Михаил Смоленский - Административное право. Учебник

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Административное право. Учебник"
Описание и краткое содержание "Административное право. Учебник" читать бесплатно онлайн.
Подготовлен в соответствии с современной концепцией административного права на основе новейших нормативных правовых актов. Рассматриваются основы административного права, его ведущие институты: предмет и система, отраслевое и государственное управление и др. Сжатое и емкое изложение материала позволяет с наименьшими временными затратами получить тот объем знаний предмета, который поможет квалифицированно разобраться в процессах, происходящих в России.
Для студентов юридических вузов и факультетов, а также всех, кто интересуется проблемами административного права.
Государственные организации – это:
– органы исполнительной власти (органы государственного управления);
– государственные предприятия, учреждения и их объединения (корпорации, концерны и т. п.);
– структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.
К негосударственным организациям относятся:
– общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);
– трудовые коллективы;
– органы местного самоуправления;
– коммерческие структуры;
– организации и учреждения.
Разновидностями субъектов административного права являются:
– граждане России; иностранные граждане; лица без гражданства (физические лица);
– Президент РФ, главы субъектов Федерации;
– федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации;
– государственные служащие, государственные предприятия, учреждения и организации;
– негосударственные организации и учреждения;
– органы местного самоуправления, муниципальные предприятия; организации и учреждения;
– фонды, общественные объединения, религиозные объединения;
– иностранные организации и организации с участием иностранного капитала; организации и учреждения.
Под физическими лицами понимаются люди, человек как биологическое существо. В юридическом смысле слова – граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.
Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения, ибо сами эти понятия правовые.
Гражданин России характеризуется его прочной правовой связью с российским государством, иностранный гражданин – с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют такой связи ни с одним из государств.
Особую категорию субъектов административного права образуют физические лица, общегражданский статус которых одновременно сочетается с выполнением государственно-властных полномочий, – должностные лица.
Совокупность прав, свобод гражданина и их гарантий, а также его обязанностей составляет содержание его правового статуса. В его основе лежат нормы Конституции РФ, Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», других законодательных актов России и субъектов Федерации.
Административно-правовой статус граждан – это часть их общего статуса.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право– и дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и исполнять обязанности административно-правового характера. Возникает она с момента рождения гражданина. Все граждане России обладают равным объемом административной правоспособности. Объем административной правоспособности может быть изменен только государством путем издания соответствующих правовых актов.
Административная правоспособность граждан может определяться применительно к возрасту, уровню образования, состоянию здоровья граждан и т. п. Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограничена в случаях и порядке, определенных законодательством, например в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав.
Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан, обществом.
Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности. Моментом прекращения правоспособности гражданина признается его смерть.
Административная дееспособность гражданина – признаваемая за ним способность своими собственными действиями реализовать в сфере исполнительной власти принадлежащие права и возможные обязанности.
Административная дееспособность гражданина – это его способность своими действиями приобретать, а также осуществлять права, исполнять обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами.
Наступление административной дееспособности связывается, как правило, с достижением определенного возраста. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Однако в разных сферах ограниченная дееспособность может возникать до достижения совершеннолетия. Так, административная ответственность граждан наступает с 16 лет. До этого момента за административные проступки несовершеннолетних граждан несут ответственность родители или лица, их заменяющие. Определенные меры дисциплинарного взыскания могут применяться к учащимся образовательных учреждений вплоть до отчисления из школы (частичная дееспособность, которая наступает с 7 лет).
Не все граждане России обладают одинаковой административной дееспособностью. Так, не обладают административной дееспособностью лица, страдающие некоторыми психическими заболеваниями, а также граждане, которые в соответствии с законом и на основании судебного решения признаны недееспособными либо ограничены в дееспособности.
На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют свои права и исполняют обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения. Самой важной сферой реализации административной правоспособности граждан была и остается система исполнительной власти, которая связана с возможностью граждан вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной являются орган исполнительной власти, должностное лицо либо организация или ее представитель, которые обладают полномочиями административно-правового характера.
Административно-правовые отношения между гражданами и органами исполнительной власти возникают в связи:
– с использованием гражданами их прав в сфере исполнительной власти;
– выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность по защите Отечества, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и т. д.);
– нарушениями прав и законных интересов граждан, защитой и восстановлением нарушенных прав;
– нарушением гражданином его обязанностей перед государством.
5.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
Конституция РФ закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17).
Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют личные общегражданские права и исполняют обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.
Права граждан в сфере государственного управления делятся следующим образом.
В зависимости от механизма их реализации:
– абсолютные – права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот, защищать, например право на отдых, на труд;
– относительные – права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности.
В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения:
– общие права граждан – распространяются на все отрасли и сферы управления, например право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц;
– специальные права – права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например в сфере экономики: каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности.
По содержанию права делятся на три вида:
1) право на участие в государственном управлении, например право на государственную службу и на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан;
2) право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций, например право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи;
3) право на защиту, например административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Административное право. Учебник"
Книги похожие на "Административное право. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Смоленский - Административное право. Учебник"
Отзывы читателей о книге "Административное право. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.