» » » » Владимир Никитюк - Политическое развитие и проблемы регионального соперничества Ирана и Ирака (вторая половина ХХ в.)


Авторские права

Владимир Никитюк - Политическое развитие и проблемы регионального соперничества Ирана и Ирака (вторая половина ХХ в.)

Здесь можно купить и скачать "Владимир Никитюк - Политическое развитие и проблемы регионального соперничества Ирана и Ирака (вторая половина ХХ в.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Никитюк - Политическое развитие и проблемы регионального соперничества Ирана и Ирака (вторая половина ХХ в.)
Рейтинг:
Название:
Политическое развитие и проблемы регионального соперничества Ирана и Ирака (вторая половина ХХ в.)
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-4263-0003-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политическое развитие и проблемы регионального соперничества Ирана и Ирака (вторая половина ХХ в.)"

Описание и краткое содержание "Политическое развитие и проблемы регионального соперничества Ирана и Ирака (вторая половина ХХ в.)" читать бесплатно онлайн.



В монографии раскрываются вопросы политической эволюции и проблемы соперничества Ирана и Ирака во второй половине ХХ века как стран, являющихся ключевыми в мировой политике субрегиона Персидский залив, Настоящее исследование может быть использовано, прежде всего, в учебно-методической работе: при чтении лекций, проведении семинаров, написании учебных и методических пособий, хрестоматий и практикумов; а также в работе некоторых организаций, связанных с данным регионом и его спецификой.






Находившаяся на полулегальном положении Партия Туде в открытом письме от 9 февраля 1961 г. призвала к сотрудничеству и единству все прогрессивные силы страны: «Победы и поражения, через которые мы прошли в прошлом, должны стать для нас уроком, и мы должны руководствоваться прошлым опытом в грядущей борьбе. Если бы в свое время существовал единый фронт, если бы партия «Туде» и Национальный фронт совместно выступали против наших общих врагов, иранская реакция во главе с шахом и поддерживающими ее империалистами не смогла бы одержать победу и потопить в крови наше национальное движение. И теперь, если мы создадим единый фронт всех патриотических и свободолюбивых сил с участием представителей различных слоев народа, то тем самым будет гарантирован успех в деле спасения нашей родины от предательской политики нынешнего режима» [124, с. 42].

Опасаясь роста влияния НФИ, шах Мохаммед Реза Пехлеви и его окружение начали тайные переговоры с умеренной частью оппозиции и возобновили репрессии против левых сил. В результате к середине 1960-х гг. Национальный фронт фактически прекратил свою активную деятельность.

Таким образом, экономическое положение и социально-политическая ситуация в Ираке и Иране к концу 1950-х гг. были таковы, что свержение монархических режимов и переход власти в руки патриотически настроенных национально-демократических сил казались лишь вопросом времени. Стремление правящих кругов этих стран исправить положение частичными реформами и полумерами наряду с прямыми репрессиями против оппозиции уже не приводили к желаемым результатам. В этих условиях 24-летний иракский король Фейсал II как менее опытный политик выпустил ситуацию из-под контроля и не смог предотвратить государственного переворота, положившего конец недолгому правлению династии Хашимитов.

В ночь с 13 на 14 июля 1958 г. в королевском дворце Рихаб проводился банкет по поводу отъезда в Стамбул на совещание стран участниц Багдадского пакта всей правящей верхушки Ирака – короля Фейсала II, премьер-министра Нури Саида и Абдула Иллаха. В те же самые часы офицерский состав 19-й и 20-й бригад 3-й дивизии иракской армии во главе с членами организации «Свободные офицеры», полковниками Абд аль-Керимом Касемом и Абд ас-Салямом Мухаммедом Арефом, принял решение воспользоваться обстановкой, чтобы силой оружия свергнуть монархический режим. Об этом решении было проинформировано руководство ФНЕ, которое пообещало оказать поддержку антимонархически настроенным армейским частям [85, с. 43; 113, с. 221]. В три часа ночи войска заняли центральный телеграф и радиоцентр Багдада. Еще через два часа после недолгой перестрелки с королевской охраной восставшие захватили дворец. Фейсал II и Абдул Иллах были убиты, а Нури Саиду удалось скрыться. Последнего монарха иракской династии Хашимитов похоронили, а тело Абдула Иллаха разгневанная толпа повесила на фасаде здания министерства обороны.

Утром 14 июля иракские радиослушатели неожиданно для себя услышали голос диктора из Багдада: «Говорит Иракская Республика! Сегодня день победы и славы. Враги Аллаха и народа убиты и выброшены на улицу… Будем едины в борьбе за свержение империалистов и их агентов!» Высыпавшие на улицы Багдада возбужденные толпы людей сожгли здание английского посольства и организовали расправу над пособниками монархического режима. Через несколько дней в одном из домов Багдада был схвачен пытавшийся бежать в Иран Нури Саид. Он был расстрелян своим собственным адъютантом Вафси Тахером, долгое время тайно входившим в состав организации «Свободные офицеры» [85, с. 44].

Созданное правительство и вооруженные силы страны возглавил Абд аль-Керим Касем, а Абд ас-Салям Ареф стал его заместителем и министром внутренних дел. В состав первого республиканского правительства вошли представители только трех политических партий, входивших в ФНЕ: НДП, «Баас» и «Истикляль». Одним из первых декретов республиканского правительства был образован Высший государственный совет, в состав которого вошли: генерал Наджиб Рубаи, лидер партии «Истикляль» Мухаммед Махди Кубба и губернатор Эрбиля курд Халед Нахшбанди.

Июльская революция 1958 г. имела буржуазно-демократический характер, хотя и была осуществлена в форме бланкистского военного переворота, руководители которого в своей деятельности не опирались на поддержку населения. Тем не менее, свержение монархического режима было с одобрением встречено большей частью иракского общества, включая представителей национальных меньшинств. 26 июля революционное правительство приняло Временную конституцию страны, которая гарантировала равноправие всех иракских граждан и демократические свободы слова, печати, собраний. Из отдельных звеньев госаппарата были удалены наиболее одиозные промонархически настроенные чиновники. Были освобождены все политические заключенные, восстановлены в правах политические эмигранты, в том числе коммунисты. Свободу деятельности получили политические партии и массовые общественные организации.

В области внешней политики правительство Касема провозгласило верность принципам мирного сосуществования, восстановило дипломатические отношения с СССР и другими социалистическими странами, официально признало Объединенную Арабскую Республику в составе Египта и Сирии, а также отказалось от участия в работе комиссий Багдадского пакта и закрыло его штаб-квартиру в Багдаде.

Важные преобразования были осуществлены в экономической сфере. 30 сентября 1958 г. был обнародован закон № 30 об аграрной реформе. Он был призван существенно ограничить феодальные отношения, увеличить сельскохозяйственное производство и повысить жизненный уровень мелких крестьян, феллахов. По закону землевладелец мог сохранить за собой не более 1 тыс. донумов (250 га) орошаемой земли или 2 тыс. донумов (500 га) богарной. Аграрная реформа предусматривала перераспределение конфискованных земельных излишков среди феллахов и предоставление каждой семье от 7,5 до 15 га орошаемой земли или от 15 до 30 га богарной [11, с. 59]. Закон об аграрной реформе предусматривал создание сельскохозяйственных кооперативов, в которые могли вступить не только лица, получившие землю по распределению, но и имевшие ее до реформы [126, с. 172].

Аграрная реформа 1958 г. оказалась несовершенной. По большей части она оказалась копией преобразований, проведенных до этого в Египте президентом Гамалем Абдель Насером. Не учитывалась специфика иракского сельского хозяйства, максимальные размеры землевладения (слишком завышенные) были механически перенесены в отличные от египетских условия, не учитывалось отсутствие в Ираке соответствующей технической базы и т. П. [126, с. 174]. Всей суммарной площади отчуждаемых земельных участков, даже в случае полного осуществления реформы, хватило бы лишь 30 % безземельных крестьян. В первые четыре года осуществления реформ было изъято менее половины земель, на которые распространялось действие аграрного закона. Но самое трудноосуществимое состояло в том, что получившие землю феллахи должны были в течение 20 лет расплатиться за нее в размере той суммы компенсации, которую получал от государства бывший владелец за изъятие у него излишков, плюс 3 % годовых, плюс 20 % от общей цены участка на «погашение расходов по осуществлению закона» [85, с. 66]. Таким образом, вся тяжесть проведения аграрных преобразований легла на плечи крестьян, тем более что «в вопросе выплаты компенсации закон максимально соблюдал интересы земельных собственников и торгово-ростовщического капитала» [44, с. 139]. Кооперацией было охвачено немногим более 3 тыс. крестьянских хозяйств (создано всего 17 кооперативов) [126, с. 175].

Строительство независимой национальной экономики было невозможно без разрешения нефтяной проблемы. Однако в первые послереволюционные годы страна не располагала средствами и кадровыми возможностями, необходимыми для самостоятельной разработки нефтяных месторождений, что откладывало вопрос о национализации нефтяной индустрии на неопределенный срок. В период правления Касема и Арефа ни одна из политических партий не выдвигала требований немедленной национализации нефтяной промышленности, признавая их несвоевременными. И все же 11 декабря 1961 г. был опубликован закон № 80, лишавший иностранные нефтяные монополии прав на территории, на которых они не вели добычу нефти, и их деятельность ограничивалась пределами эксплуатируемых ими площадей (0,5 % прежней концессионной территории).

Республиканское правительство снизило цены на основные продовольственные товары, установило 8-часовой рабочий день, повысило официальный минимум заработной платы на промышленных предприятиях на 40 %, а для сельскохозяйственных рабочих на 10 %. Была изменена налоговая система: косвенный налог сменялся прямым, был введен подоходный налог, который стал рассматриваться как одно из важнейших средств, способных сгладить социальное неравенство.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политическое развитие и проблемы регионального соперничества Ирана и Ирака (вторая половина ХХ в.)"

Книги похожие на "Политическое развитие и проблемы регионального соперничества Ирана и Ирака (вторая половина ХХ в.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Никитюк

Владимир Никитюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Никитюк - Политическое развитие и проблемы регионального соперничества Ирана и Ирака (вторая половина ХХ в.)"

Отзывы читателей о книге "Политическое развитие и проблемы регионального соперничества Ирана и Ирака (вторая половина ХХ в.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.