» » » » Александр Слесарев - Судебно-арбитражное толкование норм гражданского права


Авторские права

Александр Слесарев - Судебно-арбитражное толкование норм гражданского права

Здесь можно купить и скачать "Александр Слесарев - Судебно-арбитражное толкование норм гражданского права" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Слесарев - Судебно-арбитражное толкование норм гражданского права
Рейтинг:
Название:
Судебно-арбитражное толкование норм гражданского права
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-94201-436-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Судебно-арбитражное толкование норм гражданского права"

Описание и краткое содержание "Судебно-арбитражное толкование норм гражданского права" читать бесплатно онлайн.



Работа посвящена вопросам толкования гражданско-правовых норм. Авторская позиция основывается на особенностях гражданско-правового регулирования отношений, которое содержит пробелы, допускает применение аналогии и в целом носит дозволительный характер. Эти особенности требуют от субъектов правоприменительной деятельности уяснить смысл и суть правовых норм, выявить волю законодателя путем толкования.

Книга насыщена примерами из судебно-арбитражной практики. В приложении приводятся постановления Пленума ВАС РФ и совместные постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ.

Издание адресовано судьям арбитражных судов, юристам, специализирующимся на ведении дел в арбитражных судах, а также всем интересующимся вопросами толкования правовых норм и практикой разрешения различных категорий экономических споров.






Согласно ст. 103 Устава автотранспортные предприятия и организации до внесения провозной платы грузы к перевозке не принимают. В виде исключения, до внесения провозной платы грузы могут быть приняты к перевозке автотранспортным предприятием или организацией по разрешению вышестоящего по отношению к ним органа.

Однако положения этой статьи были рассчитаны на ситуацию, когда автотранспортные предприятия (организации) являлись государственными и перевозки грузов автомобильным транспортом планировались.

При перевозке грузов автоперевозчиками, действующими в форме хозяйственных обществ и товариществ, а также индивидуальных предпринимателей, вопрос о сроках внесения провозной платы и ответственности за их нарушение решается сторонами при заключении договора перевозки.

Поскольку в договоре от 01.06.2000 № 8-Г нет прямого указания на применение сторонами ст. 103 Устава, она не может быть применена.

Проценты за несвоевременное внесение провозной платы, предусмотренные ст. 103 Устава, являются не ответственностью, а провозной платой.

Поэтому, если клиент не оплатил выставленный перевозчиком счет на оплату тарифа за перевозку груза, последний вправе применить ст. 395 Кодекса.

Поскольку судебные акты были приняты без всестороннего исследования обстоятельств дела, они были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Архангельской области[116].

Таким образом, анализ транспортного законодательства, проведенный в процессе судебного рассмотрения спора, показал, что отдельные предписания, установленные Уставом автомобильного транспорта, не соответствуют как характеру общественных отношений, сложившихся в данной сфере и на данный момент (предмету гражданско-правового регулирования), так и способам этого воздействия (методу гражданско-правового регулирования). Судебно-арбитражная практика внесла определенность в сложившуюся правовую ситуацию, признав соответствующие предписания не подлежащими применению как противоречащие предмету и методу гражданского права.

Действительно, в дореформенном гражданском законодательстве в предмет гражданско-правового регулирования нередко включались наряду с «чисто» имущественными отношениями (экономическими отношениями, построенными на началах координации) общественные отношения, в которых заметную роль играли субординационные начала. К ним относились и те элементы перевозочных отношений, в которых решающее значение приобретали полномочия вышестоящих для перевозчика организаций. Как правильно отметил суд, положения ст. 103 Устава рассчитаны на ситуацию, когда автотранспортные организации являлись государственными и перевозки грузов автомобильным транспортом планировались. Ни того, ни другого в настоящее время нет.

Что касается метода правового регулирования, то использование данной категории в специально-юридическом толковании видится нам в том, что суды указали на необходимость в данной ситуации специально-договорного регулирования соответствующих общественных отношений. Суд исходил из того, что указанное нормативное предписание (имеется в виду ст. 103 Устава) при отсутствии соответствующей санкции в договоре применяться не должно.

Как отметил В. Ф. Яковлев, преобладание в гражданском праве дозволительных норм не означает, что в нем отсутствуют нормы-запреты и нормы обязывающего характера. И те, и другие здесь присутствуют. Но они, во-первых, не являются в гражданском праве в отличие от дозволительных норм преобладающими, и, во-вторых, не имеют здесь самостоятельного применения, а используются в рамках в целом праеонаделителъного регулирования для конструирования субъективных прав и обеспечения их осуществления. И далее он отмечает, что важнейшей чертой гражданско-правового метода регулирования является правовая инициатива, поскольку субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои права своими собственными действиями по своей инициативе и по своей воле. В основе динамики гражданских правоотношений лежат собственные волевые действия участников гражданских правоотношений. Главным юридическим фактом в гражданском праве выступает сделка и наиболее распространенный ее вид – договор[117].

Категории предмета и метода гражданско-правового регулирования были плодотворно использованы и в других делах.

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрел протест на решение Арбитражного суда Приморского края от 16.02.01 по делу № А51-1672/00-11-11 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.05.01 по тому же делу.

Было установлено, что автономная некоммерческая организация «Морские лоцманы Находки» (далее – лоцманская организация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Судоходная компания „Дальэко-Плюс“» (далее – судовладелец) о взыскании 10 128 долларов 52 центов США задолженности по оплате лоцманских услуг за период с 10.03.99 по 07.02.2000.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, со стороны ответчика привлечена морская администрация порта Находка (далее – администрация).

Решением от 23.06.2000 иск удовлетворен в сумме 1739 долларов 61 цента, в остальной части иска отказано со ссылкой на неправильное определение истцом количества операций, выполненных им при оказании лоцманских услуг.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2000 решение отменено, в иске отказано, поскольку оплату за оказанные услуги истец вправе требовать от администрации, которая является заказчиком этих услуг. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 14.11.2000 указанные судебные акты отменил в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, дело передал на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела решением от 16.02.01 в иске отказано. Суд указал на то, что истец не обладает правом взимать лоцманский сбор, это право предоставлено администрации. Обязательственные отношения, связанные с оказанием лоцманских услуг, возникли у ответчика не с истцом, а с администрацией. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 07.05.01 решение оставил без изменения.

В протесте предлагалось решение Арбитражного суда Приморского края от 16.02.01 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.05.01 по настоящему делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Президиум протест удовлетворил по следующим основаниям.

Как следовало из материалов дела, лоцманская организация была учреждена решением Совета межрегионального общественного объединения «Ассоциация морских лоцманов России» 25.11.97. Согласно Уставу истца организация создана для обеспечения безопасного, своевременного и квалифицированного лоцманского обслуживания морских судов. Деятельность организации находится под специальным государственным контролем (со стороны капитана порта). Организация осуществляет предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством России только для тех целей и только в том объеме, для которых она создана. Прибыль, полученная организацией в результате осуществления предпринимательской деятельности, не распределяется между ее учредителями, а направляется на цели, ради которых создана организация (п. 2.1, 2.4 Устава).

Истцом была получена лицензия на осуществление лоцманской проводки.

В соответствии с обязательными постановлениями по Находкинскому морскому торговому порту лоцманское обеспечение в порту, в том числе при перестановке и перешвартовке, является обязательным для всех судов, кроме судов, капитаны которых имеют разрешение капитана порта на право плавания без лоцмана.

Во исполнение обязательных постановлений между лоцманской организацией и администрацией заключен договор от 27.12.97 № 2, в соответствии с которым истец на основании поданных заявок осуществляет лоцманские услуги судам в районе лоцманской проводки от приемного буя 1 залива Находка до причалов порта Находка.

Согласно п. 2.1.7, 2.1.8 договора при взимании лоцманских сборов истец обязан соблюдать ставки, установленные Министерством экономики Российской Федерации, и использовать эти сборы на развитие и обеспечение своей деятельности. Договор не предусматривал права администрации на получение лоцманского сбора или какой-либо его части.

Как следует из материалов дела, в период с марта 1999 г. по февраль 2000 г. истец оказывал ответчику услуги по осуществлению лоцманской проводки судов. По утверждению истца, стоимость услуг составила 14 076 долларов 40 центов США. Фактически ответчиком было оплачено 3947 долларов 88 центов США, недоплата составила 10 128 долларов 52 цента США. Указанная задолженность явилась основанием для обращения с настоящим иском.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Судебно-арбитражное толкование норм гражданского права"

Книги похожие на "Судебно-арбитражное толкование норм гражданского права" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Слесарев

Александр Слесарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Слесарев - Судебно-арбитражное толкование норм гражданского права"

Отзывы читателей о книге "Судебно-арбитражное толкование норм гражданского права", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.