Михаил Смоленский - Административное право. Учебник

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Административное право. Учебник"
Описание и краткое содержание "Административное право. Учебник" читать бесплатно онлайн.
Подготовлен в соответствии с современной концепцией административного права на основе новейших нормативных правовых актов. Рассматриваются основы административного права, его ведущие институты: предмет и система, отраслевое и государственное управление и др. Сжатое и емкое изложение материала позволяет с наименьшими временными затратами получить тот объем знаний предмета, который поможет квалифицированно разобраться в процессах, происходящих в России.
Для студентов юридических вузов и факультетов, а также всех, кто интересуется проблемами административного права.
По адресату отмечают нормы, регламентирующие:
– организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. разных звеньев аппарата государственного управления;
– административно-правовой статус государственных служащих – работников управленческого аппарата;
– вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
– административно-правовой статус общественных объединений;
– отдельные стороны функционирования разных коммерческих структур;
– административно-правовой статус гражданина.
По пределу действия административно-правовые нормы разделяют на три вида:
1) по территориальному масштабу деятельности – территориальные (действуют в границах государства, государственно-территориальных образований, например нормы КоАП – общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории) и межтерриториальные (действуют в границах нескольких административно-территориальных образований, например акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);
2) по действию во времени – срочные (определен срок действия) и бессрочные (без указания срока действия, т. е. до официальной отмены компетентным органом);
3) по кругу лиц – нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).
Наконец, существуют нормы, устанавливаемые субъектами Федерации, и общефедеральные.
3.3. Способы реализации административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм – это практическое их использование в соответствии с целями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений.
Различают два основных способа реализации административно-правовых норм – исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Исполнение заключается в совершении субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном следовании субъекта управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.
Применение административно-правовых норм заключается в издании уполномоченными органами (должностными лицами) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Акты издаются в процессе решения конкретного дела.
Использование состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Соблюдение административно-правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.
3.4. Административные правоотношения: классификация и содержание
Административно-правовые отношения это урегулированные нормами административного права общественные отношения, где их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления. Так как административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям.
Административно-правовые отношения по своей сути неоднородны, что дает нам возможность классифицировать их по следующим основаниям.
По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.
– материальные – общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права;
– процессуальные – складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:
– вертикальные правоотношения, в которых один из участников подчинен другому. Возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Могут возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения;
– горизонтальные правоотношения, в которых участники не находятся в подчинении друг у друга. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими, а также между гражданами. Могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления.
По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, последние делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Они называются деликтами.
По способу защиты административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.
Особенности, свойственные административно-правовым отношениям:
– урегулированы именно нормами административного права, а не какой-либо иной отрасли права;
– возникают, изменяются и прекращаются в специфической сфере общественной жизни – в сфере государственного управления;
– одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти. Отсюда распространено мнение, что административно-правовые отношения в отличие от иных (прежде всего гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть – подчинение». Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. В управленческих отношениях налицо соподчиненность воль;
– разнообразие субъектов;
– могут возникать, изменяться или прекращаться по инициативе либо самих их участников, либо третьих лиц, в них не участвующих. Согласия или желания второй стороны на возникновение административного правоотношения не требуется. Более того, в ряде случаев оно возникает против его воли (например, наложение административных наказаний, ликвидация или реорганизация структурных звеньев);
– споры рассматриваются и разрешаются, как правило, в административном, т. е. во внесудебном порядке. Основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности;
– невыполнение обязанностей стороной влечет за собой ее ответственность перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.
Административно-правовое отношение имеет состав (структуру). Субъектом называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями.
Необходимо различать понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений». Субъект административного права может быть определен в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не быть их субъектом.
Субъекты административно-правовых отношений:
– граждане России;
– иностранные граждане и лица без гражданства:
– государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;
– общественные (негосударственные) объединения;
– служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений:
– представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.
Необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, т. е. момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений. Правосубъектность возникает:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Административное право. Учебник"
Книги похожие на "Административное право. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Смоленский - Административное право. Учебник"
Отзывы читателей о книге "Административное право. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.