Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Собрание сочинений. Том 2"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том 2" читать бесплатно онлайн.
Впервые в России выходит собрание сочинений выдающегося историка и общественного деятеля члена-корреспондента Российской Академии Наук, профессора Николая Федоровича Каптерева (1847–1917). Его труды составили эпоху в изучении русской истории и еще при жизни исследователя неоднократно отмечались премиями и наградами. Представляемые в настоящем издании работы посвящены русско-греческим церковно-государственным связям и написаны на основе изучения обширных архивных материалов, многие из которых автор впервые ввел в научный оборот. Труды Николая Федоровича Каптерева сохраняют актуальность и до настоящего времени остаются непревзойденными.
Грамота патриарха Паисия государыне показывает, что благочестивая Марья Ильинична отнеслась в Москве к Паисию с особым радушием и благосклонностью, что она уговаривала Иерусалимского патриарха подолее побыть в Москве и послала с ним ко Гробу Господню очень богатые церковные сосуды. Этим расположением к нему государыни и решился теперь воспользоваться Паисий, чтобы подорвать в Москве значение показаний известного Арсения Суханова, который отправился из Москвы на Восток вместе с Паисием со специальным поручением от правительства составить «описание Святых Мест и греческих церковных чинов». Суханов очень неблагосклонно отнесся к грекам вообще и их обычаям и даже заподозрил самое их благочестие, что он не стесняясь [С. 176] и выразил в своих знаменитых «прениях с греками о вере», почему греки естественно должны были отнестись к Суханову очень враждебно. Но Суханов, кроме порицания греков вообще, доносил правительству что-то очень неблагоприятное и лично про патриарха Паисия и, вероятно, между прочим, объяснил истинную причину продолжительного пребывания Паисия в Молдавии, заключавшуюся во вражде Паисия к Константинопольскому патриарху Парфению, к которому очень расположено было наше правительство как к своему ведомому доброхоту. Обратиться со своими жалобами на Арсения прямо к царю Паисий не решился, а предпочел действовать через государыню, очевидно предполагая в ней большую, нежели у государя, восприимчивость к жалобам его – Иерусалимского патриарха. Из последующего, однако, не видать, чтобы обвинения Паисия имели какие-либо последствия для Суханова.
С архимандритом Иоасафом патриарху Паисию было послано милостыни соболями на 1500 рублей (на наши деньги тысяч на двадцать пять рублей) и царская грамота, в которой государь извещает патриарха, что он и царица приняли его посланных и грамоты и что он посылает патриарху «заздравные милостины двенадцать сороков соболей добрых, да от царицы нашей… шесть сороков добрых же», просит его молить Бога о всей царской семье «и о наших государских делех радети и ведомо нашему царскому величеству чинити, а у нас… и вперед ваше святительство в забвении не будет». Архимандриту Иоасафу, сверх обычной дачи «на приезде» и «на отъезде», дано еще было сто рублей (на наши деньги 1700 руб.). Эта чрезвычайная дача Иоасафу, вероятно, [С. 177] объясняется следующим обстоятельством: Иоасаф подал государю особую челобитную, в которой заявляет, что он пять лет состоит игуменом иерусалимского в Цареграде Георгиевского монастыря, откуда патриарх и послал его в Москву, что он «знаем всем начальным турским людям и о всяком твоем государеве деле тебе, государю, служить и работать я, богомолец твой, могу», почему теперь и просит государя: «Вели мне, богомольцу твоему, служити и работати всяким твоим государевым делом», просит, когда он ради государевых дел будет посылать в Москву разных добрых греков, то чтобы их беспрепятственно пропускали в Путивле, на что и должна быть ему выдана особая государева грамота. Такая грамота была дана Иоасафу, и он, таким образом, поступил в число наших тайных политических агентов в Турции, обязанных обо всем, что в ней делается, немедленно извещать наше правительство особыми отписками, посылаемыми в Москву с верными людьми[87].
В 1654 году патриарх Паисий прислал государю с халкидонским архимандритом Матвеем грамоту, в которой писал: «Мы, царю мой многолетный, ходим от места на место ко благочестивым Христианом малыя ради милостыни за святые и богоходимыя места, идеже на всяк день искушения, иждивения и исходы не оскудевают, частью от агарянов, частью от проклятых еретиков арменов, и имамы обиды на всяк день. Обаче со благословенною милостью великаго царствия твоего и благочестивых православных христиан стоим, и мы боремся с дикими [С. 178] зверьми», и затем рекомендует государю одного грека [88].
В 1657 году путивльские воеводы доносили государю, что 2 июня в Путивль прибыли Иерусалимского патриарха архимандрит Герман, келарь Афанасий, да патриарший человек Дмитрий. Воеводам архимандрит Герман сказал, что едет к государю и святейшему патриарху Никону с грамотами Иерусалимского патриарха Паисия «наскоро, тайно», «а писаны-де (грамоты) о наших государевых великих делах, а вестей за собою никаких не сказал». Указом государя велено было воротить архимандрита назад из Путивля, дав ему милостыню, применяясь к путивльским дачам. Но архимандрит Герман прислал из Путивля челобитную, в которой заявлял, что он приехал с патриаршими грамотами, которые патриарх велел «подати в руце святому вашему царствию, и как я приехал в Путивль и взял меня силою воевода, который здеся, и спрашивал меня: для чего едешь к твоему святому царствию? И я ему сказал: да отпустит меня поклонитися царствию вашему, как приказано мне от патриарха, рассказати из уст всякую бедность и всякой долг, что учинили проклятые арменья; и он не отпустил меня». Архимандрит просит государя приказать пропустить его в Москву, так как без царской грамоты и милостыни он боится возвращаться к патриарху, тем более что они исхарчились и возвратиться им назад не на что. Ответа на эту челобитную не последовало, и архимандрит был возвращен назад из Путивля[89].
[С. 179] Прибывший в Москву 24 апреля 1658 года грек Исаия Остафьев в Посольском приказе заявлял, что Иерусалимский патриарх Паисий просил его, Исаию, взявши с него в том присягу, известить великого государя через боярина Илью Михайловича, что у Иерусалимского патриарха есть ближний человек у султана, бывший родом грек, а патриарху друг и советник, имя ему – Шаптам-ага, который говорил патриарху: у турок есть помышление переменить господарей Венгерского Ракоция, Валахского Константина и Молдавского Стефана за то, что они держат между собою совет, заодно и с казаками сочетаются; и если их не сменить и не казнить, то султану невозможно будет послать ратных своих людей, а как поставит новых князей, то можно будет ему на казаков, ибо тогда не будет гетману вестей ни письменно, ни словом и не будет в силе. Обо всем этом писал султану крымский хан, а также и о том, что король Литовский учинится ему данником и будет платить ему ежегодно по 3000 ефимков, лишь бы султан прислал ему помощь с новыми воеводами. Обо всем этом велено было патриархом доложить государю через ближнего боярина словесно.
В том же году 6 июня приехал в Москву грек Иван Анастасов и в расспросе заявил между прочим, что султан по челобитью армян велел было убить Иерусалимского патриарха, потому что армяне давали за то визирю и пашам 200 000 ефимков; но визирь про то разыскивал и велел побить тех покупщиков-армян, иерусалимского пашу и иных всех заводчиков, и церкви греческие, которые были за армянами, все отданы по-прежнему Иерусалимскому патриарху. Более обстоятельные [С. 180] известия прислал в Москву об этом событии архимандрит Иоасаф, бывший в Москве в конце 1652 года и поступивший на службу нашего правительства в качестве тайного политического агента в Турции. Теперь он писал государю (в ноябре 1658 года): «Объявляю великому вашему царствию страшное смутное дело, которое учинилось: блаженнейший патриарх наш Паисий хотел починить корону свою, и огласилось сие армянами и другими злыми людьми ближнему цареву человеку и визирю. Они отдали патриарха под стражу Гасан-паше и Юсуф-паше, сиречь земским боярам, и, сковав его, весьма мучили, а корону его, взяв, отослали в Адрианополь к визирю с великим человеком Юсуф-агою. Потом ночью, взяв патриарха, отвели его туда, где был замучен и конец принял Парфений, патриарх Вселенский, и хотели и его тут же повесить, а потом отвели его к адрианицким воротам, чтобы больше денег посулил, и мучили его страшно, и многих купецких людей, – учинился великий страх и трепет… Укрылись все купецкие люди, и только я, раб вашего царского величества, да иные четыре человека старцев тайно ходили в Адрианополь и виделись с визирем. Изволением Божиим визирь то наше дело доложил султану, и царь о том спросил визиря: носят ли де патриархи венцы? Визирь ему сказал: пожаловали патриарху носить венцы, как Евангелие чтут, дед ваш. И царь приказал: пусть-де он, патриарх, носит про мое здоровье, и тотчас прислал человека с наказною грамотою, да не будет никто против патриарха. И всех тех людей освободили по сему наказу, только от того патриарху много убыли стало и Святому Гробу. Патриарха мучили горько, и ожидал смерти всякий час, только лишь не казнили… [С. 181] Богомолец святаго вашего царствия патриарх хотел объявить письмом о великих своих нуждах и бедах и повседневном заключении… но ныне турки с французским брань имеют, для того и смотрят всякие письма. Патриарх от великих долгов бежал Черным морем и думал быть в Иверской земле, а меня оставил на свое место прикащиком, в великой погибели, в монастыре на подворье, и приказал мне писать вашему царствию о всяких делах и статьях с верным рабом вашего царствия Иваном Юрьевым, и он, Иван, смышлено будет объявлять вашему царствию из уст своих. Сего ради пишу с великим страхом и трепетом, ибо не гадаю и не чаю доехать рабу сему до вашего царствия»[90].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том 2"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.