» » » » Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2


Авторские права

Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2

Здесь можно купить и скачать "Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Белый город»08eeed96-6db7-11e5-8f01-0025905a069a, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2
Рейтинг:
Название:
Собрание сочинений. Том 2
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-485-00183-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Собрание сочинений. Том 2"

Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том 2" читать бесплатно онлайн.



Впервые в России выходит собрание сочинений выдающегося историка и общественного деятеля члена-корреспондента Российской Академии Наук, профессора Николая Федоровича Каптерева (1847–1917). Его труды составили эпоху в изучении русской истории и еще при жизни исследователя неоднократно отмечались премиями и наградами. Представляемые в настоящем издании работы посвящены русско-греческим церковно-государственным связям и написаны на основе изучения обширных архивных материалов, многие из которых автор впервые ввел в научный оборот. Труды Николая Федоровича Каптерева сохраняют актуальность и до настоящего времени остаются непревзойденными.






Так прямо и резко высказывал Досифей свое полное неудовольствие и неодобрение делу подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху, скорбел и негодовал по поводу самого характера ведения этого дела. Конечно, им руководила в этом случае ревность о сохранении церковных установлений и обычаев, нарушенных, по его мнению, фактом подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху; конечно, в нем говорила и гордость греческого иерарха, оскорбленная слишком открытым торгашеским приемом московского посла. Но, с другой стороны, у него могли быть и иные побуждения действовать именно так, а не иначе. Он в данном случае мог иметь в виду те возможные отношения, какие в недалеком, по его мнению, будущем могут открыться между все более усиливающейся Россией и между все более слабеющей и видимо начинающей разлагаться Турцией. Досифей искренно и горячо сочувствовал развитию политического могущества России, желал, чтобы она расширялась, особенно за счет Турции, в чем он видел залог будущей свободы греков; он желал вместе с другими греками, чтобы русский царь сделался преемником византийских императоров, изгнав предварительно турок из Константинополя. Но в то же время Досифей вовсе не желал того, чтобы вместе с развитием политического [С. 262] могущества России все шире и шире развивалась и сфера ее церковного влияния и власти в пределах Турции. Если Москва, подчиняя себе разные православные народы политически, вместе с тем будет подчинять их себе и церковно, как это уже случилось с Малороссией, то в конце концов окажется, что московский патриарх подчинит своей церковной власти большинство православного мира. Досифею хорошо было известно, что России не прочь подчиниться Грузия, что к этому стремятся Молдавия и Валахия; что же, однако, будет, если Россия, подчинив себе эти земли политически, чего желал и сам Досифей, в то же время подчинит их себе и в церковном отношении? Не усилится ли тогда безмерно власть и значение Московского патриарха в ущерб его собратьям – восточным патриархам, и не падет ли тогда значение последних в целом православном мире? Эти опасения и были причиной того, что Досифей противился и решительно не одобрял подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху, почему он усиленно старался доказывать и царям и патриарху Иоакиму, что им никак не следовало подчинять Киевскую митрополию Московскому патриарху, так как подобное деяние – желание чужих епархий и незаконно и опасно для всего Православия.

Протест Досифея относительно подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху имел, впрочем, чисто академический характер, так как практически он вполне признал совершившийся факт и все вытекающие отсюда последствия. Он сам послал свою грамоту к епископам и ко всем благочестивым, живущим в Литве и Польше, в которой, вопреки действительному ходу событий, уверял, что Гедеон [С. 263] поставлен в Киевские митрополиты Московским патриархом «по воли и мысли блаженнейших и святейших патриархов, си есть: Вселенскаго и прочих трех Востока великих архиереев», и потому молит всех подчиняться во всем Гедеону как истинному и законному митрополиту Киевскому. Мало того: в той же самой грамоте к царям, в которой Досифей доказывает незаконность подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху, он уже спешит, признавая неизбежность и бесповоротность совершившегося, преподать московскому правительству ряд наставлений, как ему следует держать себя относительно Киевской митрополии. Эти наставления очень характерны и лучше всего доказывают, что Киевская митрополия в интересах Церкви и Православия должна была быть подчинена именно Московскому патриарху. Досифей заявляет, во-первых, чтобы киевский митрополит избирал и поставлял во епископы подчиненных ему кафедр обязательно только с согласия и одобрения Московского патриарха и Собора при нем. Во-вторых, «в нынешней, по той стороне Днепра, называемой казацкой землею, суть некие в Риме и в Польше от латин наученные архимандриты и игумены монастырей, не по чину совершают последование церковных служб и носят иезуитское ожерелье». Митрополит Киевский должен позаботиться, чтобы во всех монастырях служба была одинаковая, поскольку не разделился Христос, и чтобы отложены были ожерелья как знамение иномудрствующих. В-третьих, да будет издано царское повеление, чтобы по смерти предреченных архимандритов и игуменов впредь священника, который пойдет в папежские места учиться, архимандритом, игуменом и епископом не поставлять, а если будет [С. 264] мирянин, не делать его иереем, ибо довлеет православная вера ко спасению и не подобает верным прельщаться через философию и суетную прелесть. «Великий князь Александр (Невский) не был философом, но ответ, который он дал послам папиным, равняется Символу веры». Посоветовав затем правительству открыть школу в Киеве, чтобы православным не было нужды обращаться за научением в латинские школы, Досифей пишет далее: «О, если бы, благочестивейшие, и там в Москве сохранен был древний устав: да не бывают (на Москве) игумены и архимандриты от рода казацкаго, но москали и на Москве, и в казацкой земле, а казаки только в казацкой земле, ибо не подобает запрягать вкупе коня и осла, ниже ткать вкупе руно и лен, глаголет Писание. Далеко да будут казаки священники от игуменства московскаго и от иного достоинства. Хотя и исповедуем казаков быть православными, однако многие из них имеют нравы растленные, и нравы сии не подобает от них перенимать тамошним (т. е. московским) православным. В-четвертых, правила запрещают хиротонисать архиерею на одной литургии многих священников и диаконов, почему киевский митрополит епископам из казаков, сие творившим безотменно в казацкой земле, да повелевает никак сего впредь не творить, ибо по неведению так поступали, как мнится; если же и впредь сие творить будут неотложно, да извержет их. Обретаются там и архиереи из греков, которые также хиротонисали многих иереев и диаконов на одной литургии; поелику же они ведением и ради денег согрешили и злой показали пример, то таковых неотложно низвергнуть и никакого прощения не удостаивать, и некоего изгнаннаго [С. 265] архиепископа Ахридонского, притом же и беглеца, украшающаго себя именем патриарха, как лицемера оплевать и эпитимии подвергнуть». В-пятых, киевскому митрополиту подобает правильно и по правилам «судить сущих казаков, сущих в послушании державнейшаго и святаго вашего царствия; к православным же, находящимся в Польше, да снисходите несколько, доколе привлечете их в мрежи ведения», как в подобных случаях и поступали многие великие и святые мужи. В-шестых, киевский митрополит да оказывает ежегодно у себя Собор из епископов и архимандритов и обсуждает на нем все, что требует церковного исправления, причем о трудном пусть всегда доносит в Москву патриарху и Собору при нем. «Также и на Москве, – добавляет к этому Досифей, – священный Собор, если что ему покажется сомнительным, дабы и тамошняя Церковь Соборная сохранилась чистою и без всяких погрешностей, как непорочная Христова невеста, должен доносить высшим Церквам сущим в них патриархам и от них принимать наставление и толкование, чтобы там сохранялся союз любви и соединение духа мира и достоинство апостольской кафолической веры не умаленным, но обновленным и непоколебимым». В-седьмых, если киевский митрополит или в вере православной, или в законах и вообще будет действовать вопреки разуму и мысли Восточной Церкви, то да будет подлежать суду, осуждению и запрещению Московского патриарха и сущего при нем священного Собора. Пусть он поставляется от Московского патриарха, но с тем, чтобы об этом, прежде ли или после поставления, давалось знать Константинопольскому патриарху и чтобы на службах воспоминалось имя Константинопольского [С. 266] патриарха и Киевская митрополия считалась его областью, а Московский патриарх – наместником Константинопольского. «Сие просим и советуем, да не пренебрегаются без всякой нужды уставы святых отец и не прогневается Бог»[120].

Очевидно, Досифею хорошо были известны многие беспорядки и нестроения, которые царили в киевской церковной иерархии, в церковной практике и жизни, вследствие полного отсутствия всякого надзора со стороны Константинопольского патриарха, власть которого в Киевской митрополии уже давно сделалась чисто номинальною. Чтобы привести жизнь Киевской митрополии в надлежащий порядок, необходим был над нею постоянный и бдительный надзор высшей церковной власти, стоящей с нею в постоянных, близких и непосредственных сношениях. Такою самою ближайшей и естественной властью и был именно Московский патриарх. Следовательно, подчинение ему Киевской митрополии не только не имело в себе ничего незаконного или вредного для Церкви, а, совершенно наоборот, вызывалось и настоятельно требовалось интересами самой Церкви и всего Православия.

Участием Досифея в деле подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху и закончились все его сношения с московским правительством во время правления царевны Софьи, так как затем начались известные крымские походы, во время которых сами собой прекратились у нас всякие сношения с Турцией, которые бы дали возможность Досифею или оказать [С. 267] услуги нашим послам, или послать с ними в Москву грамоты. Кроме того, в это время случилось еще одно обстоятельство, из которого подозрительный Досифей убедился, что честолюбивый Московский патриарх подчинением себе Киевской митрополии не удовлетворился, а идет по этому пути далее, стремится подчинить своей власти уже область, подлежащую ведению самого Иерусалимского патриарха. Дело тут заключалось в следующем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Собрание сочинений. Том 2"

Книги похожие на "Собрание сочинений. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Каптерев

Николай Каптерев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2"

Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.