» » » Петр Каптерев - Задачи семейного воспитания. Избранное


Авторские права

Петр Каптерев - Задачи семейного воспитания. Избранное

Здесь можно купить и скачать "Петр Каптерев - Задачи семейного воспитания. Избранное" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Беременность, ожидание детей, издательство Литагент «Карапуз»80684f87-4d80-11e5-8205-0025905a0812, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Петр Каптерев - Задачи семейного воспитания. Избранное
Рейтинг:
Название:
Задачи семейного воспитания. Избранное
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-8403-1109-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Задачи семейного воспитания. Избранное"

Описание и краткое содержание "Задачи семейного воспитания. Избранное" читать бесплатно онлайн.



Кому не приходилось быть слушателем родительских жалоб, что вот, в сыне или дочери неожиданно открылись такие-то недостатки, взявшиеся Бог знает откуда… Как узнать их причину и истоки, вовремя заметить и найти способ скорректировать и справиться с ними, вы узнаете, прочитав эту книгу.

В книге представлены статьи и фрагменты психолого-педагогических трудов выдающегося русского педагога Петра Фёдоровича Каптерева (1849–1922), посвящённые семейному воспитанию, развитию ребёнка дошкольника.

Вы узнаете, в чём главные задачи семейного воспитания, как сохранить дружбу своих детей, гармонию отношений между поколениями, об общественно-нравственном развитии и воспитании детей, о нравственном закаливании.

В целом – это своеобразная энциклопедия воспитания ребёнка в семье, написанная знатоком семейного воспитания.

Эта книга является незаменимым пособием в воспитании и обучении детей. Она будет полезна преподавателям и студентам педагогических учебных заведений, учителям начальных классов, педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернёрам и, в первую очередь, родителям.






Петр Федорович Каптерев

Задачи семейного воспитания. Избранное

© Издательский дом «Карапуз», 2005.

© М.В. Богуславский, К.Е. Сумнительный – составление, вступительная статья, примечания, 2004.

К читателям

Есть педагогические идеи, которым не суждено пережить породившие их социально-политические условия, а есть идеи, основанные на объективных исследованиях мира детства и закономерностях развития человека. Именно они остаются не только в истории педагогики, но и определяют педагогическую практику, помогают честно отвечать на извечные вопросы о том, как и чему учить новое поколение, как его воспитывать. К педагогам, чьи труды наполнены такими идеями, относится незаслуженно забытый в советское время замечательный российский ученый, разработчик теории педагогического процесса и его роли в формировании личности свободного гражданина и общественного человека, Пётр Фёдорович Каптерев. его теории выдержали испытание временем, они современны и актуальны по сей день. Знакомство с работами выдающегося педагога поможет современным воспитателям, и прежде всего родителям, определить направление своих воспитательных воздействий, найти опору при выстраивании взаимоотношений с собственными детьми.

Знаток семейного воспитания

Петр Федорович Каптерев родился 20 июля 1849 г. Его отец служил приходским священником в селе Кленово Подольского уезда Московской губернии.

После окончания в 1872 г. духовной академии П.Ф.Каптерев, поскольку он не принял монашество или священнический сан, должен был шесть лет прослужить преподавателем в системе высших и средних духовных учебных заведений. Талантливый выпускник был избран Советом Санкт-Петербургской духовной семинарии преподавателем философских учений (логики, психологии, дидактики, педагогики). Молодой преподаватель сразу же снискал уважение коллег и семинаристов. Ему доверили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. Всех покоряли личность Каптерева, сила его интеллекта, обширность и глубина знаний, способность ясно их излагать.

Тогда же у педагога проявилась склонность к общественной деятельности: он был принят в Петербургское педагогическое общество. В 1874 г. П.Ф.Каптерев стал членом совета Петербургского Фребелевского общества, где читал лекции по педагогике и психологии слушательницам курсов, готовивших воспитательниц детских садов. Работу на этих курсах он вел в течение четверти века.

По свидетельству авторитетного издателя Н.Рубакина, П.Ф. Каптерев уже к началу 90-х годов XIX столетия был одним из самых популярных авторов, книги которого читались не только педагогами и родителями, но и всеми, кто занимался самообразованием. Однако, как уже отмечалось в первой части этой книги, среди его многогранного творчества есть тема, которая проходит через всю деятельность замечательного педагога, это – семейное воспитание.

Участие Каптерева в Родительском кружке сыграло важную роль в разработке вопросов семейного воспитания. С 1884 г. на протяжении многих лет он ежегодно делает доклады о развитии личности и воспитании ребенка в семье.

Основная цель этой деятельности выдающегося педагога – вовлечь в гуманное воспитание детей отцов и матерей.

Научные труды Родительского кружка привлекли внимание западноевропейской общественности. На выставке в Льеже в 1906 г. Петербургский кружок получил первую премию среди кружков Франции, Англии, Германии и других европейских кружков такого же типа.

Анализируя особенности детской природы и детского развития, Каптерев пришел к выводу, что развитие ребенка имеет непрерывный и определенным образом направленный характер, но вместе с тем оно многосторонне и может проходить с разной скоростью для разных детей, а также ускоряться и замедляться и даже останавливаться. Каким же образом можно воздействовать на развитие ребенка? Как избежать развития дурных наклонностей? Педагог дает рекомендацию, в которой две основные составляющие: первая – это общее оздоровление атмосферы (особенно психологической) в окружении ребенка, когда отрицательным тенденциям не будет создано возможностей для реализации; вторая – укрепление положительных тенденций, которые будут своей силой побеждать плохое в человеке. Исходя из этого, можно предполагать, что Каптерев был сторонником организации психолого-педагогической поддержки развития ребенка.

Под впечатлением от идей Фребеля – немецкого педагога-новатора, который разработал систему дошкольного воспитания, распространившуюся затем в разных странах (Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении с другими детьми необходимо организовать занятия его в обществе сверстников, которому он дал поэтическое название «детский сад»), и его «даров» (так Фребель называл предметы, которые он использовал как дидактический материал, – шары, кубы, цилиндры и т. п.), Каптерев делает вывод, что в детских играх такие предметы могут быть использованы как для специальных упражнений, развивающих органы чувств, так и в качестве материала для конструирования, который дети могли бы превращать во все, что подскажет воображение, строя из него всевозможные комбинации.

Исследования Каптерева по детской психологии приводят его к стойкому убеждению, что воспитание должно начинаться в семье, а для этого семья или ее члены, отвечающие за воспитание детей, должны быть соответствующим образом подготовлены. Он с горечью замечает: «Современные матери отстали от одного берега – способа воспитания своих матерей и бабушек, и не пристали к другому – новому научному воспитанию».

Понимая этот кризис в семейном воспитании, Каптерев принимает живое участие в работе Родительского кружка, где и становится инициатором выпуска 10 брошюр серии «Энциклопедия семейного воспитания», посвященной вопросам воспитания детей преимущественно дошкольного возраста. Принимая во внимание небольшое количество детских садов и бурную дискуссию вокруг них, в которой Каптерев принимал живое участие, в брошюрах рассматривалось в основном домашнее воспитание. Их авторами становятся виднейшие педагоги и литераторы того времени: А. Н. Острогорский, И. А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, П. И. Ковалевский, А. Ф. Кони и другие. Эта серия, состоявшая из небольших книг, была посвящена вопросам воспитания и обучения детей, преимущественно дошкольного возраста, т. е. фактически домашнему воспитанию и обучению, а также физическому развитию и сохранению здоровья детей младшего возраста. Сам Петр Федорович издает в этой серии свои «Основные начала семейного обучения (Дидактика семьи)».

Как уже отмечалось, в первой книге данного издания важным для психического равновесия ребенка является вопрос взаимодействия с родителями. Петр Федорович выделил два основных типа семьи. Первый тип – где главное место занимают интересы взрослых, а дети являются придатком, иногда забавным, а иногда и утомительным. Второй тип – где на первом плане находятся дети, их счастье и интересы. Каптерев считает обе позиции ошибочными.

Главная задача родителей и педагогов, по мнению Каптерева, заключается в подготовке детей к тому, чтобы они имели собственные убеждения и умели реализовывать их в соответствии с общечеловеческими интересами и идеалами. «Способность образовывать убеждения – самое главное и основное дело», – обобщает Каптерев. Педагог предлагает и путь реализации этого направления в воспитании. По его мнению, у детей должна быть сфера деятельности, им принадлежащая, «чтобы они были хозяевами в своем детском мирке». Взрослый, по мнению Каптерева, должен вмешиваться в детские дела только когда у малыша не хватает сил и опыта для реализации задуманного. Чтобы понять и почувствовать грань своего вмешательства, взрослые должны воспринимать ребенка как личность. Каптерев совершенно справедливо замечает: «нет достаточных оснований принуждать детей видеть справедливость на той стороне, на которой, по их детским убеждениям, ее нет».

Семейное обучение педагог разделил на первоначальное самообучение и семейное систематическое обучение. Первое начинается с самого рождения ребенка. В ходе первоначального самообучения ребенок получает информацию о внешнем мире, прежде всего через органы чувств. Задача семьи в этот период создавать ребенку разнообразные возможности для знакомства с окружающим миром, оберегая от впечатлений, которые могут вызвать негативные эмоции. Помогая становлению речи ребенка, необходимо обучать его правильному произношению слов, знакомить с новыми словами и понятиями.

Под систематическим семейным обучением Каптерев понимает и определение взрослыми общего направления образования ребенка и конкретные домашние занятия по предметам. При этом Петр Федорович рекомендовал помогать детям и в школьных занятиях, но не делая за них домашние задания, а разъясняя то, что дети не поняли на уроках. При этом, по мнению педагога, не должно прекращаться и познание окружающего мира через самостоятельные наблюдения детей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Задачи семейного воспитания. Избранное"

Книги похожие на "Задачи семейного воспитания. Избранное" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петр Каптерев

Петр Каптерев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петр Каптерев - Задачи семейного воспитания. Избранное"

Отзывы читателей о книге "Задачи семейного воспитания. Избранное", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.