» » » » Мария Каулен - Музеефикация историко-культурного наследия России


Авторские права

Мария Каулен - Музеефикация историко-культурного наследия России

Здесь можно купить и скачать "Мария Каулен - Музеефикация историко-культурного наследия России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Этерна»2c00a7dd-a678-11e1-aac2-5924aae99221, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Каулен - Музеефикация историко-культурного наследия России
Рейтинг:
Название:
Музеефикация историко-культурного наследия России
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-480-00285-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Музеефикация историко-культурного наследия России"

Описание и краткое содержание "Музеефикация историко-культурного наследия России" читать бесплатно онлайн.



Музеефикация, то есть превращение в музеи памятников, ансамблей, фрагментов среды со всеми входящими в нее движимыми и недвижимыми объектами, животным и растительным миром, существующими на этой территории традициями и населяющими ее людьми, – одна из самых интересных, значимых и, одновременно, мало исследованных тенденций развития мирового музейного дела. В монографии музеефикация представлена в исторической динамике и многообразии проявлений и форм как одно из основных направлений музейной деятельности и важнейший фактор формирования и развития музейного мира России. В этом контексте проанализированы вопросы происхождения музеев, их типологии, основных тенденций и прогнозов развития музейного мира.






Когда восстановление нематериального объекта осуществляется на основе недостаточно полных данных, вынуждающих прибегать к гипотезе, создается модель нематериального объекта. Степень достоверности модели определяется тем, насколько свидетельства полны, а участники действия близки носителям традиции. В музее создаются два типа моделей. Имитативная модель создается с целью демонстрации музейной аудитории. Более значимой представляется создаваемая в рамках исторического моделирования экспериментальная модель – нематериальный объект, смоделированный на основе научных данных с целью получения новой информации. Примером таких моделей является историческая реконструкция средневековых сражений на мечах (Военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», Тульская обл.). Военноисторическая реконструкция такого сражения, осуществляемая музеем в годовщину Куликовской битвы во время военно-исторического праздника, – имитативная модель. Однако реконструкция поединка на мечах, осуществленная с целью уточнения количества обломков вооружения, остающихся на месте битвы, помогает в проведении исследований по уточнению локализации места сражения, и должна быть отнесена к экспериментальным моделям.

При экспонировании нематериального наследия возникает живая экспозиция – музейная экспозиция, основными экспонатами которой являются воспроизводимые носителями традиции или сотрудниками музея нематериальные музейные объекты. Один из ее вариантов – интерактивная живая экспозиция, то есть живая экспозиция, в которой нематериальные музейные объекты воспроизводятся при участии музейных посетителей. На основе музеефикации нематериального наследия могут возникать живые музеи – музеи и учреждения музейного типа, занимающиеся хранением нематериального наследия в естественной для него природной и историко-культурной среде и обеспечивающие его постоянную актуализацию, воспроизведение и развитие.

Еще одна актуальная проблема теоретического осмысления нематериального наследия – классификация.

Президент ИКОМ Италии Дж Пинна в 2004 г предложил выделить три категории нематериального культурного наследия. Эта типология представляется логичной и, главное, «работающей», так как возможности музеев по сохранению и актуализации каждой из этих групп различны, каждая требует своих подходов и методов работы. Поэтому ниже предлагается классификация, основанная на этом делении.

Первую группу составляют формы культурной деятельности, имеющие выражение в физической форме: процессы и результаты этой деятельности можно видеть, осязать. Это ремесла, обряды, танцы, производственные процессы, особенности быта, традиции и др. Работа с этой группой нематериальных объектов наиболее привычна для российских музеев. Ее особенность заключается в том, что музей может привлекать в свои фонды не только «свидетельства», т. е. информацию об объекте, зафиксированную разными способами на разных носителях, но и подлинные материальные объекты, имеющие отношение к данной форме культурной деятельности, и/или ее результаты: изделия различных ремесел и производств, инструменты и материалы, связанные с производственными процессами, одежду и предметы, используемые при исполнении обрядов, и т. п. Однако не они являются самими объектами нематериального наследия. Поясним это примером. Мастерица изготавливает традиционную глиняную игрушку. «Опредмеченные» составляющие этого процесса – глина, очаг для обжига, краски и кисти, сама игрушка всегда собирались музеями и являются привычными музейными предметами. Но объект нематериального наследия – это само умение делать игрушку, мастерство и ловкость пальцев изготовительницы, хранимая ею генетическая память о том, как эту игрушку столетиями делали ее предки, знание семантических значений и символики игрушки и украшающих ее узоров, веками складывавшееся представление о красоте. Музеи, собирая материальные предметы – те же игрушки, к примеру, всегда собирали в качестве свидетельств информацию о процессе изготовления, об использовании, семантике музейного предмета. Коллекционируя нематериальное наследие, музеи делают сохраняемым объектом сам процесс изготовления. Такое хранение предполагает комплексность, и в качестве музейного объекта хранятся как овеществленные свидетельства человеческого творчества, так и его неовеществленные компоненты.

В связи с наличием опредмеченных форм объекты первой группы легче всего поддаются реконструкции. Процесс изготовления глиняной игрушки возможно восстановить со значительной долей достоверности, если сохранились хотя бы сами игрушки; танец, запечатленный видеокамерой, воспроизводим с той или иной степенью точности; кулинарный рецепт, записанный в блокноте, позволит приготовить старинное блюдо.

Вторую группу составляют формы выражения, не имеющие овеществленной составляющей, их нельзя видеть и осязать: язык, песни, устное народное творчество и т. п. Будучи записанными на бумаге, аудио- или электронном носителе, они превращаются в мертвую форму. Как живая традиция, т. е. объект нематериального наследия, они существуют лишь в форме изменчивого, каждый раз нового исполнения в устах носителя традиции. Поэтому объекты этой группы очень трудно, почти невозможно реконструировать. Их сохранение музеем в качестве живой традиции предусматривает обязательное наличие живых носителей традиции и передачу ученикам самого умения.

Наконец, объекты третьей группы носят еще более «неосязаемый» характер: это символические и метафорические значения различных объектов. Музеи осуществляют функцию сбора и хранения исторических и научных интерпретаций объектов; сохранение культурных кодов – одна из важных задач музеев в современных условиях грозящего коммуникационнного кризиса. Именно сохраняя культурные коды, позволяющие людям находить точки соприкосновения и учиться понимать друг друга, музей может сыграть роль «коммуникационного протокола». Исторические музеи озабочены моделированием в экспозициях «картин мира», характерных для менталитета определенной эпохи, для чего необходимо знание о культурных кодах предметов, т. е. о третьем типе нематериального наследия. Таким образом, представление в музейной экспозиции материальных объектов в контексте, позволяющем раскрыть их изначальную семантику, представляет собой актуализацию нематериального наследия третьей группы. Однако следует признать, что лишь незначительная часть выявленных музейными средствами смыслов и значений может войти органичной частью в современную культуру. В музее мы получаем знания о культурных кодах, но редко воспринимаем их как действующие. Интерпретируя объекты, помещая их в новую систему взаимосвязей, музеи сами создают новые символические значения объектов. Таким образом, процесс актуализации музеем нематериального наследия третьей группы носит сложный, опосредованный характер: информация об изначальных смыслах и кодах становится достоянием общества, воздействует на процесс самоидентификации, социализации и инкультурации его членов, но редко становится непосредственно частью живой культуры. К третьей группе, с точки зрения автора этих строк, примыкают и формы традиционного духовного опыта – наставничества, просветительства, воспитания и т. п.

В РФ наиболее давно и успешно разрабатываются методы музеефикации нематериальных объектов традиционной (крестьянской) культуры. В конце 1980-х гг. появляются музеи, провозгласившие сохранение, поддержание, репрезентацию тех или иных традиционных форм деятельности своей основной задачей.

Сегодня происходят изменения в подходах к музеефикации музеев-усадеб, дворянская усадьба начинает восприниматься и музеефицироваться как цельный организм. В ряде музеефицированных особняков моделируются традиции проведения балов, поэтических салонов, музыкальных гостиных и др. Традиции, относящиеся к культуре русского купечества, также еще только осваиваются музеями. Удачным примером может служить «Лавка Чеховых» в Таганроге. Ансамблевая экспозиция незаметно переходит в функционирующий прилавок, где происходит торговля традиционными для данного заведения товарами – чаем и кофе в воспроизводящих старые образцы упаковках; аромат этих благородных товаров дополняет экспозиционный образ.

Религиозная культура в музеях представлена сегодня в основном периодически проводящимися богослужениями в музеефицированных или находящихся в совместном использовании храмах, объединением в одном монастырском ансамбле функций христианской обители и музейного учреждения. Сегодня музеи и церковные общины постепенно и трудно учатся сотрудничеству и взаимной терпимости. Интересен с этой точки зрения опыт Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1996 г. в связи с празднованием юбилея принятия ислама развалины древнего города Болгара стали местом многотысячного паломничества. Традиция родилась без участия музея и поставила под угрозу само его существование. Однако музею удалось найти общий язык с живыми и активными носителями исламской традиции и соединить ценностное отношение к древнему Болгару как памятнику истории и культуры с поклонением ему как религиозной святыне. Ежегодное паломничество стало новой традицией, родившейся на основе продолжения некогда существовавшей здесь религиозной традиции.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Музеефикация историко-культурного наследия России"

Книги похожие на "Музеефикация историко-культурного наследия России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Каулен

Мария Каулен - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Каулен - Музеефикация историко-культурного наследия России"

Отзывы читателей о книге "Музеефикация историко-культурного наследия России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.