Ефрем Сирин - Псалтирь или богомысленные размышления
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Псалтирь или богомысленные размышления"
Описание и краткое содержание "Псалтирь или богомысленные размышления" читать бесплатно онлайн.
Ефрем Сирин – один из великих учителей церкви IV века, христианский богослов и поэт родился в городе Низибии. Еще юношей он удалился в окрестные горы и стал отшельником. После взятия Низибии персами в 363 году преподобный покинул места своего отшельничества и поселился в монастыре близ города Едессы, где и оставался до кончины (ок. 373–379). Преподобный Ефрем Сирин сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение слова Божия, черпая в нем для своей души умиление и мудрость. «Псалтирь или богомысленные размышления» – замечательный памятник раннехристианской литературы, принадлежащий перу великого подвижника – Ефрема Сирина.
ЕФРЕМ СИРИН
ПСАЛТИРЬ ИЛИ БОГОМЫСЛЕННЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
ГЛАВА 1
Блаженства.
(1, 529).
Блажен, кто о Господе стал совершенно свободен от всего земнаго в этой суетной жизни и возлюбил единаго благаго и милосердаго Бога.
Блажен, кто стал делателем добродетелей и, как плодоносная нива, приносит великое обилие плодов жизни о Господе.
Блажен, кто, стоя у Божией службы на молитве и всякий час, как Ангел небесный, имеет чистые помыслы и не дает доступа к себе лукавому, чтоб не взял он в плен душу его и не отвел ея от Бога Спасителя.
Блажен, кто любит святыню (чистоту), как свет, и не осквернил пред Господом тела своего срамными делами лукаваго. Блажен, кто всегда имеет в себе памятование о Боге, потому что таковый на земле есть как Ангел небесный, непрестанно священнодействующий Господу со страхом и любовию.
Блажен, кто любит покаяние, спасающее грешных, и не услаждается грехом, чтоб не явиться неблагодарным пред Спасителем нашим Богом.
Блажен, кто подобно мужественному воину, хранящему сокровища царския, хранит душу свою и тело неукоризненными о Господе.
Блажен, кто, как Ангел на небе, имеет чистые помыслы и устами песнословит имеющаго власть над всяким дыханием.
Блажен, кто стал подобен Серафиму и Херувиму и никогда не бывает ленив для духовнаго священнослужения, неумолчно славословя Господа.
ГЛАВА 2
Славословие Спасителю.
(3, 357).
Поклоняюсь Тебе, Владыко, благословляю Тебя, Благий, умоляю Тебя, Святый, припадаю к Тебе, Человеколюбец, и прославляю Тебя, Христе; потому что Ты, Единородный, Владыко всяческих, Единый Безгрешный, за меня, недостойнаго грешника, предан смерти и смерти крестной, чтоб освободить душу грешника от греховных уз.
И что воздам Тебе за сие, Владыко? – Слава Тебе, Человеколюбче! Слава Тебе, Милосердый! Слава Тебе, Долготерпеливый! Слава Тебе, прощающий все грехопадения!
Слава Тебе, снисшедший спасти души наши! Слава Тебе, воплотившийся во чреве Девы! Слава Тебе, понесший узы! Слава Тебе, приявший бичевания!
Слава Тебе, преданный посмеянию! Слава Тебе, распятый! Слава Тебе, погребенный!
Слава Тебе, воскресший! Слава Тебе, проповеданный! Слава Тебе, в Котораго мы уверовали! Слава Тебе, вознесшийся на небо! Слава Тебе, возседший со славою одесную Отца и паки грядуший с сонмами Ангелов судить всякую душу, уничижавшую святые страдания Твои!
В оный трепетный и страшный час, когда подвигнутся Небесные Силы, когда пред славою Твоею, со страхом и трепетом будут стоять все Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы, когда потрясутся основания земли, и ужаснется всякое дыхание от несравнимаго величества славы Твоея, – в оный час да покроет меня рука Твоя под крылами Своими и да избавится душа моя от страшнаго огня и скрежета зубов, и тьмы кромешной, и вечнаго плача, чтоб и я мог сказать, благословляя Тебя: Слава восхотевшему спасти грешника по великим щедротам Своего благоутробия!
ГЛАВА 3
Даруй благодать всеудовлетворяющую.
(4, 2).
Исцели меня, Господи, и – исцелюся! Единый премудрый и милосердый Врач, умоляю благостыню Твою, исцели язвы души моей и просвети очи ума моего, чтоб уразуметь мне всегдашнее Твое о мне домостроительство! – И поелику сердце мое и ум мой объюродели, то да исправит их благодать Твоя, – эта истинная соль.
Что скажу Тебе, Сердцеведец, испытующий сердца и утробы? Ты Сам знаешь, что, как земля безводная, жаждет Тебя душа моя, и вожделевает Тебя сердце мое. Благодать же Твоя всегда насыщала того, кто любит Тебя.
Сего ради, как всегда внимал Ты мне, так и ныне не презри моления моего.
Ибо вот ум мой, как пленник, ищет Тебя, Единаго истиннаго Спасителя.
Пошли же благодать Твою, да насытит глад мой и утолит жажду мою. Ибо ненасытимо вожделеваю Тебя, Владыко мой! – И кто может насытиться Тобою, если истинно любит Тебя и жаждет света истины Твоей?!
Податель света! Исполни прошение мое и даруй мне по молитве моей, источи в сердце мое единую каплю благодати Твоей, да возгорится в сердце моем пламень любви Твоей, как огонь, и, как терния и волчцы, да пояст лукавые помыслы!
Даруй мне сие богатые, яко Бог чело веку, подай, как Царь царствующих, умножи, как Добрый Отец.
ГЛАВА 4
В Тебе все для нас, Господи.
(4, 429).
Тебя, Господа, ищем мы в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты – богатство, неизменяющееся от перемены времен.
Милосердие Твое да приидет на помощь к нам! Благодать Твоя да защитит нас! Из сокровища Твоего излей на нас врачевство, исцеляющее язвы наши.
Тебя должны мы искать вместо всего инаго, и кроме Тебя не искать ничего, ибо кто ищет Тебя, тот все находит в Тебе.
В Тебе богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, врачевство для всех уязвленных, утешение для всех сетующих.
Приими молитву нашу, Господи наш, и даруй нам Себя Самого. В Тебе да живем мы, Тобою да обладаем вместо всего инаго, и тогда – все наше.
Дай нам, Господи, быть Твоими. По милосердию Своему будь и Ты нашим:
потому что праведный Отец дал нам Тебя во врачевство от язв наших.
Наш Ты по воле Отца Твоего; наш Ты и по Твоему изволению. С нами Ты – Эммануил! С нами Ты, яко Господь наш.
Приими от нас молитвы наши, снисшедший к нам, Боже наш, приими слезы грешников и окажи милость виновным.
По Своему изволению соединился Ты с нами, будь ходатаем нашей молитвы.
Вознеси её к Отцу Твоему и утверди мир в душах наших.
ГЛАВА 5
Будь для нас всем, и дай нам Тебе посвятить все свое.
(4, 392).
Как зеницу ока сохрани меня, Господи Боже, защити и под крылами Твоими укрой меня от искушений.
Будь стражем ока, чтоб не смотрело оно татски; будь стражем уха, чтоб не внимало оно неправде.
Будь стражем у стен, чтоб не исходила из них клевета, осуждение, хула и даже праздное слово.
Будь стражем сердца, чтоб оно не уклонялось в лукавство и не делало беззаконий.
Даруй нам, Господи, познание (что делать) и приложи нам ведение (умение делать).
Даруй нам, Господи наш, быть для Тебя приятнее благовоний и ароматов.
Даруй нам, Господи наш, возлюбить Тебя и возненавидеть мир. Даруй нам, Господи наш, вместо преходящих имений приобрести Тебя единаго.
Даруй нам, Господи наш, принести Тебе три избранные дара. Даруй нам, Господи наш, воскурить пред Тобою три благоуханныя кадила.
Даруй нам, Господи наш, возжечь Тебе три ярко горящие светильника: дух, душу и тело, сии три дара Единой Троице.
Дух посвятим Отцу, душу посвятим Сыну, тело посвятим Духу Святому, – Духу, Который вновь возставит его из праха.
Отче, освяти Себе дух наш! Сыне, освяти Себе душу нашу! Душе Святый, освяти Себе тело наше, изнемогающее от язв.
Даруй нам, Господи наш, возрадоваться о Тебе, и Ты возрадуйся о нас в последний день. Хвала Тебе от духа, души и тела! А нам – щедроты Твои.
ГЛАВА 6
Надежды оставивших мир.
(4, 320) Сын Иессеев, настроив цевницу свою, воспевает: блажени непорочнии в пути Господни, ходящий в Законе Его. И Спаситель наш в Евангелии жизни сказал: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят; блажени сетующие, яко тии утешатся; блажени плачущие, яко тии возвеселятся.
Отрекшимся от мира и от суетных дел его, возненавидевшим похоти его и гнушающимся утехами его в Евангелии спасения дано обетование воздаяния – непереходящий чертог и нескончаемая жизнь.
Из любви к Господу своему оставили они в мире сем родных, родителей, богатства и имение; ибо слышали, что блажени нищие духом. И за сие ожидает их горнее царство.
Тела свои соделали они храмом Духа Святаго, строгостию жизни препобедили похоти, несли иго тяжких трудов, из любви к Господу своему презирали жизнь свою.
Распяли они души свои, пригвоздили ко кресту тела свои и подвижничеством своим умилостивили Творца своего.
Они возгнушались чревоугодием и возлюбили воздержание; отгнали от себя плотскую нечистоту и возлюбили целомудрие.
Они избрали себе злострадания (всякия лишения) и возненавидели покой; совлеклись гордости и облеклись в смирение.
Победили они врага и восторжествовали над ним; обратили его в бегство и приобрели себе славу; победили его – и возвеличены; презрели его – и увенчаны. Отец любит их, и Сын с любовию объемлет, и Дух Святый вселяется в чистых телах их.
Христос взывает к ним, говоря: приидите, потрудившиеся во имя Мое, войдите в чертог, из котораго никогда не выйдут званные.
На таковых Господь возлагает венцы, и вкушают они блаженство в чертогах Его за скорби, понесенныя с Ним с утра до вечера.
Горнее царство ожидает к себе тех, которые одержали победу во брани и прославились тем.
Ангелы, по обычаю своему, нисходят подкреплять борцев во время брани.
Духи стремятся во сретение победителям, именуют их блаженными и говорят:
Приидите, утружденные, успокойтесь от трудов своих: терпением страданий победили вы лукаваго.
Рай отверзает им врата свои; вселяются они в обители света и упокоиваются там.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Псалтирь или богомысленные размышления"
Книги похожие на "Псалтирь или богомысленные размышления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ефрем Сирин - Псалтирь или богомысленные размышления"
Отзывы читателей о книге "Псалтирь или богомысленные размышления", комментарии и мнения людей о произведении.