Дмитрий Михалевский - Манифест пространства

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Манифест пространства"
Описание и краткое содержание "Манифест пространства" читать бесплатно онлайн.
Пространственный подход к наиболее острым проблемам современности, позволяет преодолеть бесчеловечность абстракций, универсальность которых допускает и оправдывает все что угодно, исходя из каких угодно предпосылок. Вопрос построения моделей сегодня определяет адекватность политики, экономики, науки, техники, социологии и культуры в структуре мира, становясь конкретным и насущным вопросом бытия. В этом контексте особый смысл обретает перспектива пространствоведения как специфической области научного знания.
42
Линия, как психологическая и культурная доминанта, отражающая качественное изменение сознания человека, находит свое выражение в беспредметном геометрическом рисунке, возникающем с началом первого этапа развития пространственных представлений. По мере развития сознания, на смену геометрическому рисунку приходит изображение окружающего мира, имеющее вид дискретных объектов, расставленных на горизонтальной линии, символизирующей поверхность земли. Размеры объектов при этом определяются исключительно их значимостью для автора. Такая линейная структура изображения позволяет отображать временную последовательность событий, т. е. реализует некий путь. Своей объективностью этот тип рисунка близок конструкторскому чертежу, который соответствует коллективной точке зрения. Естественно, что такой рисунок лишен пространственности.
43
Второй этап освоения пространства определяется возникновением второго уровня абстракций. Вследствие повышения связности, элементарные структуры сознания приобретают вид двух (или более) звенных форм, которые могут рассматриваться как плоские фигуры. Тем самым элементарные структуры сознания реализуют двумерную квазипространственную форму и, соответственно, обеспечивают двумерное структурирование обрабатываемой информации. Соответственно, специфика форм на втором этапе развития пространственных представлений связана с двумерностью. Второй этап, также как и определяющий его уровень сознания, можно охарактеризовать как двумерный (2-D).
44
Двумерное сознание еще более раздвигает границы пространства по сравнению с одномерным. Двумерное структурирование информации формирует представление мира как плоскости, высота которой сохраняет размер ближней зоны. Этот процесс может быть представлен как «растягивание» одномерного пути, имеющего диаметр ближней зоны, в направлении перпендикулярном его направлению.
45
Возросшая связность восприятия внешнего мира выражается в том, что человек начинает изображать его при помощи перспективного построения. Происходит замена плоских двумерных графических изображений внешнего мира на трехмерные, на которых линия земли заменяется видом ее как поверхности, наблюдаемой под углом сверху, а форма объектов выстраивается по линиям, сходящимся в одну точку на горизонте. Отказ от коллективистского абсолюта чертежного построения, который был свойственен рисунку на первом этапе, отражает формирование индивидуальной точки зрения на мир.
46
Третий, заключительный этап развития пространственных представлений, определяется элементарными структурами сознания, реализующими третий уровень абстракции. На этом этапе структуры сознания обретают максимально возможную – троичную – связность. Это обеспечивает структурам сознания трехмерную квазипространственную форму, простейшая из которых тетраэдр. Трехмерные структуры сознания обеспечивают, соответственно, трехмерное структурирование обрабатываемой информации. Теперь специфика форм связана с трехмерностью. Третий этап, также как и определяющий его уровень развития сознания, можно охарактеризовать как трехмерный (3-D).
47
На третьем этапе человеку становятся доступными наиболее развитые пространственные представления и формы их отражения. Для этого этапа характерны наиболее целостные образы мира, содержащего наиболее сложные связи. Идея пространства начинает присутствовать в самых различных областях деятельности человека и становится культурной доминантой. В живописи появляются жанры пейзажа и портрета, которые человек наполняет личностным содержанием. На третьем этапе развития пространственных представлений культура приобретает ярко выраженный визуальный характер.
48
Более высоких размерностей, чем трехмерность, человек постигнуть не может в силу ограничения, накладываемого конструкцией вестибулярного аппарата. Соответственно, более высокие уровни абстракции сознания также не формируются. Дальнейшее усложнение теоретических моделей в пределах трехмерных элементарных структур сознания возможно за счет наращивания симметрий.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Манифест пространства"
Книги похожие на "Манифест пространства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Михалевский - Манифест пространства"
Отзывы читателей о книге "Манифест пространства", комментарии и мнения людей о произведении.