Сергей Нилус - На берегу Божией реки. Записки православного

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "На берегу Божией реки. Записки православного"
Описание и краткое содержание "На берегу Божией реки. Записки православного" читать бесплатно онлайн.
«На берегу Божией реки» – одно из лучших произведений С. А. Нилуса (1862 —1929). Наиболее значительная часть книги включает в себя дневник, который автор вел с 1909 года, живя в Оптиной пустыни. Такая форма повествования позволяет окунуться в атмосферу тогдашней монастырской жизни, понять мудрость и простоту оптинских старцев, устремленных к Богу и нашедших уединенный приют в святой обители. Кроме того, в книге рассказывается о Саровском и Дивеевском монастырях. Как и все работы Нилуса, его дневник полон предчувствий катастрофы, надвигающейся в то время на Россию, и тревоги за судьбу Отечества.
Все это – Калуга, и счастливы вы, что Господь привел вас пожить в таком огражденном месте. И знайте, что очень часто название местности, в которой вы живете, фамилия лица, с которым вы встречаетесь, – словом, название или имя в самих себе носят некий таинственный смысл, уяснение которого часто бывает небесполезно. Смотрите, в Ветхом Завете почти всякое имя что-нибудь да означает: Ева – жизнь, ибо она стала матерью всех живущих; Сам Бог повелевает Авраму называться Авраамом, ибо, – говорит, – Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт. 17, 5), а Сару – Саррой, не «госпожею моею», а «госпожею множества»…
Итак, во всей Библии название и имя всегда имеют сокровенный и важный смысл. Сам Господь преднарек Себе имя человеческое – Еммануил, что значит «с нами Бог», и Иисус, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Видите, как это значительно и важно.
– Вижу, батюшка.
– Но кроме этого, так сказать, языка имен и названий существует еще и язык цифр, тоже сокровенный, значительный и важный, только не всякому дано расшифровывать его тайну. На что велика была тайна воплощения Бога Слова, а и она была заключена в таинственном счислении родов потомства Авраама: от Авраама до Давида, – говорит св. евангелист Матфей, – четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов (Мф. 1, 17). Замечаете цифру 14? Она повторяется трижды.
– Замечаю.
– Она составлена из удвоения цифры 7, а 7 есть число в Библии священное и означает собою век настоящий, а веку будущему усвоена цифра 8, которою век этот и обозначается. Видите, что и цифры имеют свой язык?
– Вижу, батюшка.
– Ну, и хорошо делаете, что видите: быть может, это вам когда-нибудь и пригодится.
Вспоминаю я эти слова о. Варсонофия, и приходит мне на мысль: нашего ересиарха, Льва Толстого, многие зовут предтечей антихриста; так, кажется, его называл и покойный о. Иоанн Кронштадтский. Если Толстой действительно духовный предтеча антихриста, то кому иному это звание как духовному предтече Наполеона должно быть усвоено, как не Жан-Жаку Руссо? Как Толстым открылась новая эра в литературе, основанием которой легло сперва «непротивление злу», а затем и открытый союз со злом, так и Жан-Жаком Руссо своими «Эмилем» и «Общественным договором» положен был первый камень в основание школы энциклопедистов, духовно подготовивших французскую революцию 1793 года, а следовательно, и ее порождение – Наполеона I.
Попробуем обратиться к языку цифр.
Не может ли быть годом воцарения этого нового Наполеона в качестве всемирного, скажем, «суперарбитра» (идея арбитража теперь усиленно навязывается народам) год 1915-й, когда ему исполнится 30 лет от рождения? И число имени его 666?
Как знать? Язык цифр – тайна, но он существует.
Числа имени Наполеона я не знаю, но имя это, написанное по-гречески и разложенное по слогам в указанном ниже порядке, подтверждает слова о. Варсонофия, что и имена имеют свой сокровенный смысл и значение.
Ναπολέων – Наполеон
πόλεων – государств
λε'ων – лев
ό ων – сущий
Наполеон – лев государств.
Язык имен, названий, цифр.
Тайна!
Но нет тайного, что бы не сделалось явным. Откроется, долго ли, коротко ли, и эта тайна.
4 апреля
Дни радости и дни плача. – Старец Исидор Гефсиманский и мой путь. «Ховье-Цион». «Ганнибал у ворот».
Вот прошла, как чудный сон, и Светлая Седмица… Есть ли еще место на Руси, кроме ее святых обителей, где бы так торжественно и весело-радостно праздновалась Пасха Господня? Думается, что нет… И вот после дней радости вспоминаются мне дни плача моего…
Было это во дни, непосредственно предшествовавшие страшным дням октябрьских «свобод». Доходил до конца сентябрь 1905 года. В эти дни и в моей личной жизни совершился перелом великий, и стоял я, как в былине витязь, на распутье; а на распутье том столб, а на столбу слова:
«Прямо ехать – живу не бывать,
Нет пути ни прохожему,
ни проезжему, ни пролетному…»
А мне хотелось идти прямо, а не околицей…
У преосвященного Никона, в то время епископа Серпуховского, викария Московской митрополии, я встретился с одним из ближайших его сотрудников по изданию «Троицких Листков» и «Божией Нивы» Д.И. Введенским. Встретились, разговорились и порешили, что надо мне повидаться перед принятием какого-нибудь решения в обстоятельствах моей жизни со старцем Гефсиманского скита иеромонахом Исидором.
– Дороже всего вам помолиться у своего угодника, преподобного Сергия, – говорил мне Введенский, – потом жалуйте ко мне, а от меня к старцу, тем более что он вас знает по тем статьям, которые вы пишете.
Введенский был тогда преподавателем Вифанской семинарии и жил в Вифании. Так я и сделал. И сказал мне старец Исидор:
– То, что ты замыслил, не твой путь; а читай-ка ты почаще житие прп. Феодота-Корчемника: это тебе больше подойдет. Память этого Божьего угодника празднуется 18 мая. Возьми Четьи-Минеи, да и читай почаще это житие.
Так я и сделал. А в житии том между прочим сказано следующее:
«Тогда бысть Христова Церковь, аки корабль посреде волн зельных бедствуяй, и погрязновения боящься: нечестивии бо нападающе на домы верных, расхищаху вся, извлачаху же мужей и жен, юнош и девиц безстудно, и овыя к нечистотам своим сквернии человецы, овыя же ко узам и темницам влечаху: и несть мощно изрещи беды оныя, во время тое на Церковь бывшия. Иереи от храмов Господних бежаша, двери отверсты оставивше, и не обреташеся бегающим от беды место, в немже бы скрытися. Разграбленным же бывшим имениям, належаше глад, паче всякия муки тягчайший: тогда ходящий по пустыням и крыющиися в горах и вертепах мнози, не стерпевше глада, вдашася в руки нечестивых, надеющеся некия от них милости. Тяжко убо бе тое зло беглецем оным, изряднее же тем, иже во многом довольстве и изобилии бяху воспитани, а тогда корение грызяху пустынное и зелием дивиим от нужды питахуся…
Феодот же блаженный… не корчемствоваше бо тако, якоже неции о нем мнят, аки бы да злато соберет, но нарочно корчемствовати притвори себе, да корчемницу свою пристанище и покой безбоязен сотворит гонимым братиям…»
И вот, едва ли не с первых дней переселения нашего в Оптину, началось на нас с женой исполнение слова гефсиманского старца Исидора: дом наш, по обилию посетителей, стал действительно походить на гостиницу.
Кого-кого только в нашей «корчемнице» за протекшие годы не перебывало! Даже один французский виконт пожаловал, а своих, русских, не перечислить!..
Похоже ли современное состояние Православной Церкви Божией на то, в котором она находилась во дни преподобного Феодота-Корчемника? Сбываются ли на ней слова старца Исидора? Думается, что и тут не прошло мимо его прозорливое слово: той силы явного, открытого гонения еще как будто не видно, но скрытое, упорное, последовательное уже началось, и притом не со вчерашнего дня.
Не за горами завтрашний день, а за ним – и явное.
В «Колоколе» от 15 февраля сообщено, что на этих днях в Одессе открылся съезд евреев-палестинофилов («Ховье-Цион»). Ведется агитация о немедленном переселении в Палестину.
В книге моей «Великое в малом», издания 1905 года, в статье «Антихрист как близкая политическая возможность», говорится так: «Наступает время, перед которым побледнеют пугачевщина и разиновщина. И пока мы внутри себя будем сводить огнем и мечом беспорядочные домашние счеты, русский и европейский Израиль, прикрываясь движением так называемого сионизма, выберется в Палестину, как черные тараканы из дому, которому угрожает пожар, и оттуда мановением жезла своего всемогущего синедриона бросит на русских и европейских богоотступников в полной безопасности для себя несметные желтокожие орды, вооруженные на капиталы Сиона по последнему слову братоубийственной науки».
Нарыв всемирной бойни по всем признакам назревает; России предназначается стать его стержнем, окруженным воспалительным процессом со всех сторон: с юго-запада – ожидовленная ротшильдовская Австрия; с запада – Германия Блейхредера, Мендельсона и К°; с севера – Финляндия Мехелина, Воймы и жидовских агитаторов из «Речи»; с юга – Кавказ и скрытая армянская революция, поддерживаемая Турцией, находящейся в когтях жидов из младотурецкого комитета «Единение и прогресс» и, наконец, с востока – желтый поток «обновляемого» Китая во главе с «обновленной» нашей кровью на деньги американских жидов Японией – это ли не гениальный план всеобщего разрушения, достойный его вдохновителя – диавола?!
«Великая» французская революция и плод с ее дерева – Наполеон – не жалкая ли это игрушка в сравнении с той мировой катастрофой, которая теперь подготовляется на виду у всех, кто только хочет видеть?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На берегу Божией реки. Записки православного"
Книги похожие на "На берегу Божией реки. Записки православного" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Нилус - На берегу Божией реки. Записки православного"
Отзывы читателей о книге "На берегу Божией реки. Записки православного", комментарии и мнения людей о произведении.