Азер Мамедзаде - Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана"
Описание и краткое содержание "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана" читать бесплатно онлайн.
В монографии на основе конкретно-исторического подхода исследуется процесс зарождения, формирования и правового становления свободы совести. При этом подробно освещены вопросы развития идеи свободы совести в учениях мыслителей и трудности ее осуществления в разные эпохи, правового содержания и законодательного закрепления свободы совести. Раскрыты международно-правовые гарантии свободы совести и конституционно-правовые основы ее в странах мира.
Рассмотрены основные положения уголовно-правовой доктрины об ответственности за посягательства на свободу совести, дан анализ основных тенденций и проблем уголовно-правовой охраны свободы совести в законодательствах Российской Империи и Азербайджанской Республики. Проведено сравнительно-правовое исследование современного иностранного уголовного законодательства по изучаемому вопросу.
Монография представляет научный интерес не только с историко-правовой точки зрения, но и с позиции влияния различных подходов к осмыслению феномена «свобода совести» и формированию его современного понимания. Она может быть полезна студентам, аспирантам, преподавателям, религиоведам, юристам, законодателям и всем, кто интересуется проблемами религии и права.
В 90-е годы XIX в., в связи с ростом революционных выступлений, ужесточилась политика царизма в отношении «сектантских» объединений. В действующее законодательство были внесены новые, более жесткие уголовные статьи, направленные против «сектантов».
Новое Уголовное Уложение, Высочайше утвержденное 22 марта 1903 г., в его отношении к веротерпимости сделало значительный шаг вперед в соответствии с указом Николая II от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», к которому мы еще вернемся.
Оценивая ситуацию в России в этот период, проф. С. В. Познышев пишет: «Россия в настоящее время переживает великий момент нарождения гражданской свободы. В развитии русской государственной жизни наступает эпоха, которую передовые западные государства пережили еще в конце XVIII в. Эпоха, когда личность сбрасывает с себя полицейско-бюрократическую опеку государства и завоевывает неотъемлемые права свои. Вместе со ”старым порядком“ должна отойти в область истории и сохранившаяся в остатках полицейская опека над религиозной жизнью граждан; вместе с другими ”свободами“ в государственную жизнь неизбежно проникнет и свобода религиозная» (256, с. 292).
Переступив через порог XX столетия, Русь приступила к серьезным реформам государственных порядков. В плане начертанных реформ одно из видных мест занял вопрос о перемене внутренней религиозной политики. Уже в Манифесте 26 февраля 1903 г. было признано за благо «укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости, начертанных в Основных Законах Империи Российской, которые, благоговейно почитая Православную Церковь первенствующею и господствующею, предоставляют всем русским подданным инославных и иноверных исповеданий свободное отправление их веры и богослужения по обрядам оной». Здесь речь идет не о перемене принципа внутренней религиозной политики, а о более точном и последовательном применении начал веротерпимости, начертанных в Основных Законах. Правильность такого толкования Манифеста подтвердилась в Высочайшем Указе Правительства Сенату 12 октября 1904 г. о предначертаниях к усовершенствованию Государственного порядка, где в п. 6 сказано: «Для закрепления, выраженного нами в Манифесте 26 февраля 1903 года, неуклонного душевного желания охранять освященную Основными Законами Империи терпимость в делах веры, повелеваем подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и, независимо от сего, принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не указанного, стеснения» (24, с. 16).
Во исполнение этого указа 11 февраля 1905 г. было принято Положение Комитета Министров об отмене всех, стесняющих свободу исповедания веры и не основанных прямо на законе, административных распоряжений, от каких бы начальств они не исходили, и о помиловании тех лиц, которые по особым Высочайшим повелениям были подвергнуты без суда высылке из мест постоянного жительства или лишению свободы за религиозные преступления и вытекающие из них поступки (Собр. Узак. № 49, 22 марта 1905 г., ст. 389). Затем начался пересмотр действующих узаконений, касающихся лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и последователей раскольничьих толков и сект (24, с. 17).
По окончании этого процесса, 17 апреля 1905 г. вступил в действие указ об укреплении веротерпимости, который положил начало законодательному движению о свободе совести, вместе с тем и переменам в русском праве. Но при этом основные положения действующего права перемене не подлежали. Непоколебимым оставалось установленное Основными Законами государства положение, признающее первенствующею и господствующею в Российской Империи веру христианскую православную восточного исповедания.
По заявлению Председателя Совета Министров, начало религиозной свободы в России положено тремя актами Монаршего волеизлияния: указом 12 декабря 1904 г., указом 17 апреля 1905 г. и указом 17 октября 1905 г. (24, с. 164).
Первые два акта мы уже рассмотрели, обратимся к третьему.
Итак, 17 октября 1905 г. был объявлен Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка, которым были дарованы населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. После этого Манифеста свобода совести встала в вероисповедной политике российского государства в один ряд с прежним началом веротерпимости. Под влиянием Манифеста в Основных законах, пересмотренных и изданных в 1906 г., появилась ст. 81: Российские подданные пользуются свободой веры. Условия пользования этой свободой определяются законами. С этого момента было основание официально ссылаться на свободу совести как на новое начало вероисповедной политики, не опасаясь упрека в подмене одного начала другим (24, с. 51).
Дальнейшая законодательная деятельность по вопросу свободы совести нашла свое продолжение в составлении семи законопроектов касательно «осуществления свободы совести», которые обсуждались в Государственной Думе до конца 1912 г. Однако они не получили силы закона.
Февральская революция 1917 г. упразднила самодержавие, лишив православную церковь ее многовековой опоры. В программном документе Временного правительства «Обращение к гражданам», опубликованном в марте 1917 г., содержалось указание на отмену «сословных, вероисповедных и национальных ограничений». В июле 1917 г. появилось постановление Временного правительства «О свободе совести», в котором закреплялся принцип союза церкви и государства. Под свободой совести понималась веротерпимость. Положение православной церкви оставалось господствующим на том основании, что православная религия является религией значительного большинства населения России. Внеисповедное состояние по-прежнему не признавалось. После Октябрьской революции кардинально изменились государственно-церковные отношения и отношение к иноверцам.
1.6. Свобода совести в СССР
Октябрьская революция 1917 г. открыла новый, советский этап в правовом развитии свободы совести. Уже в ноябре 1917 г. новорожденное советское государство посчитало нужным обратиться к мусульманскому населению России с заверениями в гарантии неприкосновенности их верований и обычаев, национальных и культурных учреждений (110, с. 32).
Первым самостоятельным и специальным законодательным актом, касающимся всех сторон секуляризации, явился Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Этот Декрет был опубликован впервые в газете «Известия» 21 января 1918 г., причем под названием «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (280, с. 74). В Декрете устанавливалось следующее:
1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.
7. Религиозная клятва или присяга отменяется.
В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.
8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.
9. Школа отделяется от церкви.
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана"
Книги похожие на "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Азер Мамедзаде - Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана"
Отзывы читателей о книге "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана", комментарии и мнения людей о произведении.