Татьяна Будякова - Индивидуальность потерпевшего и моральный вред

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Индивидуальность потерпевшего и моральный вред"
Описание и краткое содержание "Индивидуальность потерпевшего и моральный вред" читать бесплатно онлайн.
Автор настоящей работы – Татьяна Петровна Будякова, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.
Книга посвящена анализу категорий гражданско-правового института компенсации морального вреда. Дается психолого-правовая характеристика понятий «физические страдания», «нравственные страдания», «индивидуальные особенности потерпевшего» и др. Рассматриваются способы учета индивидуальности потерпевшего при определении меры претерпеваемых им страданий.
Для практикующих юристов, психологов, занимающихся экспертной деятельностью, а также преподавателей, аспирантов и студентов юридической и психологической специальностей, широкого круга читателей.
В современной психологии выделены факторы, которые позволяют оценить разрушительное действие психической травмы на организм человека. Это: а) особенности самого психотравмирующего события; б) состояние защитных сил организма; в) дополнительные факторы риска.
К особенностям психотравмирующего события относятся: внезапность, отсутствие похожего опыта, длительность, недостаток контроля и др[101]. Перечисленные здесь признаки могут иметь также статус оцениваемых обстоятельств причинения морального вреда в виде физических страданий.
Состояние защитных сил личности – это ее способность противостоять травматическому событию, вырабатывать конструктивное поведение в экстремальной кризисной ситуации. Чувствительность человека к психотравмам определяется уровнем его стрессоустойчивости. В настоящее время разработаны некоторые методики измерения стрессоустойчивости[102].
На индивидуальную чувствительность человека к психотравмам могут оказывать влияние: пол; возраст; уровень умственного развития; актуальная структура личности (наличие таких свойств, как незрелость, гиперчувствительность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, стремление к подавлению эмоций, склонность выступать в роли жертвы, стремление к удерживанию травматического опыта); генетическая предрасположенность; физиологическое состояние в момент получения травмы (особенно при истощении, нарушении режимов сна и питания), силовая устойчивость, которая определяется как показатель уровня физиологического состояния готовности организма к выполнению физических нагрузок, превышающих нормальный уровень, в том числе в стрессовых ситуациях[103].
К дополнительным факторам риска, снижающим способность личности к преодолению травматических стрессовых переживаний, психологи относят такие индивидуальные особенности потерпевшего, как:
– предшествующий травматический опыт (например, в связи с перенесенным физическим насилием в детстве, несчастными случаями в прошлом);
– наличие алкогольной или наркотической зависимости;
– множественность стрессов на определенном временном отрезке;
– неопределенность отдаленных последствий экстремального события и др.[104]
Очевидно, что понимание уровня физических страданий как состояния психической травмы позволяет оценить их степень с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего. Другими словами, этот показатель отвечает требованиям логической конструкции ст. 1101 Гражданского кодекса РФ.
Представляется, что вторичный моральный вред должен оцениваться по тем же основаниям, что и первичный. Рассмотрим, к примеру, нравственные негативные переживания, ставшие продуктом физических страданий. Нет смысла доказывать очевидное положение о том, что болезненные изменения в организме переживаются и на личностном уровне. Еще в античных учениях здоровье рассматривалось как нравственное благо[105]. Потери, связанные с этим благом, являются переживаниями в виде нравственных чувств.
Ели речь идет о телесных повреждениях, то мера нравственных страданий связана с социальной значимостью части тела, подвергшейся вредоносному воздействию. В Салической правде это обстоятельство нашло отражение в дифференциации наказания за телесный вред. В главе «О нанесении увечий» указывается, что «если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62,5 сол; если оторвет нос, присуждается к уплате 45 сол; если оторвет ухо, присуждается к уплате 15 сол»[106].
В Уголовном кодексе Австрии к тяжкому вреду относится только бросающееся в глаза обезображивание, что говорит о намерении законодателя в большей мере защитить потерпевшего как личность. Видимое другими увечье, обезображивание лица формируют у человека комплекс личностного образца – один из самых трудных для психологической коррекции. В таких случаях имеет место не просто телесное повреждение, а умаление такого нравственного блага, как телесное совершенство, если использовать термин Сократа[107]. Поэтому очевидно, что степень нравственных страданий в случае причинения физического вреда потерпевшему должна оцениваться по тем же правилам, что и первичные нравственные страдания.
Физические переживания, сопряженные с нравственными страданиями, выступающие также как вторичный моральный вред, должны оцениваться по правилам оценки первичных физических страданий. В медицине давно известны случаи, когда моральные травмы делали человека инвалидом.
Определенная специфика в оценке степени морального вреда присутствует в ситуации, где потерпевший претерпевает одновременно как физические, так и нравственные страдания, поскольку один вид переживаний может увеличивать степень другого переживания. Так, истязания в присутствии близкого человека могут увеличить физические страдания истязаемого. В судебной практике Елецкого городского суда было рассмотрено дело о причинении побоев музыканту. В материалах дела было отмечено, что физические страдания пострадавшего увеличились из-за ситуации произошедшего, поскольку его одновременно унизили и как личность. Побои были совершены скрипкой – инструментом, который был лично дорог пострадавшему. Истец считал, что подобными действиями унижено и его профессиональное достоинство[108].
Представляется, что в таких случаях надо отдельно определять степень как физических, так и нравственных страданий, а сумма компенсации должна представлять собой общий итог от сложения суммы за физические и нравственные страдания. В то же время результаты судебно-медицинской экспертизы, оценивающей физический вред, и судебно-психологической, которой подлежит оценка физических и личностных переживаний, должны соотноситься друг с другом и дополнять одна другую. Судебно-психологическую экспертизу такого рода, по нашему мнению, должны выполнять медицинские психологи.
Глава 2. Учет индивидуальных особенностей потерпевшего при определении степени его физических и нравственных страданий
§ 1. Понятие и классификации индивидуальных особенностей потерпевшего
Понятие индивидуальности в правовой литературе рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле под ним понимается совокупность всех личных неимущественных прав человека. Это делается в целях подчеркивания специфики этих прав в отличие от иных, например имущественных. Иногда системе личных неимущественных прав дается общее название права на индивидуальность. Например, у И. А. Покровского об этом сказано так: «Перед лицом современного правосознания общество не стадо однородных человеческих особей, величин заменимых, а союз самоценных личностей, имеющих право на индивидуальность. Пусть даже эта индивидуальность значительно отклоняется от среднего типа; если только она не вредит другим, она заслуживает охраны закона. Пусть эта индивидуальность кажется нам порой странностью, чудачеством, нужды нет: мы должны даже за чудаком признать право на существование. Этого требует растущее уважение к человеческой личности, этого требует развивающееся нравственное сознание».[109] В структуру права на индивидуальность И. А. Покровский включал охрану жизни, телесной неприкосновенности, свободы, право на имя и т. д.
В этом же ключе содержание понятия индивидуальности определяется и французскими правоведами. Так, все личные неимущественные права Ж. Марадьер разделяет по принципу защиты разных сторон индивидуальности человека: физической (например, телесной неприкосновенности) и нефизической индивидуальности, к которой относится общественная и политическая индивидуальность: свобода передвигаться, мыслить, верить, выражать свои мысли; гражданская индивидуальность: имя, гражданское состояние; нравственная индивидуальность: честь и репутация человека; интеллектуальная индивидуальность, содержанием которой является право авторства, тайна переписки и т. д.[110]
Право на индивидуальность рассматривалось как предмет правовой охраны и защиты и в советском гражданском праве[111].
В узком смысле под индивидуальностью понимаются индивидуальные особенности потерпевшего согласно ст. 1101 Гражданского кодекса РФ, когда индивидуальность выступает критерием оценки степени физических и нравственных страданий. В данном параграфе термин «индивидуальность» будет употребляться в узком смысле – как синоним понятия «индивидуальные особенности потерпевшего».
Индивидуальность в общепринятом понимании означает своеобразие, непохожесть на других. Индивидуальность человека является предметом изучения общей психологии как отрасли психологического знания. Не случайно еще в XIX в. автор психологической теории права Л. И. Петражицкий указывал на психологический смысл понятия индивидуальности, применяемого в правовой науке[112].
Вместе с тем следует отметить два важных момента. Во-первых, классификации индивидуальных особенностей, разработанные в психологии, могут быть использованы для решения правовых проблем, только тогда, когда четко уясняется логико-психологический смысл оснований, заложенных в классификацию. К примеру, деление индивидуальных признаков человека на врожденные и приобретенные, сделанное в психологии с целью изучения возможностей формирования тех или иных признаков, отсутствовавших у конкретного человека, или выявления перспектив коррекции тех индивидуальных особенностей, которые уже сформированы, но не соответствуют принятым в обществе стандартам[113], не способствует решению задачи выявления индивидуальной чувствительности человека к воздействию стрессогенных факторов. Так, нельзя выявить однозначную связь, например, между врожденным или приобретенным характером увечья, физического недостатка и степенью испытываемых по этому поводу переживаний. В то же время этот принцип деления признаков человека важен тогда, когда решается, например, вопрос о степени морального вреда, причиненного в связи с нарушением права человека на развитие.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Индивидуальность потерпевшего и моральный вред"
Книги похожие на "Индивидуальность потерпевшего и моральный вред" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Будякова - Индивидуальность потерпевшего и моральный вред"
Отзывы читателей о книге "Индивидуальность потерпевшего и моральный вред", комментарии и мнения людей о произведении.