» » » » Есберген Алауханов - Криминология


Авторские права

Есберген Алауханов - Криминология

Здесь можно купить и скачать "Есберген Алауханов - Криминология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Есберген Алауханов - Криминология
Рейтинг:
Название:
Криминология
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-94201-648-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Криминология"

Описание и краткое содержание "Криминология" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемом учебнике, подготовленном автором на основе программы курса криминологии для высших учебных заведений, освещаются все основные вопросы этой дисциплины.

В книге на базе современных подходов к структуре и содержанию криминологии рассматриваются предмет, система, методология и история криминологии, задачи и перспективы ее развития. Анализ преступности, личности преступников, причин и условий преступлений дается как в общем плане, так и применительно к конкретным видам преступлений. С этих же позиций рассматривается проблема предупреждения преступности.

Учебник отличает оригинальный подход автора к решению некоторых проблем криминологии. Приводятся статистические данные и привлекается большое количество научных и литературных источников. Книга написано живым, образным языком.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, специалистов в области криминологии, а также для всех интересующихся проблемами предупреждения преступности.

Рекомендовано к печати Международным центром научных исследований и правовой экспертизы Республики Казахстан






в) социально-психологическая характеристика способствует изучению механизмов взаимодействия «личность – среда», выяснению неблагоприятных условий, под воздействием которых формируется личность преступника. Анализ эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер позволяет сделать выводы о процессах мотивации индивидуального преступного поведения, раскрыть конкретные мотивы и цели преступления.

Социально-психологический анализ позволяет, в конечном счете, понять механизм действия непосредственных причин и условий, влияющих на преступное поведение личности. Он помогает раскрыть содержание антисоциальной направленности личности преступника, его эрозированных взглядов и наклонностей, извращенных потребностей и интересов. Все это в свою очередь содействует определению мотивации преступления.

г) социально-нравственная характеристика. Любое поведение, в том числе и преступное, всегда имеет социально-этические содержание и оценку: оно несет печать нравственных особенностей и черт личности, всяческие их дефекты существенно влияют на ее поведение.

Нравственная характеристика охватывает все этические качества, создающие духовный, моральный облик, в основе которого лежат представления о добре и зле, совести и долге, чести и достоинстве. Эти качества отражают степень нравственной зрелости личности и обусловливают любой поведенческий акт. В сознательной деятельности человека проявляются и нравственные чувства, настроения, оценки. Поэтому их криминологическое изучение особенно необходимо.

Личность преступника характеризуется такими отрицательными нравственными качествами, как скупость, малодушие, подлость, нескромность, авантюризм, нигилизм, духовная пустота и циничное отношение к нравственным ценностям общества и т. д. Но у нее сохраняются и положительные нравственные качества, на которые опирается процесс перевоспитания преступников, их ресоциализации.

В связи с этим следует знать, что подавляющая часть случаев отклоняющегося поведения формально контролируется семьей и другими социальными группами. С раннего детства человек усваивает образцы поведения и ценностные представления, принятые в обществе, от своих родителей, сверстников, коллег по работе или друзей, с которыми проводит свободное время. Между уголовным законодательством и неформальным социальным контролем обнаруживается вместе с тем довольно тесное взаимодействие. «Уголовное законодательство создает и поддерживает основополагающие ценностные представления, которые в протекающем всю жизнь процессе социализации передаются другим поколениям. Оно решает свою задачу формирования и поддержания ценностей в очень продолжительных и сложных социальных процессах, в которых значительное участие принимает уголовная юстиция, общественное мнение и средства массовой информации»[22].

Разумеется, каждое общество индивидуально. Образцы поведения и ценностные представления, которые тесно связаны целой системой обычаев и традиций, одобряемые в одном обществе, могут быть признаны криминалом в другом. В зависимости от этих обстоятельств очерчиваются границы преступного и непреступного. Однако во всех социумах к таковым причисляют поступки, противоречащие ценностным представлениям и образцам поведения.

Глава V

Причины и условия конкретного преступления

1. Понятие причин и условий отдельного преступления

Любое антиобщественное проявление, в том числе преступление как человеческий поступок, представляет собой результат взаимодействия индивидуальных свойств личности и объективной, внешней для индивида ситуации, в которой субъект общественных отношений принимает конкретное поведенческое решение. В результате каждое отдельное преступление детерминируется, с одной стороны, личностными особенностями данного индивида – его взглядами, интересами, мотивами, потребностями, целями, а в конечном итоге – ориентирами и установками к различным социальным ценностям, даже к правовым предписаниям и запретам. С другой стороны, оно обусловлено совокупностью внешних, объективных обстоятельств, которые, взаимодействуя с личностными особенностями, вызывают намерение и решимость совершить умышленное преступление, а равно действие или бездействие, приводящее к преступному результату по неосторожности. Причем с позиций изучения причин отдельного преступления и прикладных задач предупреждения личностные особенности интересуют криминологию не только в застывшем виде, как уже сложившиеся, а главным образом в их динамике – зарождении и развитии, т. е. в связи с условиями нравственного формирования личности.

Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия отрицательных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных обстоятельств морального формирования индивида и внешних объективных обстоятельств, образующих ситуацию преступления (криминогенную ситуацию). Такой вывод указывает на два уровня взаимодействия личности с социальной действительностью при совершении конкретного преступления: уровень условий нравственного формирования индивида и уровень конкретной ситуации совершения преступления. На первом уровне создаются психологические предпосылки, возможность совершения преступления данным лицом. На втором уровне подобная возможность реализуется в действительность. Но на обоих уровнях проявляется связь причин преступности и условий, ей способствующих, с причинами и условиями отдельного преступления.

Причины преступности и условия, ей способствующие, различными своими сторонами «входят» в индивидуальные условия нравственного формирования личности, проявляются в их содержании. В то же время они определяют конкретные ситуации, в которых оказывается и действует индивид. В свою очередь, причины отдельных преступлений отражают на индивидуальном уровне причины преступности и конкретные ситуации, возникающие в реальной действительности.

Правоохранительные органы, особенно органы внутренних дел, осуществляют свою предупредительную деятельность на обоих указанных уровнях, выявляя условия, отрицательно влияющие на нравственное формирование людей (при индивидуальной профилактике – на конкретное профилактируемое лицо) в семье, учебном или производственном, в том числе предпринимательском, коллективе, бытовом окружении, иных сферах социальной жизни, принимая меры по их устранению, а также предупреждая возникновение или нейтрализуя возникшие криминогенные ситуации, способствующие проявлению негативных нравственных качеств в конкретном преступном посягательстве.

Причем различные службы органов внутренних дел осуществляют указанную деятельность в соответствии со своей компетенцией:

– ОКП-УКП – в отношении тех условий и ситуаций, которые могут привести к совершению краж, грабежей, насильственных преступлений против личности, хулиганства;

– ПДН – с учетом условий нравственного формирования и ситуаций поведения подростков;

– участковые инспектора полиции ООБ – по наиболее широкому кругу условий нравственного формирования и ситуаций поведения, проживающих на административном участке лиц, со стороны которых можно ожидать совершения различных преступлений.

Именно с учетом названных уровней взаимодействия личности с социальной действительностью должен вестись анализ причин отдельного преступления. Такой анализ предполагает рассмотрение социально-психологического механизма индивидуального преступного поведения и условий, под влиянием которых формируются негативные нравственно-психологические свойства людей, являющиеся субъективной причиной подобного поведения, а также внешних (объективных) ситуаций и обстоятельств, вызывающих, облегчающих совершение конкретного преступления или способствующих ему.

2. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления

Каждый человеческий поступок, в том числе преступление, имеет определенный механизм совершения. Социально-психологический механизм конкретного преступления складывается из ряда элементов и этапов. Элементами психологического механизма конкретного поступка являются нравственные свойства личности, среди которых с этим поступком непосредственно связаны потребности, интересы, мотивы, цели. Этапами функционирования механизма являются: формирование нравственных свойств, их актуализация, принятие поведенческого решения, его реализация.

Криминальная направленность поступка обусловлена не особым характером психологического механизма его совершения, отличного от механизма правомерного поведения, а дефектами отдельных звеньев общего механизма и искажениями на различных этапах его формирования. Аналогичные дефекты и искажения, превращающие поступок в преступление, могут относиться к любому названному звену психологического механизма, к одному или нескольким этапам его функционирования, иметь различный «удельный вес», различную продолжительность действия. Однако нельзя не учитывать и то, что дефекты и искажения в условиях нравственного формирования обычно отдалены по времени от самого преступления и в момент его совершения, особенно взрослыми лицами, уже отсутствуют.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Криминология"

Книги похожие на "Криминология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Есберген Алауханов

Есберген Алауханов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Есберген Алауханов - Криминология"

Отзывы читателей о книге "Криминология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.