Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Собрание сочинений. Том 2"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том 2" читать бесплатно онлайн.
Впервые в России выходит собрание сочинений выдающегося историка и общественного деятеля члена-корреспондента Российской Академии Наук, профессора Николая Федоровича Каптерева (1847–1917). Его труды составили эпоху в изучении русской истории и еще при жизни исследователя неоднократно отмечались премиями и наградами. Представляемые в настоящем издании работы посвящены русско-греческим церковно-государственным связям и написаны на основе изучения обширных архивных материалов, многие из которых автор впервые ввел в научный оборот. Труды Николая Федоровича Каптерева сохраняют актуальность и до настоящего времени остаются непревзойденными.
22 февраля вследствие просьбы патриарха Паисия государь велел его отпустить со всею его свитою в Троицкий Сергиев монастырь помолиться. У Троицы царь указал сделать Паисию такую же встречу, какую обыкновенно оказывают там московским патриархам, т. е. «архимандрит, попы и дьяконы, – говорит царский наказ, – были б в саженых ризах и пели б вечерню и всенощное, учиня которому святому празднество, и почесть бы патриарху учинили против прежняго Иерусалимскаго патриарха Феофана, также и архимандритом, и старцом и всем служебником, которые с ним, патриархом, будут, любовь и приятельство показали; а на завтрее б учинити на патриарха стол большой и еству велети ставить на серебряных блюдах, а питье в кубках и братинах серебряных, чтоб им во всем оказаться довольством стола». Кроме того, царский наказ повелевает троицким властям оделить патриарха и всю его свиту дарами, какие даны были прежде патриарху Феофану.
Перед наступлением Великого поста патриарх Паисий прислал в Посольский приказ лист, в котором, рассуждая о важности поста, желает государю провести его «здраво и радостно и невредимо» и «соверша чисто сей святый путь, потом видети свет Святаго Воскресения». В конце своего рассуждения [С. 141] патриарх пишет и следующее: «Еще пребываючи аз при вашей милости в прошлые дни, говорил есми со преподобным архимандритом спасским Никоном, и полюбилась мне беседа его; и он есть муж благоговейный, и досуж, и верный царствия вашего; прошу да будет имети повольно приходити к нам беседовати по досугу, без запрещения великаго вашего царствия». После поставления архимандрита Никона в Новгородские митрополиты Паисий снова прислал в Посольский приказ письмо, в котором восхвалял государя за такой удачный выбор. «Похваляем благодать, – пишет Паисий царю, – что просвети вас Дух Святый и избрали есте такого честнаго мужа, преподобнаго инокосвященника и архимандрита господина Никона, и возведе его великое ваше царствие на святый престол святые митрополии Новгородские, и он есть достоин утверждати Церковь Христову и пасти словесныя овца Христова, якоже глаголет апостол: таков нам подобаше архиерей, и будет молити Бога о многолетном здравии великое ваше царствие». В заключение Паисий выражает желание, если позволит государь, подарить Никону одну мантию от святых мест.
Не с одним только Никоном вел беседы Паисий по разным церковным вопросам, но и с самим государем, а также и с патриархом Иосифом он «учинил соглашение». В письме от 15 февраля Паисий пишет государю: «Относительно святой Четыредесятницы царствие твое изволило послать своего боярина спросить нас, чтобы мы относительно ее учинили соглашение со святейшим патриархом, братом и сослужителем; и я сказал, что в продолжение всего года должна совершаться божественная литургия в два [С. 142] часа, а в святую и великую Четыредесятницу, которой научил нас Господь наш Иисус Христос, должно поститься до отпуста вечерни, так как она есть одесятствование всего года, дабы исповедывались христиане для заглаждения грехов и очищения душ, если что они содеяли во весь год. И, как говорят божественные законы и устав, мы не должны ни прибавлять, ни исключать что-либо из установлений святых апостолов и святых отцов. Я же, долгоденствующий царь, сказал твоему боярину, чтобы было так, как решено тобой, ибо в праздник святаго я спросил твое царствие о литургии, и ты приказал, как пишет устав. И мы его неуклонно держимся, а новшества отвергаем; и святую Четыредесятницу мы должны соблюдать по мере сил. Если народы, не имеющие закона, делают законное, то тем более мы, православные, должны делать это. Ия, услышав царское твое слово, что указал следовать уставу, очень возрадовался; и поэтому-то я и сказал: как твое изволение, так как мы должны содержать не иное что, как то, чему научили нас святые апостолы и что узаконили Соборы святых отцов».
Второго марта патриарх Паисий прислал в Посольский приказ грамоту к государю, в которой писал: «С надеждой помыслил писати державному вашему царствию, благочестивый царю, яко ты еси похвала и слава всем благочестивым христианам всего света, и славу благочестивого великаго вашего царствия имеем якоже солнце, освещающее весь мир своими лучами. Единый человек, многолетный царю, да воспросит единый дар от Бога с молитвою, со слезами и с молением, и то есть возможно восприяти прошение его; такоже и аз восприбегаю к милости [С. 143] и милосердию великого вашего царствия: мочь имеете освободити сию святую великую Церковь, что погибает от еретиков и до вся дни поборающе дарами ко агаряном, для взятия святых поклонных мест от наших рук; а мы труждаемся день и ночь, да не будет посрамления православным Христианом. Сего ради молим державному великому вашему царствию, да не отбудет великая ваша милость от тех святых и богостепенных мест, да тут бысть спасение наше: тут прорекоша пророцы воплощение Христа Бога нашего, ту во всяком Вифлееме родися и во Иордани крестися и на Елеонской горе вознесеся, и в сей божественной церкви распяся и погребен и воскресе, и ту же паки приидет вторый и страшный Его суд и воздаяние всякое по делам его, и ту будет восприяти благая своя. Воспомяни, великое ваше царствие, великаго царя Константина и его матерь св. Елену, что они соорудиста Святой Гроб и Святой Вифлеем и все поклоняемыя Святыя Места и монастыри, и ныне, во времяни вашего великаго царствия, да освободите Святой Гроб и церковь Христову, да наречешися и будешь воспомянен новый царь Константин, да услышишь и сподобишися гласа Господня: приидите благословении Отца моего! да возмогу и аз ехати к престолу моему на упокой и буду молити Бога день и нощь о здравии и о спасении царствия вашего. Еще молим и о сем: аще будет произволение великаго вашего царствия, да повелите святым архиереем и святым монастырем и пресветлым вельможам, да воспомянути Святому Гробу, понеже великое ваше царствие речет – и бысть, да будете имети славу и похвалу от всего мира».
Обращался патриарх с просьбой о милостыне и к членам царской семьи. Царице Паисий писал: [С. 144] «Покажи милость свою… как вам Бог известит – ризами или церковными сосуды по вашему произволению». Царевне Ирине Михайловне патриарх предлагал на выбор одарить его «ризами, или иконами, или сосуды церковными, как вам Бог известит». Царевну Анну Михайловну просил пожертвовать «хотя ризы ерейские или архиерейские, или иным, и сосуды церковными, как вам Бог известит». Икон, риз и сосудов церковных просил Паисий и у царевны Татьяны Михайловны.
После Пасхи патриарх Паисий прислал в Посольский приказ челобитную государю о своем отпуске в Иерусалим. «Потому что, – писал он, – еретики тех мест нас ненавидят и не перестанут нечестивые тех наших святых мест обижать повседневно, потому что ныне им непомешка во всем изобижати тех наших святых мест для того, что я оттоды давно отъехал, и того для ныне им во всем пространно стало изобижать тех наших святых мест… Только для утеснения, и долгу, и обид, и налог еретических, яко выше сего писано, поспешаю ехати». Вследствие этой челобитной указом 5 мая государь приказал быть у него на другой день патриарху Паисию на отпуске, который и состоялся 6 мая. Государь принимал патриарха в золотой палате со скипетром в руках, в диадиме и царском платье, при той же обстановке и при соблюдении тех церемоний, какие были и при приеме патриарха «на приезде». Думный дьяк Михаил Волошенинов от имени государя говорил между прочим: «А яже о насилии святым местом от безбожных турок содеваемая, и сие с болезнию душа и сердца нашего слышим, но воли Божией противитися никто же может, той бо весть, яже [С. 145] ко спасению нашему устрояти. Обаче же непрестанно попечение о сем имеем, чтоб Господь Бог Свой праведный гнев отвратил и Святой Гроб, о нем же и святый Град Иерусалим, возвратил в руце благочестивых царей, еже и уповаем на щедроты Его, яко, по наказании, восхощет паки помиловати люди Своя, и очи наши возведет на первообразное. А ныне мы, великий государь, по вашему прошению, тебя, святейшаго патриарха Паисия, отпускаем во Святой Град Иерусалим. А мы, великий государь, вас, отцов и богомольцев наших, в забвении не учиним и нашим царским жалованьем милостыню, аж даст Бог, вперед не оставим». Затем дьяк объявил патриарху государево жалованье «на милостыну и на искупление святому животворящему Гробу Господню собольми на 4000 рублей». Лично же самому патриарху Паисию на отпуске дано было государем разных подарков столько же, сколько и на приезд, т. е. на 427 рублей. Кроме того, «Паисею же патриарху дано в трех столех, как был у государя и велик день и на ево государевы и на царицыны имянины, на 274 рубли, на 20 алтын, 3 деньги».
Как мы видели, еще 29 января патриарх Паисий заявил в Посольском приказе, что гетман Хмельницкий и все войско казацкое уполномочили его просить государя, чтобы он оказал им помощь войском в борьбе с поляками и чтобы принял их под свою высокую руку. Когда 6 мая Паисий был на прощальной аудиенции у государя, он, вышед из царской палаты, послал пристава князя Мышецкого просить государя, чтобы государь прислал к нему своего боярина, которому он объявит «государево тайное великое дело». Государь выслал к Паисию боярина [С. 146], дворецкого Алексея Михайловича Львова и думного дьяка Михаила Волошенинова. Паисий заявил посланным, чтоб ему объявлено было решение относительно привезенного им предложения о казаках. 9 мая Львов и Волошенинов были у патриарха Паисия и говорили ему, что они доносили дело государю и тот указал им передать патриарху, «что его царскому величеству своих государевых ратных людей на помочь войску запорожскому за вечным докончаньем дати и войска запорожского с землями в царского величества сторону принять нельзя, и вечного докончанья никакими мерами нарушить не мочно. А будет гетман Хмельницкий и все запорожское войско своею мочью у короля и у панов рады учинятца свободны, и похотят быти в подданстве за великим государем нашим, за его царским величеством, без нарушенья вечнаго докончанья, и великий государь наш, его царское величество, его, гетмана, и все войско запорожское пожалует, под свою царскаго величества высокую руку принять велит». «И патриарх говорил: про то-де, что у царского величества с короли Польскими и великими князи Литовскими и с Польшею, и Литвою вечное докончанье ему, патриарху, было не ведомо; а коли-де меж обоими великими государи и их великими государствы вечное докончанье, и он-де, патриарх, и сам то знает, что ему, великому христианскому государю, его царскому величеству, того вечнаго утвержденья по делу нарушить не мочно, а надобно остерегати. А казаки-де запорожские люди простые, говорят, не знаючи ничего». «И патриарху говорено: а будет черкасом за православную христианскую веру учинитца теснота и гонение, а пойдут они за царскаго величества сторону, и великий государь [С. 147] наш, его царское величество, для православные христианские веры их пожалует, велит принять без земель, потому что после вечнаго докончанья с обе стороны переходить повольно». «И патриарх на государеве жалованьи бил челом, что-де царское величество пожаловал, велел ему о вечном докончаньи объявить, и он на государеве жалованьи бьет челом, и как будет в войске запорожском и он им про то скажет».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том 2"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.