Павел Шишкоедов - Философия античности
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия античности"
Описание и краткое содержание "Философия античности" читать бесплатно онлайн.
Книга предназначена всем тем, кто интересуется философией античности и хочет узнать о жизни выдающихся мудрецов этого периода. В ней рассматривается история античной философии от ее зарождения до заката неоплатонизма и закрытия философских школ императором Юстинианом. Книга предназначена как студентам, аспирантам и преподавателям, так и широкому кругу читателей – любому, кто хочет приобщиться к сокровищнице мировой культуры и интересуется античностью, мудрецами, психологией.
Философия античности
Павел Шишкоедов
© Павел Шишкоедов, 2015
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
Посвящение
В память о моей дорогой сестре Наташе.
1. Античная философия и ее становление
Слово «философия» пришло к нам из Древней Греции. Состоящее из двух корней – φιλία (любовь, стремление, жажда) и σοφία (мудрость) – оно означает «любовь к мудрости»
Принято считать, что слово «философия» первым употребил в речи мудрец Пифагор. Об этом факте упоминается в книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»:
Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта (как пишет Гераклид Понтийский в книге «О бездыханной женщине»); мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней – «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости.
Однако с учетом того, что Пифагор не оставил после себя каких-либо сочинений, первым мудрецом, у которого в трудах встречается слово «философ», является Гераклит. Свидетельство этого сохранилось в 35 из «Фрагментов Гераклита»:
Очень много должны знать мужи-философы
Изначально предпосылкой собственно научного знания в Древней Греции стали мифы. Они были призваны объяснить простому человеку мир, его устройство и помочь понять необъяснимые порой явления природы. Грекам были известны множество историй, касающихся богов, их влиянии на жизнь человека и роли в сотворении мира. Несмотря на то, что мифы содержали в себе фантастические идеи, они были связаны с реальным миром, объясняли природные процессы и были понятны большинству.
В определенном смысле, миф был своего рода законом, на основании которого человек черпал знания о том, как ему следует поступать в том или ином случае и что является нормами его поведения.
Древнегреческая философия зародилась на основе мифологии и в течение длительного времени сохраняла с ней тесную связь. Так, например, античная философия в общем смысле опиралась на терминологию и основные положения мифологии. Имена богов использовались философами для объяснения природных явлений, в качестве основы мироздания из мифологии были взяты четыре основных первоэлемента – вода, воздух, огонь, земля, равно как и идеи образования вселенной и мироустройства.
Дофилософским этапом, переходом от мифа к философии принято считать эпоху, в которой трудились древнегреческие писатели Гомер (VIII в. до н. э.) и Гесиод (нач. VII в. до н. э.). Эти знаменитые писатели в своих книгах систематизировали в целом обрывочные мифы и впервые описали их в художественной форме. В поэмах «Илиада» и «Одиссея» Гомер перестает видеть богов как аморфных существ, делая их яркими персонажами и награждая каждого индивидуальными чертами характера. Несмотря на то, что многие поступки людей или свершающиеся события происходят за счет божественного провидения, Гомер делает богов такими же персонажами книг, как и людей.
Несмотря на свое божественное происхождение, они проявляют вполне понятные читателю чувства и эмоции. Человек же, согласно древнегреческой мифологии, в отличие от бога смертен, но обладает некоей сверхъестественной вечной субстанцией – душой. После смерти бренного тела душа покидает тело и переносится в Аид – царство мертвых.
В своих сочинениях Гомер рассматривает и более «земные» проблемы. Так, он высказывает идеи относительно того, как выглядит Земля, представляя ее в форме диска. Земля со всех сторон окружена Океаном, а сверху накрыта куполом. Верхняя часть этого купола заполнена эфиром и представляет собой Олимп, на котором располагаются боги. Нижняя же часть видима человеку и заполнена воздухом, в котором возникают облака и дожди. Снизу диска Земли, по мнению Гомера, в целом схожая структура. Ближе к Земле располагается уже упомянутый Аид, а еще глубже – бездна Тартар.
Другой знаменитый древнегреческий автор. Гесиод. в своей книге «Теогония» (греч. θεογονία – «происхождение богов») описал порядок образования Космоса или вселенной:
Прежде всего во вселенной
Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший, – Эрос
Сладкоистоменный – у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
(Гесиод. Теогония, 116– 122. Пер. В. В. Вересаева)
Геей Гесиод называл Землю, а Эрос представлял собой любовь. Вместе с Землей рождаются Эреб (мрак) и Нюкта (ночь), от брака которых на свет появляются Эфир (верхний слой воздуха) и Гемера (день). Гея, в свою очередь, рождает Урана (небо), а также создает горы и море Понт.
Детьми Геи являются также Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Нюкты и Эреба – Гипнос (Сон), Керы (несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Ата (Обман).
Затем на свет появляются Титаны. Сыном титана Кроноса являлся Зевс, который, победив своего отца, стал правителем Олимпа. Выделяют двенадцать основных греческих богов – Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес.
Еще одним этапом перехода от мифа к философии можно считать сочинения и высказывания «Семи мудрецов» в начале VI в. до н. э.
В разных источниках в качестве этих мыслителей фигурируют различные имена. Однако первым литературным источником о их жизни является диалог Платона «Протагор» (IV в. до н. э.), в котором упоминается, что Сократ называет в числе «Семи мудрецов» Фалеса Милетского, Бианта из Приены, Питтака Митиленского, Солона Афинского, Клеобула из Линда, Периандра Коринфского и Хилона Спартанского.
«Семь мудрецов». Иллюстрация из книги Г. Шеделя «Всемирная хроника» (1493)
Другими античными авторами в этот список включались также Акусилай, Анаксагор, Ариотодем, Леофант, Орфей, Памфил, Периандр, Пифагор, Ферекид, Эпименид и другие.
Семь мудрецов считались умнейшими жителями Греции своего времени. Они знамениты прежде всего своими изречениями, названными впоследствии «гномами» (греч. γνώμη – «мнение», «изречение», «определение»). В таких изречениях они давали ответы на какие-либо насущные вопросы, касающиеся мироустройства, богов, жизни людей и т. д.
Кратко рассмотрим достижения этих мудрецов:
– Питтак (Πιττακός) из Митилены (651—640 до н. э. – 569—568 до н. э.) – древнегреческий мудрец, один из Семи мудрецов
Питтак прославился тем, что вместе с Алкеем освободил родной город от тирана Меланхра около 611 года до н. э. Во время войны с Афинами он проявил мужество и отметился удачным командованием жителей Митилены, за что был впоследствии назначен ими эсимнетом (греч. αίσυμνήτης – выборный правитель). По легенде, Питтак вызвал на бой командующего афинян Фринона, видя что афиняне будут осаждать Митилену. Он предложил Фринону избежать кровопролития и решить исход битвы в поединке один на один. Питтак убил своего противника, что и предопределило победу митиленцев. Став правителем, мудрец начал бороться с беззаконием и беспорядками, для чего ввел ряд законов. Так, он ввел закон, согласно которому преступление, совершенное пьяным, должно заслуживать вдвое большее наказание, чем то же преступление совершенное трезвым. По свидетельству Диогена Лаэртского, его правление продлилось порядка десяти лет. Установив порядок в обществе, он добровольно отказался от занимаемой должности.
Памфила во II книге «Записок» утверждает, что сына Питтаки убили. Когда убийцу привели к мудрецу, тот велел его отпустить, сказав при этом: «Лучше простить, чем мстить». Как сообщается, мудрец умер третий год 52-й олимпиады в глубокой старости.
Питтак Митиленский является автором следующих выражений: «Что тебя возмущает в ближнем, того не делай сам», «Трудно быть добрым», «Желай всем нравиться», «Никого не брани», «Что бы ты не делал, делай это хорошо», «Не желай дурного не только друзьям, но и врагам своим», «О том, что намерен делать, не рассказывай: не выйдет – засмеют», «Доверенный тебе залог отдай», «Слушай друзей», «Не вини других в своих неудачах. Это только вызывает еще больший гнев Богов», «Лелей благочестие, воспитание, самообладание, рассудок, правдивость, верность, опытность, ловкость, товарищество, прилежание, хозяйственность, мастерство», «Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она уже пришла», «Корысть ненасытна», «Знай всему пору», «Умеренность люби», «Как отыскать дельного человека? Если искать с пристрастием, то такого и не найти».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия античности"
Книги похожие на "Философия античности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Шишкоедов - Философия античности"
Отзывы читателей о книге "Философия античности", комментарии и мнения людей о произведении.