Александр Чумаков - Философия

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия"
Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.
Учебник охватывает широкий круг наиболее важных философских тем, предусмотренных государственными образовательными программами. Его основная цель – познакомить изучающих философию и широкий круг читателей с современной философской проблематикой, показать различные подходы к решению тех или иных вопросов этой дисциплины. Книга поможет на основе знания историко-философского материала выработать собственную философскую позицию, умение самостоятельно судить и разбираться в сложных жизненно важных вопросах.
Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, учителей и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии.
Сегодня уже не только отдельные народы, но и мировое сообщество в целом как никогда нуждается в философии и в философском осмыслении себя, своего места и предназначения в жизни. Подтверждением тому является и последний, XX Всемирный философский конгресс (1998, Бостон, США), который проходил под общей темой «Пайдейя. Философия в воспитании человечества». Термином «пайдейя» (от греч. pais – ребенок) древние греки обозначали всестороннее образование и воспитание, т. е. гармоничное телесное и духовное формирование человека (как детей, так и взрослых), реализующее все его способности и возможности.
Тогда пайдейя считалась отличительным признаком аристократии; теперь, выдвигая на первый план проблемы образования и воспитания, философы вновь вспомнили это понятие, пытаясь определить роль философии в решении насущных проблем. Так, французский философ Пьер Обенк, сделавший на конгрессе один из основных докладов, задался вопросом: «Насколько возможно перейти от варварской природы человека к цивилизованной?». Единая природа человека двусмысленна, полагает он, и только образование (пайдейя) делает человека таковым в полном смысле этого слова, т. е., как говорит Платон, пайдейя открывает ему глаза.
Но образование заключается не в том, чтобы дать глазу зрение, а призвано дать ему правильный взгляд. Ссылаясь на авторитет Платона, Демокрита и других известных мыслителей, П. Обенк полагает, что посредством образования можно создать другую природу человека, если направить образование против насилия и культивировать в человеке разум. Понятие «пайдейя» акцентирует внимание на процессе образования, в результате чего ребенок становится взрослым. Механизм же такого процесса можно лучше понять, если обратиться к авторитетам античной философии, утверждавшим, что «божественную природу человека необходимо выращивать так же, как хороший виноград».
Древние греки проводили различие таких понятий, как «техне» и «пайдейя»; если первый термин означает знание, т. е. то, чему можно учить, то второй – источник правильного суждения, а не источник передачи знания. При этом пайдейя, как считал Аристотель, должна склонить человека к саморазвитию. Исходя из этого, Протагор, Сократ, Платон в преподавании философии акцентировали внимание на том, чтобы обучать не искусству убеждения, а искусству правильного суждения.
Продолжая работу над решением таких проблем, современные философы вновь и вновь задаются, казалось бы, давно решенными вопросами: что есть философия? Кому и зачем она нужна? Каково ее предназначение? Как, с какого возраста и с какой целью ее преподавать? Всемирный конгресс, где об этом говорилось много и основательно, подтвердил, что в мире, как и прежде, нет единого взгляда на предмет, а также на то, может ли философия целенаправленно воздействовать на общественное развитие, а если может, то каким образом. Причины такого разномнения мы уже обсуждали, но главные из них, подчеркнем это еще раз, обусловлены спецификой самой философии, которая только и может быть лишь там, где есть плюрализм взглядов, инакомыслие. Но как тогда преподавать философию, если плюрализм в философии – это норма, а в каждой отдельной голове нужно приходить к монизму, т. е. к упорядоченной, целостной и хотя бы относительно непротиворечивой системе взглядов?
Именно этим в первую очередь и озабочены многие философы во всем мире, что, в частности, показал и упомянутый конгресс. Так, ссылаясь на опыт Сократа, Сенеки, других мыслителей прошлого, американский философ М. Нуссбаум отстаивала, казалось бы, бесспорную и вполне очевидную мысль, которая, однако, и теперь далеко не всегда учитывается в учебном процессе. Суть ее такова: «философия должна не учить запоминанию фактов, а развивать способности рассуждать и ставить вопросы. Смысл же философских занятий состоит в том, чтобы человек научился думать сам и следовал своему разуму, а не обращался бы по каждому вопросу к авторитетам. Отсюда задача философии – учить общению, диалогу, чтобы человек стремился не к самоутверждению, а к поиску истины. Это в свою очередь предполагает, что все люди заслуживают быть выслушанными». (Вопросы философии. 1999. № 5. С. 43).
Правильные и точные слова, еще раз подтверждающие ту мысль, что философию нельзя выучить как науку, усвоив ее как некую сумму знаний, готовых правил и формул. Избрать в обучении человека путь пайдейи – значит научить его «куда и как смотреть», а не тому, «что надо увидеть». Очевидно, что без творческого подхода, без самововлеченности и преподавателя, и самих обучающихся такая задача не решается, а философия как таковая пропадает, «испаряется», и тогда остается «предмет», который одни излагают, а другим его надо «пройти», выучить, да и просто сдать, наконец. Иными словами, в основу преподавания философии, равно как и в основу овладения ею, в обязательном порядке должно быть положено творчество, а оно, как известно, не тиражируемо и не может быть навязано извне.
Литература
Гильдебранд Д. Что такое философия? СПб., 1997.
Вольф Р. П. О философии. М. 1996.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.
Тейчман Д., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих. Философия. М. 1998.
Философия. // Новая философская энциклопедия. В 4 томах. М., 2000.
Философия // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Философия в вопросах и ответах. М., 1999.
XX Всемирный философский конгресс. // Вопросы философии. 1999. № 5.
Философия преподавания философии. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Калуга, 2000.
Контрольные вопросы
Какие проблемы называются философскими?
Каковы характерные черты мифологического мировоззрения?
Основные функции религии?
В чем принципиальное отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного?
Что изучает философия?
Какую цель преследует изучение истории философии?
Что такое метафизика?
Как формулировался «основной вопрос философии» в истории философии?
Как соотносятся философия и наука?
Какие задачи решает философия в современном мире?
Темы докладов и рефератов
Мировоззрение и его исторические формы.
Истоки и исторические формы религиозных верований.
Предмет философии.
Структура философского знания.
О пользе сомнения в философии.
Основные функции философии.
Единство и различие философии и науки.
Роль философии в решении актуальных проблем человечества.
Глава 2. Онтология (Учение о бытии)
Вопросы, которые будут рассмотрены в этой главе, в значительной степени составляют предмет естествознания и прежде всего физики, астрономии, биологии. Именно к этим областям науки мы обращаемся, желая получить современные представления о строении мира, материи, о пространстве, времени, движении, жизни, сознании и т. п. Но значит ли это, что философия, обратившаяся к проблемам бытия еще на заре своего существования, должна исключить их теперь из своего рассмотрения? Нет. И вот почему. Сегодня ученые – представители специальных областей знания, несомненно, значительно продвинулись в понимании того, что являет собой мир неживой, живой и мир социальный. Они имеют о нем более полные и глубокие представления, чем их коллеги, жившие, казалось бы, совсем недавно – в начале нашего столетия. Однако как и в прошлые времена, начиная с первых философов, задумавшихся над сущностью мироздания, так и теперь нет точных и однозначных ответов на многие принципиальные вопросы. К примеру, ни один физик в мире и сегодня не даст точного (тем более экспериментально подтверждаемого) определения понятий не только пространства или времени, но и, как считается, более простого явления – гравитации.
И как же тогда быть, если эти и подобные им вопросы, как и имеющиеся у человечества ответы на них, являются составной частью любого мировоззрения, а потому не могут оставаться без рассмотрения в образовательном процессе, важнейшей задачей которого является формирование целостного, научно ориентированного мировоззрения? Что делать, если наука в поисках истины чаще всего идет методом проб и ошибок, а мы в реальной жизни не всегда можем ждать, пока она даст исчерпывающие ответы на сложнейшие мировоззренческие вопросы? Более того, зачастую мы даже не знаем, в состоянии ли она это сделать в принципе. Отсюда всегда была и теперь остается настоятельная потребность в философском осмыслении тех проблем, которые не получили строго доказанного, научного решения, но играют важную роль во взглядах человека на мир. Многие из этих проблем, в том числе и упомянутые выше, справедливо именуются «вечными», так как снова и снова привлекают к себе внимание и науки, и философии, у которых предмет может и совпадать, но методы и средства познания различны. При этом заметим: то, что не позволительно физике и другим конкретным наукам, позволительно философии. В отличие от естествознания, ориентированного на строгие доказательства и выработку на этой основе единства взглядов, философия не стремится к единомыслию и по поводу одних и тех же проблем дает подчас противоречивые, взаимоисключающие ответы. Тем самым она расширяет кругозор, меняет привычное ви́дение старых проблем, побуждая к творческому поиску новых решений, которые реализуются уже методами точных наук.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия"
Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Чумаков - Философия"
Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.