» » » » Елена Николаева - Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник


Авторские права

Елена Николаева - Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник

Здесь можно купить и скачать "Елена Николаева - Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Николаева - Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник
Рейтинг:
Название:
Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9292-0179-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник"

Описание и краткое содержание "Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник" читать бесплатно онлайн.



Содержит основные разделы психофизиологии. Раскрыты биологические основы психики, методы получения психофизиологической информации, психофизиологические механизмы адаптивного поведения. Освещены психофизиология восприятия, движения, бодрствования, сна, внимания, неосознаваемых и осознанных процессов, эмоций, памяти и научения. Представлены психофизиологические подходы к анализу мышления, интеллекта и креативности. В отличие от имеющихся аналогов учебник дополнен темами, характеризующими психофизиологию пола, старения, адаптивного поведения, а также паранатальную психофизиологию. Книга богато иллюстрирована, имеет справочный аппарат, включающий библиографию, предметный и именной указатели.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и биологическим специальностям. Может использоваться в учебном процессе по педагогическим и медицинским направлениям и специальностям. Представляет интерес не только для ученых и специалистов, но и для широкого круга читателей.

3-е издание, переработанное и дополненное.






Предпочтения в сенсорной сфере практически не заметны, если нет явных повреждений глаз или ушей. Тем не менее, исследования бесстрастно свидетельствуют, что у большинства людей бинокулярный акт зрения происходит при явном преимуществе одного глаза. Ведущий глаз определяет ось зрения, он первым устанавливается к предмету, в нем раньше заканчивается процесс аккомодации, изображение его преобладает над изображением подчиненного глаза (Сергиевский, 1951). При обследовании более 600 человек преобладание правого глаза обнаружено у 62,6 % из них, левого – у 30 %, симметрия зрения отмечена в 7,4 % случаев.

Показано функциональное неравенство слуха, осязания, обоняния, вкуса). И здесь при наличии асимметрии по ряду проб, четко выявляется специализация стороны, как это уже отмечалось при анализе асимметрии рук и ног. Например, показано, что левое ухо более чувствительно у большинства людей к громкости звука, тогда как правое – к различению высоты (Неймарк, 1954).

Доказано, что латеральные показатели можно усилить или уменьшить, но нельзя изменить. Имеено поэтому переучивание детей в школе, при котором леворукого ребенка заставляют писать исключительно правой рукой, крайне негативно сказывается на развитии ребенка.


Рис. 4.16. Рубенс. Фрагмент картины «Самсон и Далила»


Исследования 70–80 годов 20 столетия показали неэффективность использования показателя «рукость» для прогноза психологических или физиологических особенностей индивидуума (Bryden, 1982; Annett, Manning, 1990; Hellige, 2001). Однако совокупный показатель, отражающий оценку комплекса латеральных признаков в сенсорной и моторной сферах, – профиль функциональной сенсо-моторной асимметрии – значимо коррелирует с некоторыми характеристиками. Например, люди с правым профилем (у которых ведущие рука, нога, глаз и ухо – правые) имеют повышенную вероятность возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, а люди с левым профилем (все ведущие показатели – левые) чаще страдают от невротических расстройств (Леутин, Николаева, 1988;2005). В то же время и профиль, отражая адаптивные возможности организма, не дает простых корреляций с личностными особенностями человека, которые в значительной мере предопределяются средовыми параметрами.

До сих пор открытым остается вопрос о соотношениях показателей моторной и сенсорной асимметрии. Есть много авторов, склоняющихся к тому, что рукость, ногость, глазость, ухость – независимые показатели (Мосидзе и др., 1977; Леутин, Николаева, 1988). Но и каждый из этих показателей – это непростое свойство, обнаруживающееся в разных видах двигательной активности неодинаково (Treffner, Turvey, 1996). Более того, они могут отражать активацию соответствующих структур левого или правого полушария, но не ведущую роль этого полушария в когнитивных процессах в целом (то есть полушарность).

В Европейской части России преимущественно встречаются люди с правым или смешанным профилями (то есть у них есть и левые и правые признаки). Леворуких по разным оценкам может быть около 7 %. В то же время в северных регионах и в горах число людей с левым признаками резко увеличивается, достигая 80 %. Среди водителей-профессионалов чаще преимущество получают люди с правыми признаками, среди научных работников резко возрастает число людей с левыми признаками. Данные свидетельствуют о том, что левый и правый профили распределяются в зависимости от природных и социальных факторов, среды вида профессиональной деятельности, пола и возраста испытуемых (Рис. 4.16). Люди с левым профилем не противоположны людям с правым профилем с точки зрения особенностей психических процессов. Центр речи у всех людей при отсутствии патологии, по-видимому, располагается в левом полушарии, причем моторные и сенсорные признаки не сцеплены с этим параметром, не зависимы от него. Выявлено, что в целом мозг леворуких более симметричен, чем мозг праворуких (Galaburda e.a., 1978, Bryden, 1982), то есть полушария либо недостаточно асимметричны, либо симметричны по функциям и по типам взаимоотношения со срединными структурами мозга (Брагина, Доброхотова, 1988).

Возрастные особенности становления рукости

Впервые проблему формирования латерализация функций в мозге поднял Э Леннеберг, предположивший, что функциональная асимметрия мозга развивается постепенно и завершается в период полового созревания (Lenneberg, 1967). Основываясь на данных о последствия одностороннего повреждения мозга у детей от 2 до 10 лет, он пришел к выводу, что мозговая латерализация возникает в период овладения языком и не завершается до половой зрелости.

Позднее исследования показали, что морфологическая асимметрия выявлена в области центра речи на 29–31 неделе развития плода (Toga, Thompson, 2003). Ребенок предпочитает в утробе матери поворачиваться вправо, сосет палец ведущей руки, чаще прикасается к ней щекой, а сразу после рождения рефлекторная деятельность (рефлекс хождения, поза фехтовальщика и др.) асимметрична и более выражена на ведущей стороне (Hepper, 1991; Vries, 2001).

К моменту рождения правое полушарие больше у человека, крыс, мышей, кроликов, кошек (Stewart, Kolb, 1988). Именно большей зрелостью правого полушария при рождении объясняется то, что ранние правополушарные повреждения наносят больший ущерб интеллекту и вербальным функциям человека по сравнению с ранними левополушарными повреждениями (Nuss e.a., 1989).

Плод часто меняет свое положение в матке вплоть до последних дней вынашивания, и нервная система получает несимметричную стимуляцию от механорецепторов внутреннего уха и поверхности тела, пока голова плода не зафиксируется в родовом канале (Previc, 1991). Большинство детей рождается в левом переднезатылочном прилежании (Previc, 1991). Мы не знаем, какие факторы играют ведущую роль в возникновении асимметрии мозга, но очевидно, что и морфологическая и физиологическая асимметрия формируются еще до рождения.

Предпочтение руки четко выявляется в 3 года, а степень асимметрии прогрессивно увеличивается от 3 до 7 лет. В дальнейшем нарастание асимметрии незначительно. Скорость увеличения асимметрии прогрессивно выше в интервале 3–7 лет у левшей по сравнению с правшами. Факторный анализ выявил, что предпочтение руки у детей – сложное явление, которое можно описать тремя факторами: генетически предопределенными механизмами, влиянием социума и эффективностью взаимодействия двумя руками (Николаева, Борисенкова, 2008).

Высказывается гипотеза об опережающем развитии правого полушария в онтогенезе (Schonen de, Mathivet, 1989; Cohen е.а., 2000). Объяснить это можно следующим рассуждением. Правое полушарие специализируется на глобальных характеристиках, а левое – локальных. Развитие локальных процессов начинается позже, чем глобальных. На первых этапах онтогенеза происходит непрерывное накопление образной информации о мире для дальнейшей детализации ее в образы и схемы (Сергиенко, Дозорцева, 2004). Поэтому правое полушарие интенсивно развивается в первый год постнатальной жизни, но потом фактически подавляется левым.

У детей дошкольного возраста наблюдалось преобладание активности правого полушария не только в образной, но и в словесной деятельности (Айрапетянц, 1982; Фарбер, 1986). Примерно до 4-лет правое и левое полушария одинаково владеют речью. С возрастом усиливается частота левостороннего доминирования ЭЭГ активности.

Согласно представлениям А. В. Семенович с соавторами (1998), организация межполушарного становления в онтогенезе происходит параллельно созреванию комиссур. Первый этап (внутриутробный период и первые 2–3 года) связан с формированием транскортикальных связей стволового уровня, когда взаимодействие осуществляется внутри гипоталамо-диэнцефальной области и базальных ядер. Здесь в рамках функциональных блоков мозга (Лурия, 1973) закладывается базис для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных, и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе соматического, аффективного и когнитивного статуса ребенка. С формированием именно этих областей связан механизм импринтинга.

Заключительным аккордом функциональной активности межполушарных связей субкортикального уровня является избирательная латерализованная стволовая активация (Kinsburne, 1974), возникающая в период адаптации к речи (2–3- года). Она является залогом и базой для закрепления устойчивых предпосылок функциональной латерализации мозговых полушарий и формирования полушарного контроля на следующих этапах. Недаром именно в этом возрасте часто наблюдается частичный и временный регресс речи у многих леворуких детей и истинный регресс при аутизме.

Позднее, в возрасте от 3 до 7 лет активно созревает гиппокампальная комиссура, которая лежит в основе обеспечения полисенсорной межмодальной интеграции и памяти.

В онтогенезе, как показывают клинические исследования, межгиппокампальным структурам принадлежит роль инициатора и стабилизатора взаимоотношений между правым и левым полушариями. Этим они принципиально отличаются от комиссур подкоркового уровня, основной прерогативой которых является инициация динамики и вектора (вертикального и горизонтального) межполушарного взаимодействия. Важнейшая функция межгиппокампальных связей – межполушарная организация и стабилизация мнестических процессов, на которых в этом возрастном периоде лежит основная ответственность за онтогенез в целом. При нарушении этих связей возникает амнестический синдром. Параллельно происходит формирование доминантности полушарий по речи и руке. Рост числа леворуких детей в настоящее время кроме других причин связан, в первую очередь, с ростом числе детей (около 70 %), у которых наблюдается органический или функциональный дизонтогенез этих комиссуральных систем – дисгенетический синдром (Семенович, 2003).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник"

Книги похожие на "Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Николаева

Елена Николаева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Николаева - Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.