Владимир Измайлов - Православные праздники
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Православные праздники"
Описание и краткое содержание "Православные праздники" читать бесплатно онлайн.
Православные праздники – это особые дни в жизни верующего человека. Дни, когда вспоминают важнейшие события в истории Церкви, прославляют чтимых святых.
В книге великие торжества выстроены в зависимости от времени празднования – согласно годовому кругу Богослужений, который в Православной Церкви начинается с 1 сентября. Кроме великих двунадесятых праздников, вы найдете информацию о средних и малых праздниках, узнаете об истории возникновения, днях празднования.
В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн.
Православные праздники
сост. В. А. Измайлов
© Календарев К. М., художественное оформление, 2015
© В. А. Измайлов, текст, 2015
© ООО «Издательство «Эксмо», 2015
* * *Вступительное слово
Церковные торжества – это особые дни, посвященные воспоминаниям о важнейших событиях в истории Церкви и прославлению чтимых святых.
Из всех праздников особо выделяется Пасха Христова – это праздник праздников.
Пасха относится к великим праздникам, хотя и стоит превыше их всех. Великие праздники отмечаются с особой торжественностью. Кроме Пасхи, в их число входит двенадцать торжеств, призванных напомнить нам о важнейших событиях в жизни Иисуса Христа и Божией Матери – это двунадесятые праздники, – и еще пять торжеств – так называемые недвунадесятые праздники.
Двунадесятые праздники делятся на непереходящие, или неподвижные – таких большинство и они приходятся на строго определенную дату, – и переходящие, или подвижные, зависящие от даты каждой новой Пасхи.
В нашей книге великие торжества выстроены в зависимости от времени празднования – согласно годовому кругу Богослужений, который в Православной Церкви начинается с 1 сентября (ст. ст.).
Кроме великих праздников, в церковном календаре отмечаются и другие – средние и малые. И тех, и других достаточно много, точное их число неизвестно – ибо к средним относятся прославления местночтимых святых, а также дни почитания икон и мощей; а малые приходятся на каждый день календаря – это дни поминания тех или иных святых, чьими деяниями прославлена христианская Церковь.
Пасха – Светлое Христово Воскресение
Пасха, Светлое Христово Воскресение – это величайший христианский праздник, это торжество победы над грехом и смертью.
Пасха восходит к событию, упомянутому в Ветхом Завете – закланию беспорочного агнца во время исхода евреев из Египта.
Исход евреев из Египта[1]
Пасха – это символ победы жизни над смертью[2]
Дата Пасхи определяется по лунному календарю и приходится на первое воскресенье с первого мартовского полнолуния – считая со дня весеннего равноденствия. Ею может оказаться любой воскресный день от 4 апреля до 8 мая – это так называемые «пасхальные пределы». Пасха – это символ победы жизни над смертью.
Пасхальный ТропарьХристос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Великие двунадесятые непереходящие праздники
Рождество Пресвятой Богородицы
В годовом круге церковных Богослужений праздник Рождества Пресвятой Богородицы является первым по времени. Он отмечается 21 сентября (8 сентября ст. ст.). Для христиан это время великой радости, ибо в этот день родилась Дева Мария, святая и непорочная Матерь Спасителя мира, Иисуса Христа.
Дева Мария родилась в Назарете у праведных Иоакима и Анны. Оба они славились благочестием, милостивым сердцем и преклонением пред волей Господней.
Рождение Марии стало предзнаменованием грядущего счастья – Господь предначертал Ей стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира.
В сердце их процветала любовь к Богу и людям, и они дожили до преклонной старости – вот только детей не имели. У иудеев это считалось Божьим наказанием, и благочестивым супругам пришлось вынести немало язвительных насмешек и унижений. Особенно тяжело переживал Иоаким: ведь именно от его рода – рода царя Давида, – должен был произрасти Мессия, Христос.
Праведные Иоаким и Анна славились благочестием, милостивым сердцем и преклонением пред волей Господней[3]
За терпение и великую веру Господь послал Иоакиму и Анне счастье: у них родилась дочь[4]
Несмотря на преклонные годы, Иоаким и Анна не переставали просить Господа послать им дитя и обещали воспитать сына или дочь ради служения Богу.
За терпение и великую веру Господь послал Иоакиму и Анне счастье: у них родилась дочь. Ангел Господень велел назвать ее Марией. В православной традиции это имя воспринимается как «госпожа» – хотя с иврита имя «Мариам» переводится как «горечь».
Рождество Пресвятой Богородицы в Православной Церкви именуется праздником вселенской радости.
Тропарь праздникаРождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Воздвижение Креста Господня
Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня отмечается 27 сентября (14 сентября ст. ст.). История его восходит к IV веку – эпохе Константина I Великого, одного из величайших римских императоров, прекратившего гонения на христиан. При нем христианство стало государственной религией Римской империи.
Император Константин уверился в силе и славе Христа – и возжелал найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась его мать, святая равноапостольная царица Елена, и вскоре направилась в Иерусалим, на место распятия Спасителя.
Непросто было Елене найти Крест Господень. Смерть на кресте считалась в евангельские времена величайшим позором, и Крест Господень после казни зарыли – вместе с крестами, на которых были казнены двое разбойников, распятых вместе с Христом. Наконец она встретила старого еврея, поведавшего ей, что Крест бросили в пещеру и завалили землей, а поверх выстроили языческий храм. По приказу царицы этот храм был разрушен. В открывшейся пещере нашли три креста и дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
Часть Креста царица Елена отдала в дар сыну, а другую оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный фрагмент по сей день хранится там, в храме Воскресения Христова.
Часть Креста царица Елена отдала в дар сыну, а другую оставила в Иерусалиме[5]
Но на каком из крестов распяли Спасителя?
От Креста Господня стали свершаться чудеса – так его и удалось опознать. Одним из них было исцеление смертельно больной женщины.
Праздник Воздвижения Креста Господня – символ памяти о том, что именно на Кресте, через крестные страдания и муки, Христос победил смерть и тем открыл всем нам путь к спасению.
Тропарь праздникаСпаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Торжество воспоминания о Введении во храм Пресвятой Богородицы совершается в Православной Церкви 4 декабря (21 ноября ст. ст.).
Еще до рождения Девы ее родители, праведные Иоаким и Анна, дали обет, что их дитя будет служить Господу. Когда девочке исполнилось три года, Ее одели в лучшие одежды и торжественно, в сопровождении многих, повели в храм – для посвящения. Их встречали священники во главе с иерархом.
Иоаким и Анна с молитвой поставили Марию на первую ступень храмовой лестницы. Ступеней было пятнадцать – по числу псалмов, которые священники пели при входе в святую обитель. И, когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она, изумив всех, быстро поднялась на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих.
Захария, отец Иоанна Крестителя, провел Деву в Святая Святых. Только он имел право входить туда – и лишь раз в год. Пребывание там приравнивалось к встрече с Господом. Этим подчеркивалась великая роль Пресвятой Девы в будущей судьбе мира.
Иоаким и Анна вернулись домой, а Мария осталась при храме.
Мария воспитывалась в храме примерно одиннадцать лет. Она выросла благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой, возлюбила Господа всем сердцем и решила посвятить Ему жизнь. Достигнув совершеннолетия, Мария дала обет девства.
Сокровенный смысл праздника заключен в том, что Дева входит во храм, стремясь сделаться живым храмом Божьим, и тем полагает начало Новому Завету – где человек есть единственное место настоящего Божественного присутствия.
Все свое время Мария проводила в молитве, чтении Слова Божия, исполняла разные работы по хозяйству, помогала больным и нищим, отдавая им еду и питаясь одним только хлебом.
Иоаким и Анна вернулись домой, а Мария осталась при храме[6]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Православные праздники"
Книги похожие на "Православные праздники" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Измайлов - Православные праздники"
Отзывы читателей о книге "Православные праздники", комментарии и мнения людей о произведении.