Ольга Смирнова - Энциклопедия по святым местам центра России
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Энциклопедия по святым местам центра России"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия по святым местам центра России" читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание представляет собой обзор многовековой духовной истории русского народа в ее взаимодействии с историческим развитием государства. В нем собраны сведения о 362 храмах и 187 монастырях. Книга станет незаменимым помощником в путешествиях по России, пригодится учителям Основ Православной Культуры, а также всем, кто интересуется историей.
В 1740 г. в монастыре была учреждена Суздальская семинария, для занятий прислан из Киева иеромонах Иустин Илляшевич. Но семинария просуществовала только четыре года. Занятия семинарии, прерванные на одиннадцать лет, продолжились после в суздальском архиерейском доме.
В 1764 г. монастырь потерял свои вотчины, а в 1767 г. при нем была учреждена т. н. «крепость» – отделение для «безумствующих колодников», а затем и для лиц, совершивших преступление против веры и церкви. Тюрьма в монастыре была закрыта только в 1905 г. Одним из самых известных ее узников был вещий монах Авель, о котором говорили, что он предсказал имена всех императоров России XIX в. И приход на их смену «мужичьей» власти. В монастыре особенно почитались две древние иконы: Корсуньский и Владимирский образа Божией Матери. Корсуньская икона была вкладом казначея Ивана Грозного Демида Ивановича Черемисинова, славившегося своим богатством и расположением царя. Богатейший оклад иконы является характерным памятником первоклассных работ этого времени.
Теплая Успенская и Благовещенская «о двух шатрах» церкви XVI в. были перестроены в позднее время и потеряли шатровые верха.
Столпообразная колокольня-звонница стояла отдельно от храма. Подобных звонниц в русской архитектуре известно всего пять. Она имела богатый красный звон. Самый большой колокол был вылит в 1691 г. и весил 566 пудов. Другой колокол «полиелейный» весом 355 пудов, был отлит усердием Демида Черемисинова в 1599 г., затем неоднократно переливался.
После смерти настоятеля Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря архимандрита Досифея, на этот пост был назначен иеромонах Серафим. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и назначен благочинным монастырей Владимирской епархии.
Он нашел древнюю обитель разрушающейся, обновил ее на собранные им пожертвования и за пять лет своего управления привел в цветущее состояние. Особые усилия были предприняты им по благоустройству арестантского отделения Суздальской тюрьмы-крепости, он устроил и библиотеку для узников. Такое отношение архимандрита Серафима к арестантам сказалось сразу – девять закоренелых сектантов вернулись в православие, что позволило ему ходатайствовать перед Св. Синодом об освобождении остальных. По его ходатайству тринадцать человек были выпущены на свободу, и тюрьма фактически перестала существовать.
О. Серафим занимался подготовительными работами к празднованию 500– летия со дня кончины преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца, и составил жизнеописание этого святого. Но отпраздновать в Суздале этот юбилей ему не пришлось. 14 февраля 1904 г. он был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, где пробыл год, а в 1905 г. был хиротонисан во епископа Сухумского.
В 1922 г. настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря Патриарх Тихон назначил игумена Леонтия (Стасевича), причисленного впоследствии Русской Православной Церковью к лику преподобноисповедников. В то время, часть братии сочувствовала обновленчеству и невзлюбила нового наместника, о нем стали злословить и даже пытались избить. В 1923 г. Спасо-Евфимьев монастырь был закрыт и приспособлен под тюрьму. Игумен Леонтий перешел служить в приходские храмы Суздаля.
В настоящее время весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Покровский женский монастырь. Покровский женский монастырь, стяжавший славу темницы опальных княгинь, был основан в 1364 г. суздальским князем Андреем Константиновичем, братом великого князя Бориса, по обету, в благодарность за спасения от потопления в бурю на Волге. Князь обратился к св. епископу Суздальскому Иоанну и прп. Евфимию, с просьбой указать место для постройки. Место было выбрано на правом берегу реки Каменки, там и срубили Покровскую церковь.
Первой игуменьей епископ Иоанн избрал мать (по другим сведениям – близкую родственницу) прп. Евфимия, которая до того времени монашествовала в Суздальском Александровском монастыре.
В 1518 г. монастырь посетили великий князь Василий Иванович с супругой Соломонией, дочерью боярина Георгия Константиновича Сабурова. По приказу Василия Ивановича, деревянная церковь монастыря была заменена каменной.
Василий Иванович и Соломония были обвенчаны митрополитом всея Руси Симеоном 4 сентября 7014 г. в Московском Успенском соборе. В браке они прожили двадцать лет, после чего, по приказу великого князя, Соломония была насильственно пострижена в монахини с именем София и сослана в Каргополь, а затем переведена в Суздальский Покровский монастырь. Официальной причиной пострига великой княгини была объявлена ее бездетность. Но вскоре по Москве поползли слухи, что в монастыре княгиня родила сына и назвала его Георгием, мальчик умер и был тайно похоронен в усыпальнице Покровского монастыря, в гробнице Анастасии Шуйской. Позже сложились даже легенды, что на самом деле мальчик остался жив, вырос и стал известным в свое время разбойником Кудеяром. В 1934 г. гробница Анастасии Шуйской была вскрыта, примечательно, что там был обнаружен сверток тканей, связанный пояском с кисточками. Можно предположить, что княгиня, опасаясь за жизнь сына, передала его кому-то на воспитание, инсценировав его похороны.
Безропотно София (Сабурова) прожила в монастыре семнадцать лет, здесь же, приняв схиму, скончалась в 1543 г. и была погребена. Ее почитали святой, при гробе совершались чудеса. Праведную Соломонию особенно чтила царица Ирина Годунова, страдавшая от неплодия. В XVII в. архиепископ Суздальский Серапион, по благословению Патриарха, причислил ее к лику святых. Но при Петре I было запрещено совершать молебны праведной Софии, и с тех пор у гроба ее стали совершаться только панихиды.
Участь Соломонии повторила ее племянница Евдокия Сабурова, по каким-то причинам сосланная в Покровский монастырь своим тестем Иваном Грозный. Здесь же она была погребена. Новую жену царского сына Ивана, Прасковью Соловой, постигла та же участь, она была сослана в Покровский монастырь, и лишь по прошествии многих лет, была переведена в один из московских монастырей. В 1576 г. Иван Грозный сослал сюда одну из своих жен Анну Васильчикову, здесь она и умерла. В его царствование, Покровский монастырь пополнился многими сестрами, из числа вдов князей, казненных за измену. Здесь была заключена многострадальная Ксения Годунова, она скончалась в 1622 г. и погребена в усыпальнице Годуновых в Троице– Сергиевой лавре. В Покровский монастырь была сослана княгиня Екатерина Григорьева, жена Дмитрия Шуйского и дочь Малюты Скуратова. В 1610 г. сюда прибыла жена В.И. Шуйского Мария Петровна. Последней узницей обители стала жена Петра I Евдокия Лопухина. Она прожила здесь до 1718 г., когда была переведена в Шлиссельбургскую крепость. Когда на Российский престол взошел внук Евдокии Петр II, она получила свободу, и провела остаток дней в московском Новодевичьем монастыре.
С кончиной знатных инокинь, их имущество, родовые драгоценности и вотчины поступали в собственность монастыря. Так Покровский монастырь стал одним из самых богатых в России, а ризница его хранила много ценных предметов.
Главный храм монастыря – Покровский собор, был освящен епископом Суздальским и Тарусским Симеоном 1 октября 1518 г., в день праздника Архистратига Михаила. В его стенах были погребены: прав. Соломония (Сабурова), дочь царя Василия Шуйского Анастасия (маленькое надгробие рядом с гробницей Соломонии), сестра великого князя Василия Ивановича инокиня Александра, супруга Ивана Грозного Анна Колтовская, княгиня Александра Полоцкая, княгиня инокиня Евфимия Щемячищева, княгиня Евпраксия и племянница ее Ирина Нагих, жена Ивана Ивановича Шуйского инокиня Марфа, княгиня инокиня Анастасия Кислых, и другие жены из родов Ногтевых, Татевых, Скопиных, Бельских. Всего под спудом Покровского собора двадцать семь исторических гробниц.
В иконостасе Покровского собора находятся иконы 1688–1689 гг., принадлежащие кисти Артемия Катунцова, ученика Симона Ушакова. Икона Николая Чудотворца, превосходного новгородского письма, была принесена в обитель инокиней Александрой Сабуровой. Другая интересная икона «Ты еси иерей во век по чину Мелхиседекову», превосходных последних новгородских писем, ею в 1559 г. новгородский архиепископ Леонид благословил сына Ивана Грозного царевича Ивана Ивановича.
Теплая церковь во имя Зачатия св. Анны, построена в конце XVI в. В древности, при ней упоминался Смоленский придел. В конце XVII в. церковь была перестроена и лишилась былых украшений. 29 октября 1783 г. храм был заново освящен епископом Суздальским и Юрьевским Тихоном.
На месте небольшой кельи Соломонии Сабуровой, под колокольней, появилась церковь Происхождения Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
На святых воротах была устроена церковь Благовещения с приделами Св. Троицы и Архистратига Михаила. Освящена 30 августа 1706 г. Рядом, в ограде, находились покои царицы Евдокии Лопухиной и именно с ее именем связывают устроение этой церкви.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия по святым местам центра России"
Книги похожие на "Энциклопедия по святым местам центра России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Смирнова - Энциклопедия по святым местам центра России"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия по святым местам центра России", комментарии и мнения людей о произведении.