» » » » Мария Каулен - Музеефикация историко-культурного наследия России


Авторские права

Мария Каулен - Музеефикация историко-культурного наследия России

Здесь можно купить и скачать "Мария Каулен - Музеефикация историко-культурного наследия России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Этерна»2c00a7dd-a678-11e1-aac2-5924aae99221, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Каулен - Музеефикация историко-культурного наследия России
Рейтинг:
Название:
Музеефикация историко-культурного наследия России
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-480-00285-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Музеефикация историко-культурного наследия России"

Описание и краткое содержание "Музеефикация историко-культурного наследия России" читать бесплатно онлайн.



Музеефикация, то есть превращение в музеи памятников, ансамблей, фрагментов среды со всеми входящими в нее движимыми и недвижимыми объектами, животным и растительным миром, существующими на этой территории традициями и населяющими ее людьми, – одна из самых интересных, значимых и, одновременно, мало исследованных тенденций развития мирового музейного дела. В монографии музеефикация представлена в исторической динамике и многообразии проявлений и форм как одно из основных направлений музейной деятельности и важнейший фактор формирования и развития музейного мира России. В этом контексте проанализированы вопросы происхождения музеев, их типологии, основных тенденций и прогнозов развития музейного мира.






В 1891 г. А. Хазелиус приобрел холм Скансен в Стокгольме, куда на свои деньги свез дома и целые фермерские хозяйства из различных регионов Швеции. Попытка восстановить естественную растительность, показать образ жизни людей в традиционной среде вытекала из идеи взаимодействия культуры и природы и отразилась в девизе – «Познай себя». Была представлена даже стоянка саамов с обитателями, оленями и собаками, зверинец с традиционными для охотничьих промыслов животными. За 100 лет посещаемость Скансена составила около 140 млн посетителей, а имя «скансен» стало нарицательным для архитектурно-этнографических музеев на базе свезенных памятников. По сей день дискутируется проблема этичности включения живых людей в экспозиции музеев под открытым небом. Многие специалисты выступают против идеи «демонстрации привычек, обычаев и поведения, характерных для частной жизни узкого семейного круга» по причине боязни «сочувственно-снисходительного» отношения, праздного любопытства. Преобладает другая форма: песни, танцы, мероприятия на территории заповедника.

В России первый «скансен» появился в конце 1920-х гг в музее «Коломенское», наибольшее количество музеев этого типа было создано в 1960-е – 1980-е гг


За рубежом методы и формы сохранения и актуализации недвижимого и нематериального наследия, выработанные исторически, несколько отличаются от российских. В зарубежной музеологии для обозначения музея, близкого по целям и методам их реализации нашим музеям-заповедникам, используется термин «сайт-музеи». В 1982 г. Комитетом по музеологии ИКОМ им было дано следующее определение: «Сайт-музей – это музей, разработанный и учрежденный с целью защиты природного или культурного достояния, движимого и недвижимого, на его исконном месте, то есть там, где достояние было создано или обнаружено»[123]. Было выделено четыре типа таких музеев:

• Экологические сайт-музеи, существующие в природной среде. К ним относятся, в частности, национальные парки.

• Этнографические сайт-музеи, расположенные на месте обитания человеческого сообщества и иллюстрирующие их обычаи, образ жизни, традиции.

• Исторические сайт-музеи, расположенные в месте, где в прошлом произошло значимое для общества событие.

• Археологические сайт-музеи, устроенные на местах раскопок[124].

Крупнейший английский музеолог К. Хадсон описывает сходные с нашими музеями-заповедниками характерные особенности и тенденции развития сайт-музеев. Он отмечает их неуклонно возрастающий удельный вес среди музеев разных стран (в Великобритании на начало XXI в. он составлял примерно 20 %), их растущую популярность и их обладание «особой жизнью и особой подлинностью»[125].

Кроме сайт-музеев, важное место в актуализации наследия за рубежом занимают тематические парки. Значительную роль в процессе создания тематических парков играет метод моделирования. Для тематического парка характерно преобладание не подлинных музеефицированных объектов, но реконструкций и моделей, а также сильно развитой сферы обслуживания посетителей и предоставления им всевозможных услуг Так, в начале нового тысячелетия в Буэнос-Айресе создан единственный в мире религиозный парк. В нем смоделирован фрагмент древнего Иерусалима, посетителям предлагается совершить экскурсию по «местам евангельских событий последних дней жизни Иисуса Христа». В то же время территория насыщена местами отдыха, пунктами питания и т. п.

Для поддержания и развития определенных форм нематериального наследия также развиваются формы, сходные с российскими учреждениями музейного типа, например экономузеи, сочетающие основные функции мастерской традиционных ремесел и музея.

Экомузеология – сравнительно новая отрасль музееведения, в последние полвека получившая развитие во многих странах. Ее определяющие особенности – тесная связь с социокультурными процессами в регионе, установка музеев на решение социальных и природоохранительных задач. Экомузей способен возродить механизм самовоспроизводства жизненных ценностей и культурных традиций для конкретного места. Именно в экомузее возможно достижение определенного равновесия между «музейностью» и «жизненностью». Воспроизведение традиции в этом случае является потребностью и решением самого общества, что может обеспечить возрождение характерных для традиционной культуры форм наследования. Наконец, экомузей способен воссоздать синтетичность и целостность традиции, включая освоение окружающего пространства, формы хозяйственной деятельности, воспитание детей, семейные отношения и т. п. Формы экологичного исторического природопользования могут представлять собой часть историко-культурного наследия и являться объектом музеефикации. Признаком «естественности» существования традиционной культуры в экомузее должно стать постепенное накапливание изменений, говорящее о действительной актуализациии, включении в современную культуру. Сегодня на наших глазах происходит эволюционирование некоторых традиционных музеев-заповедников в направлении экомузея, создаются многочисленные переходные, промежуточные формы.

При создании экомузея применяют многообразные методы и подходы, исходя из специфики музеефицируемых объектов. Необходимым этапом создания экомузея является исследование потенциала хозяйственного развития территории, выявление видов деятельности, способных оказывать позитивное и лишенное вредных побочных эффектов воздействие на состояние природы и человека и пригодных для данной местности, средства достижения этого и экономический эффект. Разрабатываются научно-практические рекомендации, организуется работа с жителями, проводятся социологические исследования, создаются образовательные программы.

Экомузей способен возродить механизм самовоспроизводства жизненных ценностей и культурных традиций для конкретного места. Он способен инициировать изменения в социально-экономической сфере (рабочие места, инфраструктура, туризм, создание социально-экономических структур, способных к самовосстановлению и саморазвитию). Главная задача экомузея – оптимальная организация окружающей среды, выполняя которую экомузей приобретает статус регулятивной системы, направленной на охрану памятников истории, культуры, природы и определяющей режим использования территории.


Формы и методы актуализации объектов наследия

Переход от декларировавшегося ранее использования наследия к его освоению – магистральная тенденция современного социокультурного развития. В отличие от использования, уже самим названием предполагающего некую материальную, утилитарную выгоду, обязательным и неотъемлемым компонентом освоения является освоение духовное, а социальный эффект, при этом часто эффект отсроченный, ожидаемый для будущих поколений, как цель превалирует над эффектом сиюминутным, будь то эффект экономический, идеологический, даже научный. Характерным примером такой новой расстановки аксиологических акцентов является отношение к археологическому наследию, когда стремление непременно раскопать археологический памятник для получения важных для сегодняшней науки знаний постепенно уступает место задачам сохранения объекта в его целостности как неотъемлемой части природной и социокультурной среды, что требует применения щадящих методов исследования, решения задач музеефикации, законодательных мер и т. п. Именно задачи сохранения и освоения доставшихся нам от предшествующих поколений культурных ценностей должны сегодня являться основой государственной культурной политики в области наследия.

Актуализация той или иной части наследия предполагает выведение его объектов из пассивного состояния и включения в живую актуальную культуру.

Для современного мира характерно разнообразие форм включения наследия в актуальную культуру. Обозначим основные из них.

1. Использование по первоначальному назначению («генетической» функции) в изначальной или новой среде.

2. Использование с изменением функции.

3. Использование «снятых» с объектов наследия информационных полей в виде публикаций всех видов.

4. Использование наследия в качестве материала при создании новых культурных форм и объектов.

5. Музеефикация (в т. ч. частичная или «мягкая» музеефикация).


Основными методами, используемыми сегодня для сохранения и актуализации наследия музеями, то есть музеефикации, являются:

• фиксация;

• реконструкция;

• ревитализация;

• моделирование;

• конструирование.


Фиксация означает перевод объекта из среды бытования в состояние музейного объекта без существенных изменений. Для метода фиксации характерно соблюдение следующих условий:

• подлинность составляющих;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Музеефикация историко-культурного наследия России"

Книги похожие на "Музеефикация историко-культурного наследия России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Каулен

Мария Каулен - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Каулен - Музеефикация историко-культурного наследия России"

Отзывы читателей о книге "Музеефикация историко-культурного наследия России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.