благ людьми и воспроизводство капитала за счет вновь произведенного оборудования, минеральных удобрений для земельных угодий и т. п.
К основным типам такой деятельности можно отнести производство товаров и услуг, а также обмен произведенными товарами.
Когда о производстве говорят инженеры, они понимают под этим деятельность людей по использованию технологий для преобразования природных материалов с помощью энергии в полезные блага. Когда о нем говорят экономисты, они вкладывают в это понятие несколько иной смысл.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономика. Конспект лекций"
Книги похожие на "Экономика. Конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Липсиц - Экономика. Конспект лекций"
Отзывы читателей о книге "Экономика. Конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.