Константин Душенко - Великое наследие древних

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Великое наследие древних"
Описание и краткое содержание "Великое наследие древних" читать бесплатно онлайн.
В этой книге собраны лучшие прозаические изречения древних мыслителей, писателей, ораторов и богословов. Все они приводятся с указанием источника. Подробный указатель позволяет найти высказывания на самые разные темы – от «Ада» до «Ямба».
Книга также выходила под названием «Лучшие мысли и изречения древних в одном томе».
(Диоген Лаэртский, VI, 63)
* Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись».
(Антоний. «О стариках бесчестных и неблагоразумных»)
Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы».
(Антоний и Максим. «Рассуждение о злых женщинах»)
У расточителя он [Диоген] просил целую мину; тот спросил, почему у других он выпрашивает обол, а у него целую мину. «Потому, – ответил Диоген, – что у других я надеюсь попросить еще раз, а доведется ли еще попросить у тебя, одним богам ведомо».
(Диоген Лаэртский, VI, 67)
* Поучать старца – что лечить мертвеца.
(Антоний и Максим. «Рассуждение о брани и клевете»)
Однажды Диоген, завтракая в харчевне, позвал к себе проходившего мимо Демосфена. Тот отказался. «Ты стыдишься, Демосфен, зайти в харчевню? – спросил Диоген, – а ведь твой хозяин бывает здесь каждый день!» – подразумевая весь народ и каждого гражданина в отдельности.
(Элиан. «Пестрые рассказы», IX, 19)
Как-то Диоген, прибыв в Олимпию и заметив в праздничной толпе богато одетых родосских юношей, воскликнул со смехом: «Это спесь». Затем философ столкнулся с лакедемонянами в поношенной и неопрятной одежде. «Это тоже спесь, но иного рода», – сказал он.
(Элиан. «Пестрые рассказы», IX, 34)
Когда распространился слух, что Филипп [Македонский] приближается, на коринфян напал ужас, и все принялись за дело: кто готовил оружие, кто таскал камни, кто исправлял стену ‹…›. Диоген, видя это ‹…›, стал усерднейшим образом катать взад и вперед ‹…› большой горшок, в котором он тогда жил. На вопрос кого-то из знакомых: «Что это ты делаешь, Диоген?» – он отвечал: «Катаю мой горшок, чтобы не казалось, будто я один бездельничаю, когда столько людей работает».
(Лукиан. «Как следует писать историю», 3)
* Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». – «А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня».
(Авл Геллий. «Аттические ночи», XVIII, 13, 8)
Диоген, увидев, как ехавший на колеснице олимпионик Диоксипп все больше поворачивал назад голову, заглядевшись на красивую женщину, смотревшую на шествие, и не в силах оторвать от нее глаз, воскликнул: «Смотрите, как бы девчонка не свернула молодцу шею!»
(Плутарх. «О любопытстве», 12)
Однажды афинянин смеялся над ним [Диогеном] в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» ‹…› – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых».
(Григорий Чудотворец. «К Феопомпу», 16)
Диоген ‹…› велел бросить себя без погребения. «Как, на съедение зверям и стервятникам?» – «Отнюдь! – ответил Диоген. – Положите рядом со мной палку, и я буду их отгонять». – «Как же? Разве ты почувствуешь?» – «А коли не почувствую, то какое мне дело до самых грызучих зверей?»
(Цицерон. «Тускуланские беседы», I, 43, 104)
Дион Хрисостом
Дион Хрисостом (Златоуст) из Прусы (Вифиния) (40–120 н. э.), оратор и философ, близкий к киникам. Долго жил в Риме, пользовался покровительством императоров Тита и Траяна.
[О слушателях Диогена: ] Когда он сыпал шутками и насмешками ‹…›, они приходили в восторг, но если он начинал говорить более возвышенно и с жаром, они не могли стерпеть его резкости. ‹…› Подобным же образом дети охотно играют с породистыми собаками, но если те рассердятся и залают громче, ‹…› пугаются до смерти.
Речь 9 («О состязаниях»), 7
* * *Людей учить трудно, а морочить легко.
«Троянская речь в защиту того, что Илион взят не был», 1
Люди морочат не только друг друга, но еще и самих себя.
«Троянская речь», 1
Учиться трудно, но еще трудней переучиваться.
«Троянская речь», 2
Время во всем лучший судия.
«Троянская речь», 5
Почти у всех людей душа так глубоко извращена жаждой славы, что им желанней слышать, как на всех углах кричат об их ужасных несчастьях, нежели остаться безвестными.
«Троянская речь», 6
Люди ‹…› страстно жаждут, чтобы как можно больше было о них разговоров, а каких именно – это им все равно.
«Троянская речь», 10
Из людей Гомер был самым отчаянным вралем и, когда лгал, проявлял не меньше спокойствия и важности, чем когда говорил правду.
«Троянская речь», 23
Большинство людей ‹…› ничего не знает в точности, а только повторяет, что твердит молва, даже если они современники событий; что же до следующего и третьего поколений, то уж они и вовсе ни о чем не имеют понятия и, что им ни скажут, все охотно принимают на веру.
«Троянская речь», 146
Коль скоро что-то немыслимое было однажды усвоено, то уже становится немыслимо не верить этому.
«Троянская речь», 147
Дионисий Галикарнасский
Дионисий Галикарнасский (ок. 60 – ок. 5 до н. э.), ритор и историк. Долго жил и преподавал в Риме.
Во всяком деле перемена – приятная вещь.
«О соединении слов», 12, 69
* В разнообразии перемен красота остается вечно новой.
«О соединении слов», 19, 129
У лучших прозаиков и поэтов достоинства речи бывают одни и те же.
«О соединении слов», 20, 145
* * *В сомнительных случаях время – лучший истолкователь.
«Римские древности», II
* * *История – это философия в примерах.
«Риторика» (неподлинная), XI, 2
Его безыскусственность ‹…› крайне искусственна. (О риторе Лисии.)
Фрагмент (Григорий Богослов. «Письмо к Урсу»)
Зенон Китийский
Зенон Китийский (ок. 336–264 до н. э.), философ, основатель школы стоиков. Родился на Кипре, учился и преподавал в Афинах.
Школьные учителя выживают из ума оттого, что вечно возятся с мальчиками.
(Диоген Лаэртский, VII, 18)
Обладает добродетелью лишь тот, кто постоянно ею пользуется.
(Цицерон. «Вторая Академика», 38)
Все хорошие люди – друзья друг другу.
(Климент Александрийский. «Строматы», V, 14, 95)
Однажды он [Зенон] порол раба за кражу. «Мне суждено было украсть!» – сказал ему раб. «И суждено было быть битым», – ответил Зенон.
(Диоген Лаэртский, VII, 23)
Исократ
Исократ (436–338 до н. э.), афинский оратор и публицист, учитель Демосфена, основатель знаменитой школы красноречия в Афинах. Из-за слабости голоса не мог выступать перед слушателями, зато прославился как мастер письменного красноречия.
* Прекращай занятия, оставаясь в состоянии еще заниматься.
«К Демонику», 14
Что делать постыдно, то ‹…› и говорить нехорошо.
«К Демонику», 14
Приучайся быть не угрюмым, а сосредоточенным, ибо угрюмость создаст тебе репутацию надменного человека, сосредоточенность же – рассудительного.
«К Демонику», 15
Остерегайся клеветы, даже если она лжива, ибо большинство людей истины не знает, в своих суждениях же следует за молвой.
«К Демонику», 17
Упражняй себя добровольными трудами, чтобы при случае быть в состоянии переносить и вынужденные.
«К Демонику», 21
Многие сочувствуют своим друзьям в их несчастье, в счастье же – завидуют.
«К Демонику», 26
Будь доволен тем, что есть, однако стремись к лучшему.
«К Демонику», 29
Никого не попрекай неудачей, ибо судьба распоряжается всеми, и будущее неизвестно.
«К Демонику», 29
Часто, задев кого-либо словами, люди расплачиваются за это делами.
«К Демонику», 33
С кем хочешь подружиться, о тех отзывайся с похвалою перед людьми, которые могут передать о твоих словах. Ведь похвала – начало дружбы, поношение же – вражды.
«К Демонику», 33
Обдумывай решения медленно, приводи их в исполнение быстро.
«К Демонику», 34
Если намерен посоветоваться с кем-нибудь по поводу своих дел, посмотри сначала, как этот человек управляется с собственными.
«К Демонику», 35
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великое наследие древних"
Книги похожие на "Великое наследие древних" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Душенко - Великое наследие древних"
Отзывы читателей о книге "Великое наследие древних", комментарии и мнения людей о произведении.