» » » » Коллектив авторов - Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций


Авторские права

Коллектив авторов - Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «БХВ»cdf56a9a-b69e-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций
Рейтинг:
Название:
Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9775-3517-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций"

Описание и краткое содержание "Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие соответствует Государственному образовательному стандарту по направлению «Конфликтология» и состоит из лекций, в которых раскрываются теоретико-методологические подходы к рассматриваемому в них предмету. Под углом зрения разных интерпретаций раскрывается специфика российской конфликтной динамики. В заключении каждой из лекций приведены вопросы для самоконтроля и рекомендуемая литература, в конце книги – глоссарий, содержащий основные термины и понятия.

Для студентов, аспирантов, преподавателей и широкого круга читателей.






– конфликтную природу современных процессов модернизации, ее предпосылки, характер и движущие силы в специфических национальных средах;

– основные подходы к анализу социальных трансформаций, основные концепции, позволяющие осмысливать конфликтный механизм российского политического развития;

– процессы становления современной российской государственности в новейшей истории, исторической ретроспективе их возникновения и применительно к предмету изучения конфликтологии;

– институциональную структуру и социокультурный контекст системных конфликтов в различных сферах общества России;

• уметь:

– использовать корпус фундаментальных конфликтологических знаний на практике;

– оценивать социально-экономические и политические процессы с точки зрения их вписанности в целостный трансформационный процесс и обусловленности его конфликтными механизмами;

– применять теоретические знания для анализа и сценарного прогнозирования современного трансформационного процесса в России;

– находить оптимальные пути регулирования современных системных конфликтов в России;

– самостоятельно и критически оценивать современные политические режимы и их разновидности, политические институты и процессы;

– проводить самостоятельную исследовательскую работу в данной области;

• владеть:

– навыками самостоятельного анализа трансформационных процессов и диагностики конфликтных ситуаций, грамотной аргументации своей позиции.

Книга является и новаторской, и экспериментальной одновременно, соединяя мировой опыт и традиции конфликтологии с авторским видением специфики отношений, институтов и процессов в современной трансформирующейся России, что позволяет получить объемное и целостное представление об особенностях российской конфликтной динамики. Структура книги отражает видение авторами ключевых конфликтологических проблем социально-политического развития современного российского общества, их истоков, состояния и тенденций и представляет собой определенный шаг в сторону формирования целостной теории конфликтологического измерения хода и результатов общественных перемен в нашей стране.

Авторами лекций являются канд. социол. наук, доц. Абгаджава Д. А. (лекции 1, 9), канд. экон. наук Абдуллаев Н. В. (лекция 8), д-р филос. наук Алейников А. В. (введение, лекции 3, 5–7), д-р полит. наук Газимагомедов Г. Г. (лекция 11), канд. полит. наук Давыдов Л. В. (лекция 2), д-р социол. наук, проф. Исаев Б. А. (лекции 13–15), д-р филос. наук, доц. Кузнецов Н. В. (лекция 12), д-р филос. наук, проф. Осипов И. Д. (лекция 4), канд. полит. наук, доц. Пинкевич А. Г. (лекции 1, 10), д-р полит. наук, проф. Стребков А. И. (введение, лекции 2, 11), Сунами А. Н. (лекции 12, 16).

Лекция 1

Методологические основы исследования конфликта

Сущность и предметное поле социального конфликта

Одной из самых актуальных проблем обществознания является социальный конфликт во всех своих разновидностях, измерениях и аспектах. Анализ конфликта с целью выявления его сущностных параметров предполагает, прежде всего, обращение к наиболее характерным дефинициям конфликта, отражающим различия существующих подходов. Одно из наиболее популярных и часто цитируемых определений конфликта принадлежит выдающемуся американскому социологу Л. Козеру. По мнению исследователя, социальный конфликт – это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. В данном определении конфликта социолог акцентирует внимание на активности, на предмете конфликта и на направленности действий против соперника. В других случаях Л. Козер указывает и на негативный эмоциональный фон, присутствующий в настроениях действующих субъектов конфликта.

Анализ отечественной обществоведческой литературы выявляет в качестве ведущего содержания конфликта противоречие. Так, например, А. В. Дмитриев отмечает, что конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.

Один из зачинателей отечественной конфликтологии Е. И. Степанов считает, что конфликт – это активное противоречие. Известный белорусский ученый Е. М. Бабосов, пытаясь суммировать наиболее существенные свойства и признаки конфликта в предложенных большинством авторов дефинициях конфликта, определяет конфликт как предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами, различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов.

Близкое к указанным позициям понимание конфликта предлагают А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов, которые вводят в свое определение психологический аспект. Исследователи понимают под социальным конфликтом наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.

Таким образом, многие отечественные исследователи считают, что поскольку конфликтующие субъекты вступают в противоборство между собой ради разрешения, возникшего между ними противоречия, то, следовательно, социальный конфликт может быть определен как разрешаемое социальное противоречие.

Связь конфликта с противоречием не вызывает сомнений, однако необходимо учитывать, что данное замечание верно только отчасти. Адекватное понимание социального противоречия включает характеристику его как двустороннего отношения, т. е. отношения взаимного проникновения (взаимополагания) и взаимоисключения противоположностей в едином целом, взаимосвязь противоположностей. Рассматривая реально существующие, а не абстрактные противоречия, мы обнаружим как моменты некоего неразделяемого целого, так и взаимоисключающие противоположности. Например, взаимосвязь власти и общества предполагает взаимоисключения. Власть – не предмет, которым можно обладать, это всегда взаимодействие, характеризующееся отношениями господства и подчинения. Это значит, что субъект власти не может существовать без объекта, равно как и объект не может существовать без субъекта. Всегда там, где есть господство, есть не только подчинение, но и сопротивление.

Конфликт и противоречие взаимосвязаны, но не тождественны друг другу. Противоречие суть результат существования в некотором целом противоположностей. Противоречие существует только в силу того, что основным способом соединения противоположностей является конфликт. Еще Гераклит писал, что только в борьбе противоположности соединяются.

Становление мира невозможно без борьбы, ибо единство, которое мы наблюдаем, достигается в результате различия. Единства не было бы, не будь противоположностей, которые сочетаются посредством борьбы, конфликта.

Социальное противоречие – это форма существования противоположностей, а конфликт – способ их взаимодействия. Отождествление противоречия с конфликтом означает не что иное, как сведение к единому, действующее с типом или способом его действия.

Кроме того, социальное противоречие как отношение может проявиться двояко: не только в виде противоборства, но и в виде совместных действий и отношений. Наличие в основании конфликта объективных (неосознанных, латентных) или субъективных (осознанных, а также искаженных, т. е. вытекающих из неадекватного восприятия реальности) противоречий, не означает того факта, что конфликт является обязательной и неизбежной стадией развития социального противоречия, поскольку возможны и бесконфликтные формы разрешения социального противоречия.

Осознанность актуальных противоречий социальными акторами также не свидетельствует о безусловной готовности и способности вступления в конфликт.

Социальные противоречия, проявляющиеся в различных сферах жизнедеятельности общества, могут породить конфликт, который в процессе развития способен приобрести относительную самостоятельность по отношению к породившей его проблеме. В результате конфликта противоречие, породившее его, может разрешиться, в то время как противоборство еще продолжается. Возможны и обратные ситуации – конфликт завершен, а противоречие не разрешено, т. е. проблема приобретает латентный характер. В свою очередь, конфликты (хронические или подавленные) также могут способствовать возникновению противоречий.

Специфика исследования конфликтов заключается в сложности выявления закономерностей зарождения и функционирования, скрывающихся за их явной стороной. Выявление обостряющихся социальных противоречий и тенденций их развития создают основу для конструктивного воздействия на конфликт. При этом анализ объективных оснований социального конфликта не должен заслонять субъективных составляющих противоборства. В этой связи необходимо помнить, что социальное противоречие проявляет себя тогда, когда начинают действовать субъекты-носители этого противоречия. Зарождение и развитие, а также возможности конструктивного управления конфликтом зависят, в неменьшей степени, от субъективного восприятия ситуации и субъективных действий участников противодействия. Субъекты конфликта имеют в своем сознании его идеальный образ. Поэтому понимание причин конфликта и механизма его разрешения может быть у субъектов конфликта различным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций"

Книги похожие на "Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций"

Отзывы читателей о книге "Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.