Борис Волженкин - Избранные труды

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Избранные труды"
Описание и краткое содержание "Избранные труды" читать бесплатно онлайн.
В сборник избранных трудов одного из видных теоретиков в области уголовного права Б. В. Волженкина вошли научные работы, начиная от авторефератов диссертаций до отдельных работ монографического характера, теоретические положения которых остаются актуальными и представляющими интерес для современного читателя. Все работы приводятся с современными комментариями.
Книга предназначена для студентов и аспирантов, изучающих уголовное право, преподавателей, работников следствия, прокуратуры и суда, а также для всех интересующихся вопросами уголовного права и экономическими правонарушениями.
Мы особо подчеркиваем ошибочность, недопустимость с позиций диалектического материализма отождествлять необходимость как внутреннюю закономерность развития того или иного объекта, тела, явления в целом с необходимостью как следствием действия определенной причины, результатом пересечения нескольких причинных цепей, сочетания определенных причин и условий.[246] Указанная необходимость может являться в то же время случайностью по отношению к общей закономерности того или иного явления. Диалектика несовместима с метафизическим противопоставлением необходимости и случайности. В. И. Ленин подчеркивал что различие между необходимым и случайным носит относительный характер.[247] Нет явлений или необходимых, или случайных. Каждое явление в одно и то же время, но в разных отношениях, в связи с разными детерминирующими факторами будет и необходимым и случайным.[248] То или иное событие по отношению к внутренней существенной необходимости (закономерности) развития объекта может быть случайным, внешним. Однако по отношению к полной совокупности детерминирующих факторов, оно также оказывается необходимым. В непонимании диалектики соотношения необходимости и случайности и состояла главная ошибка метафизики в данном вопросе.[249] Так, совершение преступления конкретным лицом не предопределено изначально как неизбежность, является случайным по отношению к закономерностям, детерминирующим существование и развитие преступности в целом и отдельной личности. Однако оно является необходимым следствием целого ряда конкретных причинно-следственных отношений и иных детерминирующих факторов.
Весьма спорные, на наш взгляд, положения применительно к данному вопросу высказаны в работе В. Н. Кудрявцева «Причинность в криминологии». Поставив вопрос, определяют ли причины преступления с неизбежностью его совершение или здесь есть место случайности, автор в ходе дальнейшего рассуждения пришел к выводу лишь о статистическом характере связи между причинами и следствиями в человеческом поведении и относительной самостоятельности человеческих поступков. Определенное сочетание детерминирующих факторов лишь статистически, в массе явлений порождает преступление. Отдельный же человек может и не совершать при этом преступления.[250]
Прежде всего неправильна уже сама по себе постановка вопроса, необходимым или случайным является совершение конкретного преступления, или одно и то же явление в разных отношениях, по отношению к разным детерминирующим факторам является и необходимым, и случайным. Далее. Что значит «относительная» самостоятельность человеческих поступков? Ведь тогда же следует указать, от чего же поступок человека зависит (несамостоятелен) и от чего он не зависит (самостоятелен). По существу здесь у автора налицо возвращение к идее произвольности человеческого поведения, хотя и в рамках статистической закономерности. Представляется, что эти положения В. Н. Кудрявцева связаны с неточным пониманием соотношения необходимости и случайности и природы статистической детерминации. Статистическая закономерность – это закономерность развития совокупности однородных в каком-либо отношении вещей, явлений. Но будучи в определенном отношении членом совокупности, данная вещь не перестает быть отдельным, самостоятельным в других отношениях.
Статистическая детерминация представляет собой лишь один из видов отношений детерминации, заключающийся в том, что одно состояние совокупности вещей детерминирует другое состояние совокупности же вещей, явлений, причем детерминирует его необходимо. Статистические законы – это законы распределения массовых событий или явлений и именно это распределение выступает в них как необходимость а наступление отдельного явления из этой совокупности детерминируется статистической закономерностью лишь с вероятностью.
Однако статистические законы нельзя ни отождествлять, ни противопоставлять причинности. Они участвуют и в детерминации состояния совокупности явлений (с необходимостью), и в детерминации отдельного явления (с вероятностью), но это не причинная, генетическая детерминация. Статистическая детерминация отдельного явления, события дополняется причинной детерминацией, поэтому признание действия статистической закономерности не исключает действия, а следовательно, и возможности установления конкретных причин того или иного явления, входящего в статистическую совокупность. А отсюда и другой вывод: статистическая закономерность как закономерность развития совокупности вещей, определяющая лишь вероятность наступления отдельного события, вовсе не исключает необходимого характера развития каждого члена этой совокупности и необходимости наступившего события. Просто каждый раз оценка дается по отношению к разным детерминирующим факторам. «Случайность поведения индивида по отношению к коллективу, в который он входит, – пишет Б. М. Кедров, – отнюдь не означает беспричинность, незакономерность поведения индивида. Движение отдельной молекулы газа или бросание монеты сами по себе являются строго детерминированными, причинно обусловленными: для молекулы – начальным ее состоянием и последующими соударениями с другими молекулами и со стенками сосуда, заключающего данный газ; для монеты – характером сообщенного ей толчка при подбрасывании, влиянием окружающего ее воздуха, характером поверхности, на которую она падает, и т. д. Но если мы отвлекаемся от всех этих и подобных обстоятельств и рассматриваем данный индивид с точки зрения всего коллектива с его закономерностями как целого, то в такой связи поведение (движение) индивида выступает по отношению к коллективу как случайное, а закономерность коллектива по отношению к нему – как необходимое».[251]
Таким образом, каждый человек находится под детерминирующим воздействием и статистической закономерности, поскольку он в определенных отношениях принадлежит к той или иной совокупности, коллективу, и одновременно – конкретных объективных и субъективных детерминант. Статистическая закономерность детерминирует как бы определенные границы его поведения, и по отношению к этой закономерности поведение может быть различным, является вероятностным, случайным; по отношению же к конкретным детерминирующим обстоятельствам его поведение будет определенным, необходимым. Уникальность, неповторимость каждой личности, сложность, изменчивость и разнопорядковость внешних и внутренних детерминирующих факторов не исключают того, что личность в определенный момент поступает определенным образом.
Данное положение вовсе не ведет к фатализму. Выбор человеком соответствующего варианта поведения детерминирован особенностями его личности. Ленинское положение, что идея детерминизма «не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий»,[252] как раз и означает, что при одних и тех же обстоятельствах люди поступают в зависимости прежде всего от своих нравственных установок. Последние же не предопределены, не свойственны им изначально, а развиваются в течение всей жизнедеятельности субъекта в результате воздействия окружающей среды и самовоспитания. Тем самым марксистский детерминизм преодолевает фатализм как изначальную предопределенность поступков человека.
Поведение человека не «относительно самостоятельно» и не «относительно свободно», а свободно в марксистском значении этого понятия. Человек как мыслящее существо способен оценивать значение своих действий и фактические обстоятельства, в которых он находится, и сознательно выбирать на основе своих потребностей, взглядов и установок определенное поведение из всех возможностей, имеющихся в конкретной обстановке. Свободное поведение – это поведение в соответствии со своей направленностью, со своими установками и желаниями. Поведение человека свободно, потому что это – его поведение, выражение его внутренней сущности, его прошлого опыта, совершаемое им сознательно, «со знанием дела». Свобода воли, как ее понимает материалистическая диалектика, заключается не в свободе от причинности, а в возможности человека самому определить линию своего поведения, отвергнув все решения, не совместимые с ней.[253]
Детерминизм и прогнозирование индивидуального преступного поведения. Детерминистическая концепция рассматривает каждый, в том числе преступный, акт поведения человека как необходимое следствие определенного детерминирующего комплекса, решающую роль в котором играют направленность личности, ее нравственные особенности. Исходя из этого, ее сторонники обосновывают принципиальную возможность прогнозировать индивидуальное поведение, т. е. делать вывод, как вероятнее всего поступит конкретный человек при определенных обстоятельствах. Умение предсказать будущую действительность – важнейшая сторона марксистско-ленинской теории. Этот прогноз основывается на анализе действительности, анализе тех разнообразных возможностей, которые коренятся в этой действительности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные труды"
Книги похожие на "Избранные труды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Волженкин - Избранные труды"
Отзывы читателей о книге "Избранные труды", комментарии и мнения людей о произведении.