Ольга Голосова - Апостол дня. Толкования на Апостольские чтения церковного года

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Апостол дня. Толкования на Апостольские чтения церковного года"
Описание и краткое содержание "Апостол дня. Толкования на Апостольские чтения церковного года" читать бесплатно онлайн.
Издание продолжает и дополняет собой книгу «Евангелие дня. Толкования на Евангельские чтения церковного года». В него вошли классические толкования свв. Отцов и выдающихся пастырей Церкви на каждое зачало, т. е. на каждый фрагмент книги Апостол, читаемый ежедневно за богослужением. Тексты Священного Писания (Деяния и послания свв. апостолов) и толкования к ним приводятся в том составе и последовательности, в которой они читаются во время Божественной литургии в течение церковного года, начиная с праздника Пасхи. В особые разделы выделены Евангелия двунадесятых и великих праздников, Великого поста и Страстной Седмицы. Таким образом, не имея возможности ежедневно присутствовать за Божественной литургией, вы можете последовательно знакомиться с апостольским учением и толкованием на него, предлагаемым Православной Церковью в каждый день года.
Феофан Затворник, свт. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Ефесянам.
Вторник
Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, – всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
Ни Моисей, ни после него многие, даже евангелисты, не выставляли имен своих перед писаниями своими, а ап. Павел ставит имя свое перед каждым посланием своим: это потому, что те писали для живших вместе с ними, а он посылал писания издали и по обычаю исполнял правило отличительного свойства посланий. Только в Послании к Евреям он не делает этого, ибо они ненавидели его: посему, чтобы, услышав тотчас имя его, не перестали слушать его, утаивает имя свое в начале. А для чего он из Савла переименован Павлом? Для того, чтобы ему и в этом не быть меньше верховного из апостолов, названного Кифой, что значит «камень» (Петр) (см.: Ин. 1, 42), или сыновей Зеведея, нареченных Воанергес, т. е. «сыновьями грома» (см.: Мк. 3, 17).
Рабство имеет многие виды. Есть рабство по сотворению… (ср.: Пс. 118, 91). Есть также рабство чрез веру, о котором сказано: стали послушны тому образу учения, которому предали себя (Рим. 6, 17). Наконец, есть рабство по образу жизни: в этом отношении назван рабом Божиим Моисей (Нав. 1, 2). Павел – «раб» во всех этих видах. <…>
Призванный. – Слово это означает смиренномудрие, ибо им показывает Апостол, что он не сам искал и нашел, но был призван. <…>
Избран в благовестие Божие. – Т. е. выбран к служению благовестия. Иначе: избран вместо предопределен к этому, как и к Иеремии говорит Бог: прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя (Иер. 1, 5). И сам Павел говорит в одном месте: когда благоволил Бог, избравший меня от утробы матери моей (Гал. 1, 15). Далее, не напрасно говорит он: призванный и избран в благовестие. Т. к. слово у него было к тщеславным, то и внушает, что он достоин веры, как посланный свыше. Самое же благовестие называет так не по совершившимся только, но и по будущим благам, а именем благовестия тотчас утешает слушателя, ибо благовестие содержит не печальное что-нибудь, каковы предречения пророков, но сокровища несчетных благ. А благовестие это есть благовестие Бога, т. е. Отца, и потому, что даровано Им, и потому, что делает Его известным, ибо хотя Он известен был и в Ветхом Завете, однако одним иудеям, но и им неизвестен Он был как Отец, впоследствии же, чрез благовестие, Он вместе с Сыном открылся всей вселенной.
Которое Бог прежде обещал через пророков Своих – Т. к. проповедь ту поносили как нововведение, то показывает, что она древнее язычества и прежде описана была у пророков, даже слово «благовестие» находится у Давида, который говорит: Господь даст слово: провозвестниц великое множество (Пс. 67, 12), и у Исаии: как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир (Ис. 52, 7).
В святых писаниях. – Пророки не только говорили, но и писали и изображали действиями, например: Авраам посредством Исаака, Моисей посредством змия, воздеяния рук и заклания агнца. Ибо когда Бог имел уготовить нечто великое, то предвозвещает о том задолго прежде. Посему, когда говорит Он, что многие пророки желали видеть, что вы видите, и не видели (Мф. 13, 17), то выражает сим, что они не видели самой плоти Его, а потому не видели и знамений, совершающихся перед их глазами.
О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти. – Здесь явно показывает два рождения, ибо чрез слова: о Сыне Своем, т. е. Божием, – указывает на рождение горнее, а чрез выражение – от семени Давидова – на рождение дольнее. Присовокуплением же: по плоти — показал, что и рождение по Духу принадлежит Ему. Посему благовестие есть не о простом человеке, ибо оно – о Сыне Божием, и не о простом Боге, ибо оно – о Рожденном от семени Давидова по плоти, так что Один и Тот же есть то и другое, т. е. и Сын Божий, и Сын Давида. Посему да устыдится, наконец, Несторий. Упоминает же и Апостол о рождении Его по плоти, как и три евангелиста, чтобы от него возвести слушателей к высшему рождению. Так и Сам Господь сначала виден был Человеком, а потом признан Богом.
Открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем. – Выше сказал: о Сыне Своем, а теперь доказывает, как Он познан Сыном Божиим, и говорит, что Он наречен, т. е. показан, утвержден, признан, ибо наречение есть самое признание, приговор и решение. Ибо все признали и решили, что Он – Сын Божий. Как так? В силе — т. е. чрез силу знамений, которые Он творил. Притом по духу святыни, чрез который освятил верующих, ибо даровать это свойственно Богу. Также через воскресение из мертвых, ибо Он первый, и притом Он один. Сам воскресил Себя. Итак, Он узнан и открылся Сыном Божиим чрез воскресение, ибо и это великое дело, как и Сам Он говорит: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин. 8, 28).
Через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере. – Заметь признательность. Ничего, говорит, нет нашего, но все получено нами чрез Сына. Я получил апостольство и благодать чрез Духа. Он, – говорит Господь, – наставит вас (см.: Ин. 16, 13). И Дух говорит: отделите Мне Павла и Варнаву (Деян. 13, 2), и: дается Духом слово мудрости (1 Кор. 12, 8). Что это значит? То, что принадлежащее Духу принадлежит Сыну и наоборот. Благодать, говорит, и апостольство получили, т. е. не по заслугам своим стали мы апостолами, но от благодати свыше. Но и убеждение есть дело благодати, ибо делом апостолов было ходить и проповедовать, а убеждать слушающих – всецело принадлежит Богу. Покорять вере. Мы посланы, говорит, не для словопрения и не для исследования или доказательства, но покорять вере, чтобы поучаемые слушали, веруя без всякого противоречия.
Все народы. – Благодать получили покорять вере все народы мы – не я один, но и прочие апостолы: ибо Павел не обошел всех народов; разве скажет кто-нибудь, что если не при жизни, то по смерти он ходит ко всем народам через послание. А веровали бы, слыша об имени Христа, а не о сущности Его, ибо чудеса творило имя Христово, и оно само требует веры, потому что и его нельзя постигнуть разумом. Смотри, каков дар благовествования: оно сообщено не одному народу, как Ветхий Завет, но всем народам.
Между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом. – Здесь сокрушает высокомерие римлян. Вы не больше получили, чем прочие народы, над которыми вы почитаете себя владыками, почему как проповедуем прочим народам, так и вам: не тщеславьтесь же. Иначе: и вы призваны, благодатью предупреждены, а не сами пришли.
Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым. – Не просто: всем находящимся в Риме, но: возлюбленным Божиим. Откуда же видно, что они возлюбленные? Из освящения, а святыми называет всех верующих. Прибавил же: призванным, укореняя в памяти римлян благодеяние Божие и показывая, что хотя бы между ними находились и консулы и префекты, но Бог всех призвал тем же самым призванием, каким и простолюдинов, одинаково возлюбив и освятив вас. Итак, поскольку вы одинаково и возлюблены, и призваны, и освящены, то не превозноситесь над незнатными.
Благодать вам и мир. – И Господь заповедал апостолам, чтобы, когда входят в домы, это слово произносили первое. Брань, прекращенная Христом, которую породил для нас грех против Бога, была нелегкая, а мир тот приобретен не нашими трудами, но благодатью Божиею: итак, первее благодать, потом мир. Апостол молит о непрерывном и ненарушимом пребывании обоих этих благ, дабы опять, если впадем в грех, не возгорелась новая брань.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Апостол дня. Толкования на Апостольские чтения церковного года"
Книги похожие на "Апостол дня. Толкования на Апостольские чтения церковного года" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Голосова - Апостол дня. Толкования на Апостольские чтения церковного года"
Отзывы читателей о книге "Апостол дня. Толкования на Апостольские чтения церковного года", комментарии и мнения людей о произведении.