Анатолий Горелов - Концепции современного естествознания. Конспект лекций
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Концепции современного естествознания. Конспект лекций"
Описание и краткое содержание "Концепции современного естествознания. Конспект лекций" читать бесплатно онлайн.
Цель данного учебного пособия – помочь студенту овладеть новым предметом, введенным в систему преподавания в высшей школе. Рассматривается специфика естественнонаучного познания, его роль в развитии культуры. Рассказывается об основных идеях современной науки и главных теориях ХХ века.
Компактная подача и доступное изложение материала делают эту книгу незаменимой для студентов гуманитарных вузов и факультетов, позволяя им сэкономить время и максимально быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному предмету.
Для студентов высших учебных заведений гуманитарного профиля и всех интересующихся концепциями современного естествознания.
А.А. Горелов
Концепции современного естествознания
Конспект лекций
Рецензенты:
А.М. Гиляров, проф. биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д-р биол. наук,
В.Н. Жуков, проф. кафедры философии ФГБОУ ВПО ГУУ, д-р филос. наук
Предисловие
«Концепции современного естествознания» – обязательный предмет в системе высшего образования. Для чего нужно изучать современное естествознание? Во-первых, для того чтобы стать культурным человеком, надо знать, что такое теория относительности, генетика, синергетика, социобиология, экология, этология и другие науки. Во-вторых, это важно и потому, что многое в нашей жизни строится в соответствии с научной методологией. Разумеется, человечеству далеко до научной организации труда, но тем не менее научные принципы лежат в основе многих видов деятельности, и их надо знать, чтобы использовать. В-третьих, знания, необходимые любому специалисту, так или иначе связаны и в какой-то степени основаны на научных данных. Этих причин достаточно для обоснования важности данного курса.
Основная задача курса – формирование у студентов целостного систематизированного представления о концепциях современного естествознания как одном из наиболее важных разделов науки XX в.
Изучение представленного здесь курса дает возможность понять, что такое современное естествознание; овладеть научным методом, стать всесторонне образованным культурным человеком, разбирающимся в сущности глобальных, в том числе экологических, проблем, стоящих сегодня перед обществом.
Учитывая, что данный курс предлагается студентам гуманитарных специальностей, обычно мало знакомым с естествознанием и испытывающим известные трудности при подготовке к экзамену и зачету, мы старались обратить особое внимание на наиболее сложные моменты и в то же время сделать изложение простым и доступным.
Теперь разберемся в словах, которые составляют название предмета. В результате научных исследований создаются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия можно объединить одним словом «концепции».
Естествознанием называется раздел науки, который изучает мир как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека (в отличие от гуманитарных наук, которые изучают духовные продукты человеческой деятельности, и технических наук, изучающих материальную культуру)
К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в ХХ в. Наука бурно прогрессирует, и научные открытия совершаются буквально на наших глазах. Пока пишутся и читаются эти строки, кто-то, как некогда Архимед, уже восклицает «Эврика!» В XXI столетии уже расшифрован геном человека и решается проблема создания искусственной жизни.
Считать современными можно не только последние научные данные, но и все те, на которых основывается современная наука, поскольку она состоит не из отдельных мало связанных между собой теорий, а выступает как единое целое, включающее знания, ставшие достоянием человека в разное время его истории.
Для того чтобы значение и строение современных концепций естествознания было понято, необходимо прежде выяснить, что такое наука в целом, какова ее история, структура, динамика. Об этом идет речь в первых лекциях пособия. Затем перейдем к отдельным естественным наукам – астрономии, физики, биологии и т. д. Данная книга соответствует программе курса «Концепции современного естествознания», но для глубокого изучения предмета необходимо прочитать книги, список которых приведен в конце пособия.
Лекция 1. Научно-техническая революция и современное естествознание
Научно-техническая революция
Современный этап научно-технического прогресса – эпоха научно-технической революции (НТР) – это коренное (именно «коренное», почему и употребляется слово «революция») преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества. Наука превращается в непосредственную производительную силу тесно переплетается с техникой и производством (поэтому и называется не отдельно научная, техническая или промышленная, а научно-техническая революция), и это изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, оказывает воздействие на все стороны жизни.
В подготовке НТР, которая стала закономерным следствием научно-технического прогресса последних веков, огромное значение имело открытие сложной структуры атома и явления радиоактивности, создание теории относительности, квантовой механики, генетики, кибернетики, широкое применение электричества, расщепление атомного ядра, развитие средств массовой информации (СМИ) и коммуникации, создание реактивной техники, механизация и автоматизация производства. Многое из того, что сегодня стало для нас обычным – автомобиль, самолет, радио, телевидение, – всё это продукты научно-технического прогресса, подготовившего в первой половине XX в. современную научно-техническую революцию.
Но собственно об НТР заговорили в середине XX в. в связи с созданием атомной бомбы. Использование атомной энергии произвело огромный психологический эффект: люди убедились в колоссальных возможностях науки – не только созидательных, но и разрушительных. Когда создали атомную бомбу, стало ясно, что современная наука способна уничтожить нашу планету. Поистине на Земле совершилась революция! В результате государства и частные инвесторы начали ассигновать на науку огромные средства, а вследствие этого стремительно росло число научно-исследовательских институтов и научная деятельность превратилась в массовую профессию.
Выход человека в космос стал следующей важной вехой научно-технической революции, знаменуя собой становление космической цивилизации.
Символом НТР признаны электронно-вычислительные машины, в том числе персональные компьютеры, – принципиально новый вид техники, которому человек постепенно передает логические функции и в перспективе предполагает перейти к комплексной автоматизации производства и управления. Можно также отметить, например, широкое применение в эпоху НТР искусственных, прежде всего химических материалов, с заранее заданными свойствами, развитие электронного приборостроения, биотехнологии, так называемую зеленую революцию в сельском хозяйстве – повышение урожайности многих видов растений вследствие применения минеральных удобрений и пестицидов.
Главные направления НТР – комплексная автоматизация производства, его контроля и управления, открытие и использование новых видов энергии, создание и применение новых материалов. Однако сущность НТР не сводится ни к ее отдельным характерным чертам, ни тем более даже к самым крупным научным открытиям и направлениям научного и технического прогресса.
НТР означает перестройку всего технологического базиса и способа производства – начиная с использования материалов и энергетических процессов и кончая системой машин и формами организации и управления, отношением человека к процессу производства.
НТР создает предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества, комплекса технических средств и опыта преобразования природы, процесса создания материальных благ и способов рациональной взаимосвязи практических действий в процессе производства (табл. 1).
Достижения НТР впечатляют. Она вывела человека в космос, дала ему новый вид энергии – атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации (например, компьютер, Интернет, мобильный телефон). Благодаря достижениям НТР в промышленно развитых странах происходит переход от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу.
Таблица 1. Связь технических достижений с естественными науками
Значение науки в эпоху НТР
Научно-техническая революция характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему (этим определяется сочетание «научно-техническая» – через дефис), в результате чего наука стала непосредственной производительной силой, а во-вторых, небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы. Сам термин «научно-техническая революция» возник в середине XX в., когда человек создал атомную бомбу. Внимание властей к фундаментальным исследованиям резко возросло после того, как А. Эйнштейн сообщил в 1939 г. президенту США Ф. Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения. И стало понятно: именно такие исследования идут в авангарде науки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Концепции современного естествознания. Конспект лекций"
Книги похожие на "Концепции современного естествознания. Конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Горелов - Концепции современного естествознания. Конспект лекций"
Отзывы читателей о книге "Концепции современного естествознания. Конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.